Тайна Фаюмского портрета 1

Елена Гвозденко
Череда загадочных происшествий началась жарким июньским днем, когда в офис известного в городе предпринимателя Перепелкина пришел необычный посетитель, субтильный мужчина уважаемых лет. Странной была лишь одежда – льняная косоворотка и светлые брюки в сочетании с соломенной шляпой и изысканной тростью, казалось, мужчина донашивает вещи своего дедушки. В приемной осмотрелся и, не обращая на реплики секретарши никакого внимания, вошел в кабинет, прижимая к груди старый, потрепанный портфель.

- Вот принес, как договаривались, - пенсионер достал из древнего кейса изображение молодого человека, нарисованного на доске. С первого взгляда было ясно, что это старинная, но хорошо сохранившаяся работа: краски не потеряли яркости, лицо поражало живостью. Хозяин кабинета, Александр Олегович Перепелкин, разглядывал изображение с большим интересом.

Было в этом портрете что-то необычное, затягивающее. Александр Олегович не мог оторваться от взгляда огромных глаз, смотрел, позабыв и про неотложные дела, и про то, что надо сдерживать эмоции, если хочешь провести удачную сделку. Лишь голос долетал из далекого мира:

- Это Фаюмский портрет. До настоящего времени дошли девятьсот экземпляров, почти все они хранятся в самых известных музеях мира.

- Что вы говорите? - очнулся бизнесмен.

- Редкая находка, Фаюмский портрет - посмертное изображение, которое крепили на лицо мумии древние египтяне.

- Маска?

- Не совсем. Их писали при жизни, чаще всего в молодом возрасте. Использовали сложную технику, ее называют энкаустикой - письмо горячими восковыми красками. Время их создания I-III века нашей эры, двадцать веков назад!

- А почему Фаюмские?

- Название получили по месту крупного обнаружения в Фаюмском оазисе, в Египте, британской экспедицией в 1887 году.

- Вижу, вы специалист, - протянул Александр Олегович тоном искушенного человека.

Этот тон он специально отрабатывал с тренером, занимаясь по индивидуальной программе. Но иерархическая магия не сработала, коллекционер с живостью подтвердил интерес к искусству такого рода. Заметно, что собственные успехи мало трогают этого пожилого человека, он живет восторгами открытий, восторгами удивляющего прошлого.

- На самом деле, впервые в Европу их привез итальянец Пьетро делла Валле в 1615 году. Но привез всего лишь два портрета, а экспедиция англичанина Питри в 1887 обнаружила большое количество посмертных изображений.

- Интересно, но…

- Вот видите, вам интересно. Еще бы! Фаюмские портреты называют иконами до иконописи!

- Хорошо, хорошо, - перебил Александр Олегович. – Назовите цену.

Коллекционер протянул визитку, на которой было написано шестизначное число.

- Однако…

- Портрет того стоит.

- Подумаю, но я должен показать его специалисту.

- Да, да, понимаю, назначьте время, я подъеду.

- Подъедете?

- Простите, я хочу лично присутствовать при экспертизе.

- Так вы мне не доверяете, - догадался бизнесмен и громко расхохотался.

***

Эксперт - старичок в бархатном жилете, суетился у стола, разглядывая принесенную картину.

- Надо же, - отрывался он, поглядывая на посетителей, настоящий Фаюм! – И опять склонялся с лупой над портретом.

- Настоящий?
 Коллекционер уже принял решение, и мнение эксперта только укрепило его.

- Да, да, дорогой Александр Олегович, посмотрите, какая пастозность. Видите, центральная часть выписана очень густой краской, это дает ощущение объема, а контуры гораздо прозрачнее. А теперь посмотрите на легкость волос - самая жидкая краска, именно она рождает воздушность. Удивительно. Позже многие художники будут использовать этот прием: Ван Гог, Рембрандт…

- Что-то вроде 3 D? А какие еще признаки? – покупатель явно заинтересовался.

- Не понял, что вы сказали, какие «Д»? Вы про объемность изображения? Да, думаю, этот термин уместен. Обратите внимание на глаза, - искусствовед говорил с таким вдохновением, что невольно заражал слушателей. – Это же чудо, что такое. Они огромны. Знаете почему?

- Душа Ка возвращается в тело через глаза, - тихо сказал продавец, до этого момента молча стоявший в глубине комнаты.

- Да, любезный, вы правы! Древние египтяне верили, что человек состоит из физического тела, духовного тела, сердца, двойника, души, нематериального эфирного духа, образа и имени.

- Сложно, - присвистнул бизнесмен.

- Сложно, но очень интересно. Двойник или Ка это судьба, жизненные силы, характер. После смерти она выходит из тела, но всегда возвращается, - эксперт посмотрел на бизнесмена и вернулся к описанию:

- Есть еще интересные детали: голова развернута на три четверти, хорошо просматривается асимметрия лица, позже эти приемы будут использовать в иконописи. Без сомнений – Фаюмский портрет.

- Хорошо, пишите заключение, - бизнесмен по-хозяйски упаковывал приобретение.


Продолжение следует
Портрет мальчика в золотом венке. Фаюмский портрет