Легенда об Утренней Зорьке. Часть 1. Глава 1

Владимир Никитюк
Часть первая. Ученик библиотекаря

Глава первая. Маленькая Лада и её семья

Маленькой Ладе очень нравилось её имя. Во-первых, оно было красивое само по себе. Во вторых, имело замечательный смысл. Ведь “Лада” означает “приносящая согласие”!
Правда, у девочки было ещё одно имя. Когда Лада и её мама оставались одни, та почему-то называла девочку совсем другим именем – “Омнико”.
Когда отец однажды случайно это услышал, то очень рассердился. Мол, зачем его дочери ещё какое-то второе имя, когда есть первое? Оно же настоящее и единственное!
Мама тогда попыталась ему что-то объяснить. Мол, Ладина бабушка (мамина мама) очень просила хоть иногда так называть свою внучку. Ведь “Омнико” – красивое вейдское имя. Означает, между прочим, “Утренняя Зорька”. Разве плохо?
Ведь ничего же страшного, если у девочки наряду с официальным будет и второе имя! О котором, между прочим, никто из чужих и знать-то не будет!
Отец тогда с её аргументами не согласился. И прочитал маме целую нотацию.

Мол, их дочь ретанийка – поэтому и имя должна носить ретанийское. И никаких других имён ей просто не нужно!
Робкое напоминание о том, что бабушка-то у неё – вейдка, понимания у отца не вызвало:
- Ретанийцы, конечно, хорошо относятся к другим народам, - не то что жители закатных стран! Но и тут меру нужно знать! В общем, наша дочь Лада – и точка.
Самое неприятное, что, распалившись, родители совсем забыли, что дочка их внимательно слушает. Чтобы не создавать неловкой ситуации, девочка постаралась незаметно уйти. А родители, не заметив этого, продолжали ругаться.
А их дочка продолжала обдумывать, как ей быть в этой ситуации. Да, Лада, - замечательное имя! Но ведь и имя Омнико звучит очень красиво! И, главное, маму обижать не хочется…
Самое главное – Лада очень любила свою бабушку-вейдку. Она была такая добрая… и носила такую необычную одежду… и знала такие изумительно-красивые сказки.
Её тоже очень не хотелось обижать.

В конце концов, Лада решила откровенно поговорить с мамой. И сказала, что не обязательно называть её Омнико. А то отец это опять услышит – и будет ругаться.
Лучше сделать так: она сама будет помнить, что её зовут не только Лада, но и Омнико. И никогда об этом не будет забывать…
Мама тогда обняла дочку и заплакала. Но потом стала осторожнее.
Больше они на эту тему с отцом не ругались.
А Лада задумалась. Как так могло получиться, что взрослые ругаются из-за сущих пустяков? Будто других дел у них нет?
Вероятно, потому, что просто друг друга не всегда понимают?

То, что имело значение при общении между собой взрослых людей, принимало просто катастрофический характер при общении детей и взрослых. Взрослые не то что не могли понять детей – они даже не ставили перед собой такой задачи.
Нет, даже не так. Большинство взрослых почему-то были уверены, что детей они прекрасно понимают.
И действовали, исходя из этого ложного убеждения.

Например, мама почему-то считала, что лучший подарок для дочки – это новое платье. А для самой Лады такой подарок был настоящим бедствием. В новой одежде и гулять-то никуда толком не пойдёшь. Вдруг запачкаешь или порвёшь!
В этом смысле старое платье было горазд лучше. Если и порвёшь – не жалко!

С едой были аналогичные проблемы. Взрослые почему-то считали, что всем детям нравятся сладости. А вот Лада сладостей совсем не любила. Для неё лучшим лакомством были орехи.
Но это её увлечение вызывало о взрослых лишь недоумение. Как, орехи? Еда простонародья? Не может быть! Дети просто обязаны любить сладости!
Вот обязаны и всё! Прямо насилие какое-то!

Перечисление всех этих непониманий можно было продолжать до бесконечности.

Самое интересное, что максимальное взаимопонимание у Лады было с чужим человеком – учителем Быстром Рингом. Господин Ринг ”с ходу” понимал проблемы своей ученицы и всегда мог дать дельный совет.
С другой стороны, учитель – всё-таки чужой человек. Не обо всём с ним поговоришь!

Самое обидное, что человек, с которым девочка могла установить во всех отношениях нормальный контакт, всё время находился рядом с ней. Её старший брат Бран. Он был человеком умным и понимающим. Да к тому же и доверять ему можно было – родной брат всё-таки!
Да вот только общаться с младшей сестрой тому не очень хотелось. Скучно ему это было. И неинтересно.
Хотя Лада, сильно постаравшись, могла иногда получить от брата важную информацию. И на том спасибо!

