Умиление

Леля Бабрикеева
Мысль поехать в Серафимо - Дивеевский монастырь возникла у нас с подругой два года назад, правда она уже ехала во второй раз. Все распланировали, но вторгся форс-мажор – серьезно заболела моя коллега, и я почти на полгода осталась одна за двоих, естественно при таком раскладе никто мне отпуск не дал бы, поэтому мероприятие отменили, однако мысль эта крепко засела мне в душу. Воображение рисовало картинки Древней Руси – толстые стены монастырского забора из красного кирпича, угрюмые здания храмов, дощатые тротуары и загадочные монашки неспешно семенящие по своим делам. Я очень хотела посмотреть на это воочию.
Ну и ближе к маю мы с подругой стали планировать поездку уже более детально, т.к. возможность осуществить затею вырисовывалась вполне реальная. Сначала собралась компания из 4 подружек, но потом в процессе две девочки отсеялись и мы остались вдвоем (о чем я потом ничуть не пожалела)
Чем ближе был час «Х», тем все более нарастало странное волнующее напряжение – предвкушение осуществления мечты и прикосновения к чему-то нереальному. Забронировала жилье, собрала вещи и продукты, и промониторила интернет на предмет – куда я еду и что там есть. И вот тут  я немного и разочаровалась поначалу – по видео и фото монастырь вообще не был похож на картинку из моих фантазий. Вполне себе современные постройки, привычные моему взгляду, тем-более после Санкт-Петербурга с его Петергофом и Центральным районом, но что делать – едем ведь уже.
Готовясь к поездке я учила наизусть молитву «Богородице, дево радуйся», потому что шагая по Святой канавке, надо было проговорить её 150 раз, а читать по бумаге или телефону для меня вообще не вариант – хоть какое-то уважение надо иметь к святым.
И вот тут уже начались чудеса.
Основная цель поездки была прежде всего – отмолить Олега и мою жизнь с ним у Богородицы. Я еще не уехала, но приехал он сам. Внезапно, как всегда. Разыскал у общих друзей мой телефон и вышел на связь. Однако до поездки мы встретиться так и не смогли по причине его крайней занятости (ну или то для меня так было сказано), правда и общение с ним по интернету уже меня впечатлило (как всегда уж), тем-более, узнав, что он тут на две недели, даже обрадовалась, что встретимся после поездки - пошутила, что буду вся чистенькая, аки ангел.
И вот настало утро нашего путешествия. Наташа приехала вовремя, как и сговаривались, мы быстренько закидали мои вещи в её машину и выдвинулись в путь. Не без задержки уж, потому что выяснилось, что забыли пару мелочей - пришлось заезжать и забирать по дороге. Потеряли час времени, но!!! по маршруту, который нам выдал навигатор попался достаточно массивный отрезок дороги, на котором местами делали капитальный ремонт, и на этих участках ехала одна полоса, а другая стояла, пропуская – нам везде был зеленый свет. Даже удивительно, ни одной пробки, ни одной аварии по ходу следования. Да и лето решило сделать неожиданный сюрприз, выдав ровно на эти три дня самое настоящее лето – на небе ни облачка, температура +26  - красота просто какая-то. К вечеру этого дня мы прибыли на место. Тут тоже -  поначалу расстроились, что не совсем в Дивеево гостиный дом оказался, а в его окрестностях – в поселке Осиновка, но как оказалось потом, это было даже к лучшему, так как у нас получился полноценный экотуризм с полным погружением в сельскую глубинку, правда со современными условиями комфорта. До монастыря было 3 километра, но когда нас пугали пешие прогулки да еще по свежему воздуху? Ну и, покидав вещи, мы тут же и отправились на разведку.
