Кабинет доктора калигари

Евгений Смотрицкий
КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ
режиссёра Роберт Вине (Robert Wiene), 1920 г.
https://youtu.be/Kg6PzDqqtrs

Мрачно! Всё мрачно: декорации, люди, события. Вся обстановка...
Показан вроде простой городок, в котором живут, любят, дружат, спят, мстят...
В городке открывается ярмарка...
Некий доктор, то есть учёный, с визитной карточкой (всё серьёзно!), хочет выставить свой «экспонат» - сомнамбулу – для развлечения публики. Тут меня, как бы это сказать, переклинивает: речь ведь идёт всё-таки о человек, пусть и в сомнамбулическом состоянии. Но это не обсуждается. А ярмарочной толпе нужны зрелища, нужны предсказания будущего, нужна суета, которая как-то отвлекает от повседневности, безысходности. А доктору Калигари нужно внимание, признание, власть.  И именно ради этого, как я понимаю, совершаются убийства. Когда замысли доктора Калигари разоблачаются, звучит фраза, которая для меня является ключевой: «Во всём виноват директор!». Власть отвечает за всё: за намерения, за успехи, за преступления.
От того, что все события как бы фантазия одного сумасшедшего из психиатрической больницы – для меня ничего не меняется. В психушке показано, что людьми владеет страх и они бегут от реальности в своё сумасшествие – они тоже сомнамбулы!
Звучит фраза одного пациента: «Не спрашивай о будущем, а то умрёшь!». СТРАХ!
И звучит фраза пациента - доктора Калигари: «Я могу всё!». Жажда власти.
Когда «директор» общества одержим жаждой власти, а граждане превращаются в пациентов-сомнамбул (зомби) – наступает катастрофа.