Впрочем, все эти проблемы, хотя и периодически портили настроение Лады, особого значения не имели. В общем и целом своей жизнью девочка была довольна.
По окрестностям замка она перемещалась достаточно свободно. В лесу тоже могла бывать. Правда, обязательно с сопровождением – но договориться с парочкой охранников, чтобы они следовали за ней, никогда не было большой проблемой.
Иногда случалось так, кто старший брат был в хорошем настроении, и позволял сестре сопровождать себя в коротких поездках. Для девочки это всегда было маленьким праздником.
С крестьянскими детьми Лада тоже дружили – правда, с теми, с кем сама хотела. И была в детской компании заводилой. Тут с ней никто не спорил. Всё-таки дочь владельца замка. Имеет право…
Маме не очень нравилась такая жизнь своей дочери. Мол, знатная девушка должна почти всё своё время проводить в замке, занимаясь чисто женскими делами – шитьём, вышивкой, кулинарией. Ну, музыкой на худой конец. А гонять целыми днями по улице? Да это просто неприлично!
Но тут отец решительно становился на сторону дочери, заявляя, что изнеженная барышня – это не тот идеал, к которому должна стремиться настоящая ретанийка. За такую поддержку девочка готова был простить ему очень многое.

Было бы ошибкой думать, что основным времяпровождением Лады были прогулки и развлечения. Несмотря на юный возраст, её уже начали обучать серьёзным вещам.
Во-первых, мама начала учить её чинить одежду, шить и вышивать. Первое и второе было, честно говоря, скучно. Зато вышивкой Лада… Не то что увлеклась – но занималась без особого внутреннего протеста.
Лада ещё хотела научиться готовить – но мама сказала ей, что этим заниматься пока что рано. Мол, кухня не место для маленькой девочки. Вот когда она чуть-чуть подрастёт…
Впрочем, и без этого Ладе хватало серьёзных занятий. Потому что она уже два года занималась с учителем. Который учил её массе нужных вещей – грамоте, истории, простейшим навыкам хозяйствования.

Собственно говоря, учителя пригласили для старшего брата Брана. Тот позанимался со своим новым учеником месяца три – а потом вдруг взял и спросил, почему родители не учат свою младшую дочь.
На возражения, что она ещё маленькая, учитель возразил, что в западных странах она бы уже два года в школу ходила. Так что не рано, а в самый раз.
Вначале наставник попробовал учить обоих детей вместе. Но быстро отказался от этой идеи. Брат, пользуясь тем, что уже кое-что знает, постоянно третировал сестру. А у той просто опускались руки!
В общем, не занятия получались, а недоразумение.

Тогда учитель ввёл раздельные занятия. С утра он учил Ладу, а после обеда – Брана.
Это сразу же дало положительный результат. Брат и сестра стали заниматься, не отвлекаясь на взаимные конфликты.
А через пару месяцев наставник стал замечать, что Лада стала медленно, но неуклонно, обгонять брата. Но говорить об этом никому не стал. Ещё неизвестно, как хозяева замка восприняли бы такой странный факт.

Девочка впитывала знания, как губка. Причём ей давались всё предметы: и увлекательные история с географией, и совершенно необходимая грамматика, и головоломная математика, и педантично изложенный свод ретанийских законов, и даже скучные лекции по управлению имением.
В результате все были довольны. Учитель получил замечательную ученицу. Лада заимела интересное и полезное времяпровождение. Её родители немного меньше стали заботиться о том, что она забредёт куда-то не туда или сделает что-то не то.
Единственный, кто мог бы обеспокоиться, - это её брат, который неожиданно перешёл из категории отличников в разряд троечников. По крайней мере, в глазах преподавателя. Но, как уже было сказано, этот факт учитель тщательно скрывал.
Так оно и шло. Пока в замок не приехал ещё один наставник. На этот раз только для Брана.
И вот тут для младшей сестры наступили трудные времена…

Новый наставник преподавал боевые искусства. Всё то, что требуется юному ученику, желающему стать настоящим воином.
Рукопашные бои с применением различного вида оружия. Бой без оружия. Искусство передвигаться, не оставляя следов, - и искусство разгадывать чужие следы.
И, конечно, умение ездить на коне – куда же без этого?
Попытка Лады поучаствовать в этих занятиях была решительно пресечена.
Не женское это дело. И точка.

Но девочке всё равно было страшно интересно. Когда занятия начались, она начала украдкой за ними наблюдать.
Заметил ли это наставник? Конечно. Но протестовать не стал.
Во-первых, не захотел себя ставить в смешное положение. Во-вторых, - считал, что это не имеет особого значения. Мол, что она там издали увидит? Так что пусть смотрит. Скоро надоест.
Так оно и получилось. Лада посмотрело, посмотрела, - да и плюнула на это пустое дело.
Но было ей очень обидно.

Потом она всё-таки решила побороться.
Ведь такое ограничение было неправильным и даже глупым. Что, женщине не надо уметь защищаться? Особенно в такое бурное время, когда, куда ни посмотри – сплошные враги?
На это могут возразить, что женщин должны защищать мужчины. Да, это, конечно, правильно. В обычной ситуации.
Но ведь ситуации бывают и необычными. Когда женщину застают одну. Когда мужчины-защитники не на высоте. Или просто в меньшинстве.
Тогда умение женщины постоять за себя – это последний рубеж. А он лишним никогда не бывает.