Серафимо-Дивеевский монастырь находится почти в центре небольшого села Дивеево, конечно, являясь крупным историко-духовным центром, содержится и сам монастырь и село в идеальном порядке – дороги отличные, инфраструктура развита вполне, а местное население потрясающе дружелюбное и очень радушное. Мы неспешно гуляли по улочкам, осматривались и как-то постепенно усталость от долгого пути уходила сама собой. Зная, что завтра и начнется все самое важное, я решила подготовиться с вечера и прикупить четки, свечи и прочую атрибутику, но в кошельке было несколько купюр по тысяче рублей, а у продавщицы четок не оказалось сдачи, увидев мою искреннюю растроенность, она вдруг улыбнулась и сказала -  да берите так, конечно же я не стала пользоваться такой щедростью, Наташа покопалась в сумочке, достала нужную денежку и отдала за меня, но меня это действо очень впечатлило и по-хорошему расстрогало. Т.к. в этот день на территорию монастыря мы заходить не собирались, то и не надели юбки и платки, посему посмотрели на красоту через забор и пошли домой – ужинать и отдыхать с дороги. 
Мой внутренний душевный восторг нарастал, я понимала, что оно того стоило – преодолеть такой путь ради этого места. Вечером на связь вышел Олег, как обычно в эти дни, я поделилась с ним своими восторгами осторожно, отлично зная его отношение к этой теме, но он среагировал адекватно, что меня немного удивило.
А потом было утро самого главного дня этой поездки. Я даже немного накрасилась, ну чтобы уж не совсем страшная.
Наверное, это выглядит очень смешно, когда люди не совсем сведущие пытаются выглядеть как свои среди массы людей, которые вполне себе в теме, не сказать, что я совсем темная в таких делах, да и сайт монастыря просмотрела накануне, но вот тут на месте, скажем прямо растерялась.
День был выходной, да и погода отличная, поэтому по территории монастыря передвигались огромные толпы туристов и паломников, мы даже сначала растерялись, но Наташа была тут второй раз и очень быстро освоилась с обстановкой, а я же пока просто ходила с широко раскрытыми глазами и созерцала. Все чистое, красивое, огромное, монашки  - такие загадочные и как-будто не из этого мира, священники мужчины -  высокие, статные, очень красивые – с одним встретилась глазами и поймала на себе вполне себе такой заинтересованный чисто мужской взгляд, даже мысль промелькнула -  а чо, я бы пошла в такой монастырь-то… (бесы)
Храмы после утренней службы были закрыты на уборку и мы пошли по Святой канавке в потоке таких же страждущих чуда. Если сначала я боялась сбиться со слов и вообще не успеть прочесть молитву 150 раз, поэтому шла больше глядя себе под ноги, чтобы не отвлекаться, то позже незаметно для себя машинально читая молитву, стала озираться по сторонам, любуюсь красотой и ухоженностью монастыря. Ровно посередине пути, моя спина сказала – все, я больше не могу, посадите, а лучше положите меня, пожалуйста. 150 раз молитва была отчитана, желание я попросила, поэтому максимально ускорив шаг пошла на выход, чтобы уже сесть наконец-то, правда любоваться ландшафтом я не забывала. И уже там, сидя на бордюре газона, ожидая Наташу, вдруг поняла, как мне стало легко и благостно. Может и правда место такое волшебное. Я сидела улыбаясь во весь рот, наблюдала за проходящими людьми и понимала, что в этот момент люблю весь мир.
Конечно, до этого, проходя мимо Свято-Троицкого собора, мы увидели, что к нему тянутся две очереди с двух разных сторон. С одной-то понятно – мощи святого Серафима Саровского, а вот про вторую Наташа пошла узнать, вернулась, что-то сказала про – это икона «Умиление», мы как-то не заинтересовались и пошли далее. После всех этих длительных прогулок разыгрался аппетит, поэтому попив святой водицы просто пошли в ближайшую столовую обедать, а потом домой – отдыхать до вечерней службы (утреннюю мы пропустили, потому что я не смогла встать – грешна, каюсь, не совсем я еще прилежная христианка).
А на улице пЕкло, все 30 градусов жары, солнышко раскочегарилось напоследок перед затяжными дождями, идем мы – я думаю, а Наташа вслух произносит:
- Сейчас бы искупаться… Может на святой источник пока съездим?
