Последняя ночь

Эли Фиш
Марк долго не мог заснуть. Совсем недавно дети забрали его из больницы после инсульта. Он уже думал, что не выберется, но выбрался. Ему казалось, что его сын и невестка абсолютно к нему равнодушны, и даже кошку с собакой любят больше, чем его. Но в больнице, а потом в реабилитационном центре они посещали его каждый день. И хотя были очень заняты по работе, проводили с ним довольно много времени, пытаясь убедиться, что он идет на поправку. Все не так плохо, вроде чувствую себя лучше. Почему так погано на сердце? Может быть, он сам в чем-то неправ? Таким, какой он есть, сделала его жизнь.
Его израненный отец спас ему жизнь. После госпиталя он нашел его в детском доме, где маленький Марк умирал с голоду, и сам еле живой, десять километров нес сына на руках. У отца Марка характер был далеко не сахар. Но при всех его недостатках Марк никогда не давал его в обиду ни жене, ни другим своим родственникам, с которыми его отец в силу его характера очень часто ссорился. До сих пор он терпеть не мог, когда дома выбрасывали хлеб. Можно было выбросить пирожное и любую другую пищу, но только не хлеб.
Марк в Советском Союзе всю жизнь проработал в торговле, и даже занимал довольно высокие должности. Но в силу своего характера, а может, и природной трусости, всю жизнь жил на одну зарплату, даже не пытаясь воспользоваться тем, что, казалось, само шло ему в руки. Единственной его слабостью был хрусталь. В течение всей жизни он собирал блюда, графины, бокалы и все прочее. Он очень хорошо разбирался в хрустале и сразу отличал настоящий хрусталь от подделки.
Женат он был всего один раз. После рождения сына жена почти сразу заболела. Но бросить ее вместе с их единственным ребенком у него никогда не было даже в мыслях. Да, конечно, всю жизнь он имел любовниц. Но его жена никогда не знала об этом, по крайней мере, он был в этом твердо уверен. Конечно, время от времени они ссорились с женой, и она даже несколько раз делала вид, что порывается уйти к маме. Но всегда все заканчивалось одинаково: в дверях ей становилось плохо с сердцем, и принимавший все за чистую монету сын, бережно провожал мать в спальню, где, конечно, в ту же ночь они мирились.Другой женщины, которая могла бы жить с ним, Марк себе не представлял. Жена умерла рано, не дожив до шестидесяти. С этого момента в нем что-то сломалось. Казалось бы, гуляй, не хочу. Но он неожиданно для самого себя абсолютно потерял интерес к женщинам. И хотя до кладбища было ехать довольно далеко, они с сыном очень часто посещали могилу матери.
Потом настала перестройка, непонятные времена, и сын решил уехать в Израиль. У них была хорошая квартира, и Марк мог остаться. Но он решил уехать вместе с сыном, чтоб не оставаться совсем одному, потому что после смерти жены с родственниками почти не общался. Сын в Москве занимался бизнесом. Он решил делать то же самое в Израиле, и довольно быстро те приличные деньги, с которыми они приехали, растворились .Однако, надо отдать должное сыну, он все-таки нашел свое дело, и теперь они вместе с его новой подругой днями и ночами занимались своим бизнесом, обеспечивая себе и ему довольно приличное существование. Его отдушиной была собака Дик, благодаря которому он выходил на улицу и подолгу гулял. Но здоровье начало сдавать. Сначала был инфаркт, потом инсульт. И вот теперь он лежит в своей постели и думает, как же ему жить дальше. Его домочадцы оказывается любят его, просто очень заняты. Надо поговорить с сыном, постараться понять его новую сожительницу. А то, что он целыми днями смотрит сериалы... А чем же ему еще заняться? Уже далеко за 70, и в доме должен быть мир и понимание.Надо поговорить об этом с детьми. Ведь в молодости в своем кругу он считался душой компании. Это ему принадлежат две запоминающиеся фразы: "Время Брежнева очень мерзкое, но мы еще пожалеем, что оно ушло" и другая: "Если в Советском Союзе когда-нибудь будет капитализм, он будет такой же кривой, как и социализм."
Он все прекрасно понимал. и никуда ни во что не лез. Даже дома среди своих он жил как квартирант, ни во что не вмешиваясь, ничего не решая. Единственной его задачей было выгуливать собаку. и то, потому что другого выхода не было - дети все время на работе. Хотя он сам прекрасно понимал, что прогулки с псом - это его спасение. Нет, надо попробовать начать жить. С этой мыслью Марк постарался заснуть. Он составил себе план дальнейшей жизни, которому не суждено было осуществиться. Утром он не проснулся.

ЭЛИ ФИШ