Божественная справедливость

Астральный Критик
Справедливость

Какова этимология слова "справедливость"?
Анонимный пользователь, 18 апреля 12:06
Ruslan Rechapov
юрист

Корень слова "прав", т.е. prav. В древнеславянском прилагательное «правъ» означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны». На основе этого значения развивается идея правильности как следование прямому, лучшему пути.На этой основе возникают смыслы указания на правильный (прямой) путь - отсюда значения типа «направлять», которые в свою очередь ведут к формированию значений «руководить, наставлять», «руководитель, наставник» и им подобные. Соответственно, появляются понятия «правило», «правила», «править», «исправлять»
_______________________________________________

В русском языке слово «справедливость» с очевидностью восходит к слову «правда», родственному или, по крайней мере, созвучному слову «праведность». В старинном значении слово «правда» означало установленный закон

___________________________________________________


Православный священник
иерей Николай Осипов:


Справедливость человеческая и Божественная

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Старец много говорит в своих трудах о справедливости, он не забывает и разделить справедливость мирскую и Божественную, очень интересен, думаю, будет читателю и этот раздел. Предлагаю Вашему вниманию труды Паисия Святогорца:
Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему.

Дай человеку хорошее, себе оставь гнилое
Человеческая справедливость нужна для людей не духовных, чтобы служить тормозом для людей мира сего.

Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении с Божественной справедливостью, человеческая равна нулю.
Правосудие Божие – это долготерпение

Оно имеет в себе так же смирение и любовь, Бог весьма справедлив и весьма сострадателен, его сострадание побеждает его справедливость.

Человеческая справедливость — был поступок должно быть наказание

Божественная справедливость: ты совершил поступок, раскаиваешься искренне? — Прощаю.
Мы находимся в руках Божиих, Бог наблюдает за нами и видит подлинно все, ему открыто сердце каждого человека.

Тот, кто стремится к справедливому отношению людей, – человек никчемный и совершенно недоразвитый.
Человек имеет право — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше прав он имеет.

Стараясь облегчить участь ближнего, доставить ему покой, при этом всецело предавая себя в руки Божии, ты не выбиваешься из сил. Но вот если выбившись из сил, ты скажешь другим, то все твои труды идут насмарку. И ты думаешь, что Христос тебя награди за то, что ты жалуешься на свою горькую участь ?

Насколько это возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть духовное делание. Для того, кто не совершает это делание, не будет даже пользы от аскетических подвигов, а коли так, то и все остальное идет насмарку: и посты, и поклоны и так далее.

Я не говорю, что это делать не нужно, но не следует думать, что если мы все это выполняем, то у нас все в порядке.
С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости.

Однако совершен человек, который справедлив не по законам человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет сам Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего Я и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную благодать.
Любая даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала.

И пока в человеке духовном жива правда человеческая, дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело. А человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается и приемлет Божественное просвещение.

Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в Храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что он живет духовно. При том, что он был очень богат. Не подавал милостыни, не оказывал помощь другим. Но когда я узнал, что он еще и своей сестре сдает квартиру, был просто омрачен. Такие люди находят способ успокаивать свой помысел, однако они не имеют настоящего успокоения. Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное, требующее их участия.

Это даже не правда человеческая, у таких людей и человеческой правды-то кот наплакал.

С одной стороны, жертвуют кому-то 100 рублей, а с другой из-за 10 рублей торгуются с таксистом. Как это объяснить?!
Сегодня среди людей есть некий порочный дух

Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога.
Обращение в суды и кляузы

Христиане не должны друг на друга обращаться в суд, даже если правда была на их стороне.

Вот поэтому некоторые теряют веру — по вине таких христиан. Люди видят, что кто-то ни в Церковь не ходит, ни бдений не совершает, а тем не менее не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает Храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за, что что тот должен ему немного денег. И делает это только для того, чтобы отстоять свои права.

Ответ одного из таких «Я делаю так, для того, чтобы добиться справедливости».