Я не отказалась. Ускорив шаг, пошли до нашего домика, чтобы там расспросить дорогу до источника и переодеться. Хозяйка нас слегка расстроила, сказав, что к великому празднику его чистят и никого к нему не пускают, но тут же добавила – тут через дорогу есть озеро, там тоже купель выстроена, если есть желание. Конечно есть, что за вопросы – мы переоделись и пошли пешочком деревенскими улочками и луговой тропкой до маленького и очень очаровательного озерца, вода в котором была теплой и чистой.
И вот такие с чистым телом, пошли отмывать душу на вечернюю службу. Звучит-то это легко, а по факту, я совсем не учла, что по случаю праздника идти она будет гораздо больше, и моя спина вряд ли выдержит такое испытание, тем-более что лавочек по периметру обнаружено не было – только редкие совсем уж старенькие бабушки сидели на принесенных с собою складных стульчиках. Ну что делать - встали и стоим. А днем, до этого Наташа предприняла попытку узнать, где и как можно освятить иконку, которую она привезла с собой по просьбе папы, ответ был для нее неутешителен:
- Лен, это жопа какая-то, либо надо приложить к святым мощам, но ты же видишь очередь – это нереально, либо батюшка должен освятить, но это еще более за гранью, - она совершенно расстроилась.
- Наташа,  - я строго посмотрела на неё, - ты сама мне всегда говоришь – нельзя сразу ставить блок. Зачем ты вселенной дорогу перекрываешь, подожди, может и не жопа, - взяла у неё икону из рук и засунула в свой рюкзак.
Так и вот. Пришли мы на вечернюю службу. Зашли через центральный вход, и совершенно случайно встали именно в том месте. где шел поток людей к святым мощам. Смотрю я на этих людей -  лица сосредоточенные, идут, теребят в руках кто четки, кто крестик, кто пакетики какие-то, у многих лица печальные, кто-то на колени падает – видать большая нужда их всех тут собрала, поднимаю глаза и вижу сзади них икона богородицы – лик большой, глаза прямо в меня смотрят, и так мне к ней подойти  захотелось, а нельзя – нас разделяет ограда и охранник. Я подошла к нему и прошу – пропустите, пожалуйста, на минутку, я хочу свечку Богородице поставить, сразу же вернусь. Он раздобрился и открыл мне калитку. Иду я к ней, свечу ставлю, молюсь, а сама сквозь подступивший к горлу ком прошу, чтобы она наши с Олегом жизни воедино сплела и в горе, и в радости, пока смерть не разлучит нас. И только договорила мысль, только перекрестилась, и как разрыдаюсь, голову наклонила, чтобы никто не видел, тихонечко вернулась на свое место, а успокоиться сложно. Стою, слушаю песнопения, и как-то так хорошо на душе стало, однако ненадолго – спина-то болит! Я уже и так, и сяк, и на ограждение облокотилась, но молчу. А Наташа в это время вдруг просит меня дать ей иконку, потом передает её девушке из очереди к мощам, и радостно мне улыбается:
- Я решила проблему, сейчас мне её осветят.
- Ну вот видишь, я же говорила. Это тебе знак свыше – даже из самых безвыходных на первый взгляд ситуаций есть выход! Всегда.
В-общем, вытерпела я ровно полчаса – стандартное мое время из опыта личного, стою, будто лом в спину вогнали и раскалили его, терпела, терпела, и Наташке на ухо:
- Я больше не могу. Хоть что делай.
- Я тоже тебе хотела сказать, но стеснялась.
