Барашек в бумажке

Наталья Айрумова
(Из цикла «Эти стильные дожди»)

Однажды вечером в нашей теплой компании зашел разговор о "барашках в бумашке", то есть взятках.
 
При этом выяснилось, что делиться своими доходами некоторым из нас приходилось неоднократно. Но вот в душе каждый искренне верил, что  совершал этот «аморальный» поступок исключительно во имя благой цели. А вот признаться, что и самому приходилось «брать», никто не решился. Может быть,- закралась крамольная мысль,- потому, что не предлагали? .

-Эх, была не была,- подумала я и решила рассказать, как несколько лет назад при довольно странных обстоятельствах мне что-то подобное предложили.
В тот теплый сентябрьский вечер, возвращаясь с работы домой, я успела на местном базарчике затарить большой пластиковый  пакет.


Тучи сгущались, где-то вдалеке гремел гром, но жила я рядом и потому  рассчитывала добраться под крышу до первых капель дождя. Сзади послышались быстрые шаги и вдруг кто-то молча, одной рукой подхватил мою тяжелую поклажу, а другой стал  демонстрировать сто долларовую  купюру.


Фокус незнакомого мужчины был не для слабонервных. И,хотя до моего убежища было рукой подать, от неожиданности я оторопела. Наверное со стороны  все  это выглядело довольно странно, и, проходящие мимо соседи, заинтересовано поглядывали  на нашу парочку. Оценив ситуацию и решив, что это всеже не разбойник с большой дороги, я немножко успокоилась.


Но одна мысль не давала покоя: не дай Бог под натиском грубой  мужской силы мой пакет разорвется и его содержимое с шумом  рассыпется по влажному тротуару. Ведь тогда  придется  вернуться на рынок и уже под дождем вновь обходить торговые ряды.

 
Однако  в ответ на мое ярко выраженное возмущение, мужчина попытался вкратце  прокомментировать  свой странный поступок. Из всего сказанного я лишь одно поняла, что он пытается  «осчастливить»  меня протянутой «зелененькой" бумажкой. Покрывшись испариной, я что-то пролепетала про странный презент, который  нежданно-негаданно пытаются всучить мне прилюдно, вот только не понятно за что?!


Увидев мой брезгливый испуг, незнакомец, размахивая рукой, продолжал что-то "вспоминать" про наше давнее знакомство и приглашать в отличный  ресторанчик, в котором у него «все схвачено». Я медленно перевела глаза с любезного моему сердцу пакета с продуктами  на захватчика. При этом , как и следует  женщине в столь странном  положении, успела мельком отметить и элегантный костюм и модный зонт-трость незнакомца.


А тот, воспользовавшись передышкой,  попытался сбивчиво  донести до моего воспаленного сознания происхождение долларов. По его словам выходило, что он абсолютно честно их заработал и вот уже много лет хранит этот "артефакт", надеясь, что когда-нибудь доставит мне удовольствие.
 
В этом неожиданном признании именно слово «удовольствие», произнесенное  громко и отчетливо,было ключевым.Именно оно должно было, по замыслу  незнакомца, произвести на меня особенное впечатление.


Но я, даже не попытавшись вникнут в суть его лирического монолога, стала  осторожно освобождать из его руки пакет. Уловив мое настроение, мужчина,  поставив его на ступеньку бутика и, раскрыв надо мной огромный зонт,робко попросил уделить ему всего  несколько  минут. Вариантов не было.

И согласившись я попыталась узнать что же это было: взятка  или  возвращение какого-то долга в у.е.? Хотя, положа руку на сердце, совершенно не помнила о таком "экстриме" в прошлом.
 

-Мы действительно лично незнакомы, внезапно обнадежил меня преследователь. Но  не по моей вине - просто Вы меня никогда не замечали...Помните Юлию Тимуровну?
-А как же, конечно помню,- обрадовано сказала я. Юля была моей одноклассницей и даже до землетрясения жила в соседнем дворе.

 
-Вот-вот,- загорелся мой нежданный собеседник, наконец нащупав общую тему для продолжения разговора. Несколько лет назад мы с Юлей работали в одном  торговом  центре. Она тогда руководила финансовым отделом, а мой кабинет находился рядом. Поэтому, когда Вы иногда приходили  к ней, то мы с Вами  невольно пересекались. Теперь припоминаете?
 