Инет:




В широком значении понятие "справедливость" заключается в воздаянии за дела людей без всякой дискриминации между ними. Если никому не воздается за дела его. это вступит в противоречие с принципом справедливости. Точно также этому принципу будет противоречить выборочное воздаяние, когда кто-то получит по заслугам, а кто-то - нет.
Если во время экзамена учитель поставит всем ученикам оценки ниже тех, что они заслуживают, он поступит несправедливо. То же можно сказать и о том случае, когда учитель некоторым ученикам поставит заслуженные оценки, а другим более низкие.
С одной стороны, справедливость неотрывна от равенства, когда ко всем подходят одинаково и никого не дискриминируют. Иными словами, каждый получает по заслугам: заслужил много - получает много, заслужил мало получает мало. Если же рассматривать равенство в плане "равной раздачи милостей", без учета заслуг, то такое равенство вступит в противоречие с принципом справедливости, превратившись в -несправедливость. Равенство в запрещении также означает несправедливость. Это означает, что все без всяких предпочтений и дискриминаций не получат того, чего заслуживают. Поэтому Божественная справедливость означает, что все существа этого мира имеют свою степень в получении милости от Всевышнего. Господь не жалеет милости своей ни для одного существа в меру его возможностей и способностей.

Если какое-то существо чего-то не имеет, то причина этого заключается в том, что совокупность его качеств не позволяет это иметь.
Мы утверждаем, что если некие существа появятся с .определенными способностями и потенциальными возможностями, но им не будет дано причитающееся им совершенство, то это будет противоречить принципу Божественной справедливости. Справедливость требует, чтобы им было дано то, чего они заслуживают. Среди других существ человек выделяется тем, что обладает особыми - способностями, достоинствами и возможностями. Человеческие дела и мотивы, побуждающие его к действию, не ограничиваются тем, что присутствует в поведении животных. Животное обладает только инстинктами, которые связывают его с природой и материальной жизнью. Но, как мы говорили раньше, у человека наличествуют инстинкты, стоящие выше требований этого мира. Они находятся на уровне вечности.
Человек обладает высшими мотивами (этическими, научными, вкусовыми, религиозными и Божественными), под воздействием которых совершает многие из своих поступков. Иногда он жертвует своей природной, материальной (животной) жизнью ради высших человеческих целей. В коранической трактовке, человек основывает свой мыслительный строй на "вере и благом действии", он хочет вечной жизни и удовлетворения Господа от его деяний. В человеке есть как великая идея вечности, так и желание вечности, а также инстинкты, направляющие его в эту сторону.

Все это говорит о своего рода способности к вечному существованию. Иными словами, все это свидетельствует об отрешенности и нематериальности человеческой души. Можно сопоставить существование человека в этом мире с нахождением ребенка в чреве матери, где он получает дыхательный аппарат, кровообращение, нервную систему, зрение, слух и другие органы, которые буду нужны ему уже после того, как он покинет тело матери и появится на свет. Но все эти органы во время временного 9-месячного пребывания в теле матери ему особенно и не нужны.
Конечно, человек и в этой жизни пользуется принципом веры и благого деяния, но это использование является следствием. Вера и благое деяние похожи на семя, которое сможет прорасти и вырасти только в счастливой вечной жизни. Оно обретает истинный смысл исключительно в вечной жизни и для вечной жизни.

Но человек выходит за границы материальной природы не только в вере и благом деянии, сея семена надматериальных дел, но и в отрицании этого принципа, которое в Коране именуется словом "куфр" (безбожие), его дела выходят за рамки природных, животных устремлений, а также телесных потребностей и природных связей. Они получают духовное, вечное начало, но в искаженном виде. Таким образом, то, что человек заслужил, перетекает в вечную жизнь, но, к сожалению, несет с собой боль и страдания, обрекая его на существование в аду.
Про человека нельзя сказать, что если он не пойдет по пути веры, то обязательно перейдет на орбиту животного существования. Нет, он опустится еще ниже, то есть, по мысли Корана, станет более низшим и заблудшим существом, нежели животное. Если, представить себе, что вечной загробной жизни не существует, то ситуация с праведными и неправедными людьми будет похожа на то, что учитель одинаково не выставит оценки тем ученикам, которые хорошо учились в течение года, и тем, кто провел это время в играх и шалостях. Это будет несправедливостью, противоречащей принципу справедливого воздаяния.
Можно выразить эту мысль и несколько проще. Господь призвал людей к вере и благим делам, но люди разделились на две группы в своем отношении к этому призыву: одни приняли его и согласовали с ним свои мысли, мораль и дела, а другие отказались, пустились в разврат и совершили негодные поступки. С другой стороны, в этом мире необязательно благочестивым будет дано воздаяние за их поступки, и необязательно недостойных постигнет кара. Иногда жизнь человека заканчивается в благочестивом поступке, и нет уже времени воздать ему должное за его деяние. Поэтому должен быть другой мир, в котором благочестивые получат сполна за свое благочестие, а неблагочестивые - за свои гнусные дела. Если такого мира не будет, это вступит в противоречие с принципом Божественной справедливости.