Три новеллы о печальном

Др Серёжа
Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. (Спиноза, Этика, ч. IV, теор. 67. Эпиграф Эрвина Шрёдингера к лекциям «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ с точки зрения физики?»)

(Листы с текстом - карандашом и фото, забытые в книге «Этюды о жизни» И.Мечникова).

Смерть Маркиза

Умер Маркиз ночью.
Сначала он с коврика у ступенек в другую половину дома, обессиленный болезнью, переполз в гостиную. Там недалеко от порога упал на левый здоровый бок. Отдохнув и собравшись с какими-то силами, он добрёл до дивана, на котором иногда спал в уголке, и попробовал на него забраться. Однако, не смог и повис, зацепившись когтями. Пришлось поднять его на сиденье дивана. Маркиз грузно упал на лапы и принуждённо ткнулся носом в ткань обивки. Потом как-то перевалился на здоровый бок. Ночью его не было слышно, лишь Сонька жалобно мяукала у дивана, на котором умирал Маркиз. Несколько раз я вставал с кровати и подходил к дивану. Дыхания Маркиза не было слышно даже если приложить ухо к его исхудавшему телу. Но при электрическом свете дыхание было заметно по движению густой шерсти на впалом боку. Глаза были полузакрыты.
В третьем часу ночи тело Маркиза стало холодным и застывшим, лапы не сгибались, бок, на котором раньше определялось дыхание, совсем провалился… Я закрыл Маркизу его добрые глаза… Сейчас подумал, что не помню какого цвета они были…

Это был сильный сибирский кот. Жил уже лет 15 – 16. Нам отдали его трёхлеткой. Тогда был очень домашний, с розовыми подушечками лап. Если зимой его выносили из квартиры и отпускали на снежок, он опрометью возвращался в подъезд дома и мчался по лестнице вверх. Направление квартиры определял верно, но ошибался этажом.

Купили дом с небольшим участком. После переезда Маркиз на новом месте освоился быстро. Он не только пометил всё во дворе дома, но и навёл порядок в округе, разогнав всех котов. Обходил регулярным дозором свой квартал и захаживал на соседние. По ночам иногда был слышен его боевой крик, приходилось выходить, чтобы разлить водой враждующие стороны. Вероятно результатом подобных разборок стало то, что положение рёбер у Маркиза несколько нарушилось, а одно ребро было сломано. Но как-то срослось и обошлось.
Летом днём Маркиз иногда дремал на своём или соседнем участке, переворачиваясь с боку на бок на солнце или уходил в тень, или возвращался в дом, где была прохлада. Мышей ловил и съедал, крыс давил и оставлял у входа в дом, в качестве демонстрации исполнения своей службы. Своих не царапал, в отличие от Сони – ангорской кошки, с некоторых пор также живущей у нас в доме, но мышей принципиально игнорировавшей.
Был нетороплив и даже флегматичен. Однако, с мгновенной реакцией. Все котята у Сони и Маркиза рождались - с густой мягкой шелковистой шёрсткой, как у Сони или с шерстью пожёсче, как у Маркиза, и быстро разбирались по объявлениям.

Маркиза упустили. Может быть его можно было бы спасти, обратись вовремя к ветеринару.
Некоторое время назад, надо полагать – из-за попавшей в ранку инфекции, развилось у него некое рожистое воспаление около правого уха с почернением участка омертвевшей ткани. Тогда также думали: «заживёт как на собаке». Однако обратились всё-таки к врачу. Тот успешно удалил под наркозом омертвевший участок, и Маркиз вскорости восстановился.
В этот раз обратили внимание на то, что Маркиз как-то уж много и подолгу спит на диване кухонного уголка и совсем мало ест. Однако, сон объясняли тем, что период был позднеосенний: сырость, мокрый снег, сумрачность. Потом из-за случайно увиденной царапины и небольшого подтёка лимфы на правом боку обратили внимание на опухоль размером с пол ладони. Пробовали лечить домашними средствами. Но очевидно, процесс зашёл далеко и прогрессировал быстро. Когда это поняли и видя тяжесть болезни и наверное предсказуемый финал, решили, что лучше не мучить животное медицинским вмешательством, которое наверное свелось бы - всё равно - к печальному исходу, оставили статус кво.
Маркиз стоически переносил болезнь, никаких жалоб. Соня иногда мяукала, сочувствуя… До последнего, пошатываясь, ходил в свой туалет… Кормили его с ладони… Умывали и поили освящённой водой… Маркиз передвигался, шатаясь, останавливался на подгибающихся от слабости лапах… Потом он уже и мягкий корм не принимал и пить перестал… Тихо умирал. А сердце продолжало биться. … Организм сибиряка сопротивлялся смерти, цеплялся за жизнь, не был согласен с биологической «справедливостью».
Прошло, как обнаружили у Маркиза опухоль, несколько дней. Однозначно можно сказать: Маркиз ещё мог бы прожить долго… Что стало причиной преждевременного конца: рак, саркома или что-то подобное. Возможно - сепсис… Впрочем, смерть причину найдёт…