Из вежливости я кивнула, продолжив зыбкую тему торговли критическим  замечанием  про оные времена, в которых  хорошо  жилось тем, кто имел доступ к желанному «подприлавочному» дефициту.


-О,я вас хорошо понимаю,- заверил меня  мужчина. В минувшем веке торговая  система была не на высоте. И спекуляция процветала, но уверяю Вас, что среди работников торговли были и честные люди, которые просто не  могли повлиять на сложившуюся ситуацию.Увы и ах, но представитель торгового  племени  этим запоздалым  оправданием не вызвал у меня никакого сочувствия.

 
Но я постаралась  расслабиться и в соответствии со своей профессиональной  деятельностью извлечь пользу  из навязанного мне интервью. Разумеется, исключительно ради читателей нашего популярного издания.

Поэтому уже через несколько минут мы основательно  углубились в  воспоминания  о сложном  существовании  наших соотечественников на переломе двух  столетий, когда понятие «достать» практически заменило слово купить... 


Тогда в перестроечное время всех сильно озадачивало состояние  «потребительской корзинки», из которой по неведомой причине стремительно исчезало  продовольствие. Особенно страдали те, кому местные эскулапы после сложных операций прописывали на длительный реабилитационный  период  жизненно необходимые  продукты питания. При этом никого не интересовало, что в тот сказочный  «short list» попадал и провиант. 


Что и говорить, мне тогда здорово подфартило на внезапную встречу с одноклассницей Юлькой, которая после  окончания  престижного вуза надолго  застряла в торговле. Поначалу наша с ней  «девичья» беседа носила непринужденный светский характер, но постепенно с общих тем про беззаботные  школьные  годы, учебу в институтах, родителей и друзей-товарищей, мы  плавно перетекли на семейные  проблемы. 


А далее, в разговоре о том и о сем, выяснилось, что для Юлии Тимуровны  и супер популярные французские духи «Climat», и полезное вологодское сливочное масло, хотя и стояли в разных финансовых отчетах, являлись лишь очевидным ассортиментом, хотя совершенно недоступным для рядовой ячейки  общества. 


Было заметно, что моя одноклассница по укоренившейся традиции ждала с моей стороны проявления «белой  зависти», или  уж на худой конец робкой просьбы из серии  «достань чего-нибудь»... Но, увы, засидевшись на  «дефиците», она основательно подзабыла, что такие как я, еще со студенческой  скамьи  очарованные булгаковской прозой, твердо  уверовали:  «Никогда и ничего не просите! Сами все предложат и сами все дадут!» 


Именно на этой высокой ноте, засевшей в моей голове, я попрощалась с бывшей  одноклассницей, пожелав ей крепкого здоровья и успехов в труде. А дабы не привлекать внимание к своей скромной персоне я в своих стареньких  «лодочках» торопливо, но гордо, прошаркала к дому, чтобы вовремя дать  лекарство и накормить сынишку. Из-за навалившихся забот встреча с Юлькой быстро забылась.


Однако через пару дней заведующая «дефицитным» отделом сама позвонила мне и с обидой в голосе выговорила, что только сегодня случайно узнала и о трагических переменах в моей судьбе, и о сложной операции, которую  недавно  перенес мой  ребенок. В общем, сообщила она, ее водитель скоро подвезет  мне килограммовый  брикет  сливочного масла, пару  упакованных  курочек,  залетевших  из далека, гречку и баночку сгущенки. Я удивилась. 

Примерно через полчаса в дверь позвонили. Аккуратный, улыбчивый мужчина средних лет, войдя в коридор, осторожно водрузив  на полку у зеркала красивый пластиковый пакет с продуктами, протянул моему мальчику большую шоколадку. На мой вопрос про оплату, он твердо заверил, что все расчеты только через Юлию Тимуровну... И, попрощавшись, отбыл  восвояси. Вечером того же дня я занесла Юльке всю сумму и поблагодарила за заботу. 


Но ровно через неделю  вновь раздался звонок и начальственный женский голос  выговорил, что отложенный продуктовый набор уже ждет меня с утра и до вечера в ее рабочем  холодильнике. Отказываться  было не вежливо.Конечно мою принципиальную натуру это сильно напрягло.

