Пашийские сказы Т. В. Мурашовой

Софья Свадковская
 

Жизнь типична для  каждого моего  ровесника. Родилась  в   1935 году. Семья  была большая: родители и четверо детей.  В1942 году на  фронте погибает отец, и к  весне к нам перебираются  жить бабушка с дедушкой.
Дедушка - отец мамы, Кошков Василий Антонович,1866 года рождения.  Молодым человеком  ушел  из  семьи отца и основал хутор Васильевский, который сейчас зовется Прииск.
                Ниже моста по левому берегу Вижая  он   срубил маленькую избушку, баню, хлев. Промежуток земель между железной дорогой и Вижаем и стал называться его именем. Когда дети немного подросли, он выстроил огромный дом с русской печкой.
 Этот дом у дедушки конфисковали в 1938-1939 годах, а дедушка с бабушкой стали жить в маленьком флигеле.Поди-тко, жаль было деду трудов своих, но никогда никому на горькую долю не жаловался.Светлый был человек.
                Я  часто бывала у дедушки и помню, что  в доме его жили геологини - женщины, которые шибко даже внешне отличались от родителей: они ходили в шляпках, нарядные, в кружевах, рюшах, веселые, красивые - люди из какого-то другого, удивительного мира. Вкусной казалась малина, собранная этими  неземными женщинами, и была душиста и притягательна. В маленьком флигеле дедушки найдут первый в Пашии  алмаз  женщины - геологини чуть позже. Судьба этого алмаза никому не  известна. Только поиски алмазов с того момента стали вестись на пашийской земле  еще увереннее.
                Время  шло. Семья сеяла хлеб на полях выше железной дороги, земля засевалась рожью, льном. Когда появилось зерно, возникла потребность в мельнице. Из поселка везли хлеб для молотьбы, а чтобы его обмолотить, нужно было построить овин, снопы сушили на печи, а попутно этот овин использовали как зал для танцев. Сюда собирались юноши и девушки на вечерки. Эти вечерки с особой теплотой вспоминал  Юрий Михайлович Косков (полгода назад не стало и этого пашийского  старожила).
                Дедушка и кузницу свою имел. Изготавливал там чайники, умывальники, рукомойники, медные обода на колеса, даже  сами колеса изготавливал для Владимирской экспедиции. Мельница была у него водяная (ее порушили) и ручная из двух стесанных камней с желобками посередине. Ручка на камне, камень двигается, а по желобку мука сыплется.
                Изготовил дедушка и свой велосипед. Взял три колеса от вагонов, педали, руль и ездил на велосипеде собственного изготовления за товаром на завод, в Пашию. На заводе знали об этом и учитывали  время его поездок при вывозке чугуна с завода, потому что его велосипед ездил тоже по железной дороге.
Кому-то из сыновей построил дедушка дом на сваях: на берегу Вижая поставлены вкопанные мощные стволы - деревья, как столбы, пол двойной, окнами на Вижай, огромная веранда.   
               Ирма  Кронидовна  Кошкова вспоминала, что бывала в этом доме в детстве. Дом стоял на воде, и весной, лежа на печи, мы, внучата, слышали, как сердито шуршала ледяная корка вижайской воды, сталкиваясь со столбами-сваями.
               Дедушка мой был глубоко верующим человеком,  пел в церковном хоре, думаю, что не был  он обделен  Божеским  вниманием. Часто он вспоминал сон свой на Николу Вешнего 22 мая.
                В юности у него была девушка по имени Клавдия. Родители его, как и она, жили в поселке Пашия. Уснул он и слышит обращенный к нему  голос: «Василий, ты жениться собираешься? Братья Клавдии за тебя,поди-тко, ее не отдадут. Но ты не переживай, она вскоре умрет. Если хочешь прожить счастливо жизнь, женись вот на этой  девке». И видит он перед собой идущую девушку невысокого роста со спины, а на ней «бумазеевая(см. у В.И.Даля «хлопчатобумажная ворсистая ткань», Т.1,стр. 141) кофта и с крючком( «с загибом, с заворотом»,см.В.И. Даль, Т.2, стр. 208) на спине». Он проснулся, но сон этот будет преследовать его своим предсказанием  всю жизнь.