Лада считала, что её аргументация безупречна. И решила её озвучить.
Результат был нулевым. Отец сказал, что она несёт бред. Брат посмеялся. А наставник по физической подготовке даже не стал с ней разговаривать.
Единственный человек, который её понял, - это её “книжный” наставник Быстр Ринг. Он сказал, что всё правильно – но она никого не сумеет убедить. Не стоит и пытаться.
На естественный вопрос “почему” наставник вздохнул, сказав странную фразу: “так принято”. И дальше на эту тему говорить отказался.

Вроде бы оставалось одно: сдаться. Но это было совсем не в характере Лады. И она решила побороться.
Во-первых, позаниматься сама. Несколько дней наблюдения за занятиями брата дали ей некоторое представление о том, с чего нужно начинать.
Лада облюбовала себе глухое место в саду. Настолько глухое, что туда практически никто не заходил.
Но девочке этого было недостаточно. Она привела в негодность две оставшиеся тропинки. Оставался один путь – через груду строительного мусора. Туда ни один нормальный человек не полезет.
Теперь ей было где заниматься. Причём без свидетелей.
Ладе очень не хотелось стать предметом насмешек…

Конечно, ей было бы гораздо легче, если бы она хотя бы присутствовала при занятиях и слышала всё, что говорили её брату. Смотря издали, много ли увидишь и поймёшь?
Но всё-таки кое-что она уловила. Хотя бы то, что перед изучением боевых техник каждый человек должен “подтянуть” свою физическую форму. Научиться быстро и далеко бегать. Высоко прыгать. Увеличить скорость и точность своих движений. Развить гибкость суставов. И, конечно, стать сильнее.
Вот этим она и решила на первых порах заняться.

Но перед этим решила посмотреть, как её проблема освещается в книгах. Занимались ли женщины когда-нибудь военным делом? Если да – то как их перед этим учили? И главное – есть ли в таком обучении какие-либо опасности?
Идея поискать в книгах оказалось удачной. Лада нашла там много полезного и интересного.
Оказывается, в древности было целое царство женщин-воительниц. Там правили не мужчины, а женщины. И главное - именно женщины ездили на конях, стреляли из луков, поражали врагов мечами и копьями.
А кто их учил? Мудрые наставницы. Причём обучение начиналось чуть ли не с раннего детства.
К сожалению, для Лады такой вариант обучения не годился – поскольку мудрой наставницы поблизости не наблюдалось. Не те нынче времена.
И девочка начала читать дальше – про более близкие по времени события.

Вот там девочка нашла для себя гораздо больше полезного.
Оказывается, не только ей приходила в голову мысль, что женщина должна уметь защищаться. Многие пробовали научить этому прекрасный пол.
А один царь далёкой заморской державы даже отряд женщин-телохранителей себе завёл. Мол, их никто всерьёз не воспринимает. И, соответственно, не ждёт от них подвоха.
Как всех этих женщин готовили, никто подробно не описал. Но кое-какие подробности Лада всё-таки смогла найти. Чуть ли ни между строк.
Оказывается, женщинам надо было тренироваться гораздо более осторожно, чем мужчинам. В первую очередь это касалось силовых упражнений и упражнений по развитию гибкости тела.
Ну что ж, Лада решила, что будет осторожной. Очень осторожной.

Её поиски имели ещё один дополнительный результат. Кое-где были приведены сами упражнения. В одной книге была даже описана целая система тренировок. Правда, очень кратко.
Так что Лада провела с толком время в замковой библиотеке. Можно сказать, теперь она была во всеоружии.
И теперь могла спокойно начать свои занятия.

Cначала ей было очень тяжело. Во многих смыслах. И потому, что надо было вставать на час раньше, чем обычно (раннее утро – лучшее время для занятий). И потому, что надо было от всех скрываться. И потому, что целый день болели натруженные мышцы. И главное – было страшно: вдруг она что-то сделает не так и всё-таки нанесёт вред своему здоровью?
Но постепенно Лада втянулась. К новому режиму привыкла. Режим скрытности полностью наладила. Научилась как следует чувствовать свой организм, что резко помогло обеспечению безопасности занятий.
И усталость куда-то исчезла. Наоборот, у девочки появилась просто бешеная энергия. Чем бы она теперь не начала заниматься – всё шло легче и быстрее.

Лада недолго думала, куда направить появившиеся избытки энергии, выделив для себя три направления. Во-первых, увеличила усердие в “обычных” занятиях. Во-вторых, интенсифицировала свои занятия в библиотеке. В-третьих, ещё больше погрузилась в изучение домашних дел, как губка, впитывая в себя бытовую мудрость окружающих её людей.
Прогулки она тоже не забывала – хотя и немного сократила.
В результате у девочки не осталось буквально ни одной свободной минуты. Но её этот факт ни капельки не расстраивал.
Такая жизнь ей нравилась.