Похоронил Маркиза за калиткой, между молоденькой сосенкой и яблоней 28 декабря. Грунт был оттаявшим, как будто плакал об умершем.
Положил на могилку несколько камней известняка, присыпал снежком, постоял…

По ком звонит колокол?..

Дж.Донн – поэт по письму, философ по складу ума, священник по заработку (англиканской церкви, которую так язвительно характеризовал Маркс).

«Молитвы», 17-е стихотворение (в русском подстрочнике):

Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;
и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня,
ибо я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;
он звонит и по Тебе.

Ассоциативный вариант Ольги Корнеевой:

Ты слышишь? Колокол звонИт
В разрушенном, пустынном Храме.
Набат в груди его гудит,
И отражает звуки камень
Старинной церкви…
Слёзы льёт,
Сложивший крылья, Ангел белый.
Он тихо молится и ждёт,
Что кто-то свой поступок смелый
Во имя Бога совершит,
Чтоб из руин смог Храм подняться…
По ком же колокол звонит? –
По нам… несложно догадаться.

Э.Хемингуэй использовал тему в одном из своих романов.

Последний член Символа Веры: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.
         
Надо ли принять смерть человека в среднем в 72 года, как справедливость, если он не доживает до установленного Библией, а ворон, баобаб и черепаха живут дольше?

Па экзерсисов, 1: О жизни и смерти. 

При жизни думать о смерти ещё рано, а при смерти уже поздно. (Вольтер).
               
Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения:
когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. (Эпикур).
               
Иных уж нет, а те далече,..
Невольно к этим грустным берегам
Меня влечёт неведомая сила. (А.С.Пушкин).

О смерти «думают» так или иначе все – больше писатели и поэты (как более впечатлительные натуры, особенно – последние), а также философы и другие рефлексирующие.
В древние века авторы (в т.ч. - Библии) в общем настраивали и настраивались на восприятие смерти, в качестве возвращения. Церковь призывала радоваться и уж никак не плакать. В последующее время о смерти писали (например, Вольтер) не без юмора.
Можно ли говорить о справедливости смерти относительно человека?
Если полагать человека биологическим существом, то вопрос оказывается риторическим.
Если определять человека, как создание бога, то вопрос расширяется: человек создан по образу и подобию, бог бессмертен, а человек – нет (указанное в Библии наказание человека будущей смертью при изгнании из рая нелогично, т.б. что первые люди жили не 72 года, определённые Мечниковым в «Этюдах» и даже не 120 лет, назначенные Библией, а, как в ней же указано: «наказанный» Адам – 930 лет, Ной – более 950, правда, о Еве подобной записи не обнаружено, и ближе к новому времени продолжительность жизни заметно уменьшилась: Моисей умер в 120 лет).
Можно отметить субъективный ответ на сакраментальный вопрос о справедливости смерти человека: у бога нет «справедливости». У бога есть милость…
Вместе с тем, при «расширении» вопроса возникает мысль о непоследовательности. Зачем было рождаться? Если человек не просто один из биологических видов. При том несправедливом факте, что черепаха или ворон и даже баобаб живут дольше (хотя – надо признать – тоже умирают).
Всё-таки задумано было наверное не это и не так. Прав В.С.Высоцкий: - Всё не так, ребята…
Предназначение человека не в смерти, по крайней мере – не в такой скорой. Как заметил М.М.Жванецкий: - Пусть умру, если без этого не обойтись. Но нельзя же так быстро.