Но, сложившая распределительная система, при  которой  каждому горожанину  ежемесячно по месту  регистрации  продавались лишь основательно залежавшиеся продукты, несколько метров ситца и бутылка водки, легко обменивавшуюся  на лишний килограмм риса или муки, невольно заставляла посмотреть на  мир другими  глазами  ради  благополучия  сынишки. В общем, благодаря  усиленному питанию, через пару месяцев мой  Антошка был практически здоров и отправлен в детский сад.


С тех пор много воды утекло вместе с купонами, инфляцией, эмиссией и тысячекратной деноминацией рубля. Но в памяти навсегда осталось доброе отношение моей одноклассницы, которая ничего не требовала взамен за свой альтруизм. Правда, однажды Юля все-таки намекнула на таинственного поклонника, готового принять участие в моей жизни, но, не увидев в моих глазах энтузиазма, быстро перевела разговор на другую тему.


-Да, со вздохом попеняла я моему преследователю,- в наше время бизнес персоны, донельзя взвинтив цены, окончательно победив дефицит. К тому же, они сумели успешно узаконить свою порочную деятельность.

-Наверняка и Вы из их среды?
-Нет, я нынче преподаю, ведь когда-то  учился с Вашей одноклассницей на одном факультете, торопливо ответил мой преследователь.
 

-Конечно, лукавит, - подумала я. Но, вслух похвалила за перемену участи и,  сменив гнев на милость, попыталась выслушать эпопею его жизни. Однако, мой  собеседник, сообразив, что слушаю я лишь из вежливости, даже ни разу не назвав его по имени, лихо сложил  зонт-трость и,опять достал заветную сто долларовую бумажку...

Я отшатнулась, но оскорбиться не успела, так как настойчивый кавалер сообщил, что более двух десятков лет хранил добытую честным трудом эту иностранную купюру, мечтая когда-нибудь потратить ее на любимую женщину. А  так как другие женщины  из-за  накрапывающего  дождя  давно разбежались, то мне пришлось невольно эти слова принять на свой счет.


Мужчина твердо заверил, что повода с моей стороны не было, но работая в одном коллективе с Юлией Тимуровной, он тщетно пытался привлечь  мое внимание полезными поступками. А уже затем, когда та перешла на другую работу, и я перестала заходить в служебное помещения торгового центра, он издалека  наблюдал за моими  прогулками  с подрастающим сыном, а потом и с мужем. А как-то раз даже осмелился  навестить меня на работе. Но его ко мне не пропустили. 


И вот, наконец, встретив меня в этот осенний вечер, решил: сегодня самое время! Естественно я отвергла запланированный им ресторанный поход. Но, присмотревшись к  мужчине повнимательнее вдруг, благодаря Мнемозине - богине памяти, припомнила его фигуру на фоне сплошного дефицита. Мне стало не по себе и, быстренько обдумав непростую ситуацию, я постаралась вежливо обосновать свой  категорический отказ болезнью супруга, дождливой погодой и сумерками.   


-А что было потом? – поинтересовались заинтригованные слушатели. 
-Ничего особенного. Мой преследователь как великую драгоценность донес пакет с овощами и фруктами до порога квартиры. Затем, прощаясь, сообщил, что его  предложение  пока мы живы остается в силе.

Идут года, но порой мне  кажется, что Незнакомец в один из дождливых дней  может внезапно возникнуть на моем пути со своей навязчивой мечтой.


Внимательно выслушав историю, наш «приземленный» ортопед заметил, что  уже давненько  не верит в романтику. А вот  доля авантюризма, по его мнению, в этой ситуации была  бы не лишней. К тому же, мои верные друзья  всегда готовы  придти на  помощь и найти  применение антикварной «зелени». Затем, достав пачку сигарет, отправился курить.

Когда он вышел из комнаты, я тихонько достала и продемонстрировала всем те самые сто долларов, которые однажды вечером мой упрямый  Незнакомец  умудрился незаметно вложить в мою сумочку. И теперь та "взятка" хранится у меня.

 
Кстати, к этой истории мой супруг отнесся довольно стоически. И однажды в шутку заметил, что если когда-нибудь я все-таки соглашусь на свидание со своим  давним поклонником, чтобы наконец потратить те самые доллары по назначению, то было бы справедливо поднять один из бокалов и в его память...