Вышли мы с ней на свежий воздух, а песнопения и на улице слышны – все продумано, динамики наше все. Сели на лавочку и отдыхаем – кругом люди такие же восторженные и одновременно умиротворенные, Олег мне что-то в вотсапе пишет, я ему отвечаю, и тут  вдруг нас осеняет посмотреть в гугле, что это за икона такая «Умиление», что к ней аж очередь такая стоит. Открыли поисковик, ознакомились с информацией, переглянулись и почти синхронно -  нам надо к ней. Сказать-то легко, а вот сделать – к иконе этой пустят только после службы. Да и то, там уже такая толпа народу в храм набилась – не протиснуться. Думали мы думали, и решили сначала перекусить, а то вышли радостные, да и поужинать забыли. Сидим мы там у входа в кафетерии, кофе с булками пьем, ноги спины отдыхают, а в душе желание нарастает – надо, всенепременно нам надо к этой иконе, причем сегодня, потому что завтра рано утром в обратную дорогу. Пожевали скоренько, и пошли обратно – узнавать у сведущих людей, как это все сделать. Про разведку нашу говорить не стану. Две упертые девицы могут достигать своих целей при огромном желании. Вернулись мы в храм, как-раз с той стороны, где днем очередь к иконе стояла. Время 19:00, послушница нам сказала – служба минут 40 еще будет идти, подумали, что вполне сможем перенести стоя такое время. Стоим. Молимся. Проходит 40 минут – конца все нет, но и спина не болит вообще, вот что значит целеустремленность. Люди потихоньку выходят, Наташка меня за руку схватила и тащит аккуратно поближе к цели. Ровно в 20:00 пошел ропоток по толпе – елеепомазание. Вышел батюшка, вынесли елей и сухарики, и вот тут нас толпа верующих и страждущих как навалила друг на друга. Стоим, еле напор сдерживаем – все хотят к Богу приобщиться. На минутку стало даже жутковато, что сейчас нас тут и задавят, но все прошло благополучно, крестик нам на лбу нарисовали, батюшке ручку поцеловали, и по толпе пошли аккуратно в сторону «Умиления», а я шепчу Наташке – не хотела Богородица, чтоб мы просто так к ней пришли, намеренно нас через обряд пропустила. Шаг за шагом, где-то понапористее. Все-таки приблизились мы к ней, и тут я, ставлю свечу и понимаю – нет желания в голове, вообще пусто вдруг стало, но я же дошла, зря что ли? Чисто машинально поговорила с ней, больше за маму и близких своих, перекрестилась и пошла на выход. И ровно через 8 человек калитку к ней закрыли. Ну потом мы еще достояли службу, потому что там еще восхваление ей было, дослушали и тихонько пошли домой. Выхожу я из храма, телефон проверяю, а там сообщение от Олега. Не помню что, но я ему ответила, что службу достояли все-таки и меня елеепомазали, на что мне в ответ прилетает тошнящийся смайлик. И это был такой странный момент – вот я вышла из храма, ну и что что невоцерковлена, но ведь понятно, что не ради праздного любопытства ехала, просто хотя бы из уважения ко мне, даже если ты махровый и циничный атеист, просто выдай более какую-то удобоваримую реакцию, я попыталась отшутиться, но осадочек остался. Очень неприятный. Правда ненадолго, потому что всю обратную дорогу мы с Наташкой очень возбужденно обсуждали события дня минувшего. Дошли до дома, и я внезапно понимаю – не хочу, чтобы он мне писал. Не сегодня.
За суетой сборов в поездке домой эти эмоции как-то стерлись, потом был обратный путь – тоже такой же легкий и безпроблемный, а потом дома уже, я просто отключила интернет на телефоне – не хотела вообще никакого общения с ним. Сначала думала, что попустит, но вот прошло 4 дня  он больше не пишет и не звонит, а я и рада, потому что и видеть его не хочу, но и уверенности нет, что при звонке не дам слабину по инерции. Да, именно по привычке. Потому что это уже давно не тот человек, которого я когда-то полюбила.
А днем позже просто полезла на драйв и увидела его фотографии недельной давности, где они вдвоем с женой идут по лесной дороге с грибами в лукошках. И жена его радостная и довольная -  никто там не страдает.
И вот в этом и есть главный парадокс – просила я Богородицу об одном, а она решила по-своему, но тем не менее, мне стало лучше – будто груз с души упал, опять все по-своему решила, как много лет назад.
Пути Господни неисповедимы.