Череда загадочных происшествий началась жарким июньским днем, когда в офис известного в городе предпринимателя Перепелкина пришел необычный посетитель, субтильный мужчина уважаемых лет. Странной была лишь одежда – льняная косоворотка и светлые брюки в сочетании с соломенной шляпой и изысканной тростью, казалось, мужчина донашивает вещи своего дедушки. В приемной осмотрелся и, не обращая на реплики секретарши никакого внимания, вошел в кабинет, прижимая к груди старый, потрепанный портфель.
- Вот принес, как договаривались, - пенсионер достал из древнего кейса изображение молодого человека, нарисованного на доске. С первого взгляда было ясно, что это старинная, но хорошо сохранившаяся работа: краски не потеряли яркости, лицо поражало живостью. Хозяин кабинета, Александр Олегович Перепелкин, разглядывал изображение с большим интересом.
Было в этом портрете что-то необычное, затягивающее. Александр Олегович не мог оторваться от взгляда огромных глаз, смотрел, позабыв и про неотложные дела, и про то, что надо сдерживать эмоции, если хочешь провести удачную сделку. Лишь голос долетал из далекого мира:
- Это Фаюмский портрет. До настоящего времени дошли девятьсот экземпляров, почти все они хранятся в самых известных музеях мира.
- Что вы говорите? - очнулся бизнесмен.
- Редкая находка, Фаюмский портрет - посмертное изображение, которое крепили на лицо мумии древние египтяне.
- Маска?
- Не совсем. Их писали при жизни, чаще всего в молодом возрасте. Использовали сложную технику, ее называют энкаустикой - письмо горячими восковыми красками. Время их создания I-III века нашей эры, двадцать веков назад!
- А почему Фаюмские?
- Название получили по месту крупного обнаружения в Фаюмском оазисе, в Египте, британской экспедицией в 1887 году.
- Вижу, вы специалист, - протянул Александр Олегович тоном искушенного человека.
Этот тон он специально отрабатывал с тренером, занимаясь по индивидуальной программе. Но иерархическая магия не сработала, коллекционер с живостью подтвердил интерес к искусству такого рода. Заметно, что собственные успехи мало трогают этого пожилого человека, он живет восторгами открытий, восторгами удивляющего прошлого.
- На самом деле, впервые в Европу их привез итальянец Пьетро делла Валле в 1615 году. Но привез всего лишь два портрета, а экспедиция англичанина Питри в 1887 обнаружила большое количество посмертных изображений.
- Интересно, но…
- Вот видите, вам интересно. Еще бы! Фаюмские портреты называют иконами до иконописи!
- Хорошо, хорошо, - перебил Александр Олегович. – Назовите цену.
Коллекционер протянул визитку, на которой было написано шестизначное число.
- Однако…
- Портрет того стоит.
- Подумаю, но я должен показать его специалисту.
- Да, да, понимаю, назначьте время, я подъеду.
- Подъедете?
- Простите, я хочу лично присутствовать при экспертизе.
- Так вы мне не доверяете, - догадался бизнесмен и громко расхохотался.
***
Эксперт - старичок в бархатном жилете, суетился у стола, разглядывая принесенную картину.
- Надо же, - отрывался он, поглядывая на посетителей, настоящий Фаюм! – И опять склонялся с лупой над портретом.
- Настоящий?
Коллекционер уже принял решение, и мнение эксперта только укрепило его.
- Да, да, дорогой Александр Олегович, посмотрите, какая пастозность. Видите, центральная часть выписана очень густой краской, это дает ощущение объема, а контуры гораздо прозрачнее. А теперь посмотрите на легкость волос - самая жидкая краска, именно она рождает воздушность. Удивительно. Позже многие художники будут использовать этот прием: Ван Гог, Рембрандт…
- Что-то вроде 3 D? А какие еще признаки? – покупатель явно заинтересовался.
- Не понял, что вы сказали, какие «Д»? Вы про объемность изображения? Да, думаю, этот термин уместен. Обратите внимание на глаза, - искусствовед говорил с таким вдохновением, что невольно заражал слушателей. – Это же чудо, что такое. Они огромны. Знаете почему?
- Душа Ка возвращается в тело через глаза, - тихо сказал продавец, до этого момента молча стоявший в глубине комнаты.
- Да, любезный, вы правы! Древние египтяне верили, что человек состоит из физического тела, духовного тела, сердца, двойника, души, нематериального эфирного духа, образа и имени.
- Сложно, - присвистнул бизнесмен.
- Сложно, но очень интересно. Двойник или Ка это судьба, жизненные силы, характер. После смерти она выходит из тела, но всегда возвращается, - эксперт посмотрел на бизнесмена и вернулся к описанию:
- Есть еще интересные детали: голова развернута на три четверти, хорошо просматривается асимметрия лица, позже эти приемы будут использовать в иконописи. Без сомнений – Фаюмский портрет.
- Хорошо, пишите заключение, - бизнесмен по-хозяйски упаковывал приобретение.
Продолжение следует
Портрет мальчика в золотом венке. Фаюмский портрет