                Посватался он к Клавдии, но братья ее за него не отдали. Прошло лето. Началась осень. Потеряла семья  Кошковых  табун лошадей. С уздечкой обошел Василий Пролетарский рудник, Михайловский завод и Зыковский курень, где дрова и уголь заготавливали, а потом и до Кусьи добрался в поисках лошадей. Спустился по пологому берегу  Койвы к лавке, видит перед собой ладную девку в знакомой бумазеевой кофте с крючком на плече, прошел за  ней до самого ее  Костаревского  дома, проследил, все выведал и домой возвратился.
          Лошадей вскоре нашли, и этой же осенью Василий посватался к  девушке - Параскеве или Прасковье из семьи Костаревых из поселка Кусья   Нажили они много детей: Михаил, Николай, Степан, Мария 1903 и Мария 1905 годов рождения, Анастасия 1911года рождения(наша мама в будущем).
 Дедушка был на все руки мастер, наемную силу никогда не использовал, все делали сами родители  вместе с детьми. Лошади у дедушки были свои. Чтобы заработать денег, заключал договор о перевозке угля на завод. Ежедневно он должен был поставлять на завод два короба угля. В противном случае он сам должен платить неустойку за не привезенный вовремя уголь.
        Однажды на Пасху во время заморозка ночью дедушка привез два раза на завод сани с углем через  Вижай (моста тогда не было, надо было знать путь вброд), а на третий раз сани опрокинулись набок и ни с места. Деда волнуется: ему еще надо ехать в церковь петь. Как же быть? Взмолился тут дедушка: «Господи, помоги мне!». Вдруг видит: идет знакомый старичок, дедушка к нему по имени-отчеству обращается, просит пособить. А тот ему в ответ: «Я для этого к тебе и шел». Помог он  нашему  дедушке, тот уголь выгрузил на завод, а сам бегом в церковь на службу.. Увидел дедушка в церкви своего помощника-старичка, подошел поблагодарить, а тот удивленно спрашивает: «Где помог? В чем? Ничего не знаю». Так для дедушки и осталось загадкой, кто же ему помогал той памятной ночью.
        Дедушка рассказывал, что церковь в Пашии была богатая, во время революции еще шли службы. Видит он однажды, стоя перед иконой, как Матерь Божия слезы источает, а перед ней лужа от слез образовалась, но никто этой лужи, кроме него, не видит, батюшка мимо  ее  ходит, но ни разу во время службы  в мокрое не встал.
        Тяжелое было время. Белые в Пашию пришли - дедушка детей в подпол прячет, красные - опять в подпол. Моей маме тогда было семь-восемь лет, она ведь с 1911года рождения.
        О моем прославленном дедушке- Василии Антоновиче Кошкове - не раз писали в газете «Чусовской рабочий» в пятидесятые годы. Дедушка был строгих правил: никогда не позволял себе напиваться, лишь в праздники мог выпить рюмочку в застолье, не сквернословил, не повышал голоса. Воспитывал детей в уважении к старшим, особенно к пожилым людям.
Умер в 1955 году, в восемьдесят девять лет. Среди потомков в городе Лысьва живет  Кошков  Валерий Степанович, который, как и мы,поди-тко, бережно хранит память о нашем легендарном дедушке.
                Солнце «играет».
Было это в Рождество. Надо вставать кормить корову. На улице мороз около 50 градусов. Нешуточное дело: идти надо пять кварталов. Прибежали племянники славить Рождение Иисуса Христа. Некоторые без шарфа, без рукавичек. Наконец иду к корове снизу в гору и смотрю в землю, ничего не подозревая. Поднимаю глаза и…
Солнце низко на дороге стоит. На него смотришь - оно глаза не режет, глаза не слезятся. Солнце само похоже на человеческую голову с широко открытыми глазами, а изо рта, ушей  Солнца идет пар разного цвета и порциями, без шума, спокойно и торжественно. Вокруг Солнца образуются  пары, и возникает представление, что солнце  «играет».
 Когда пришла домой, было уже одиннадцать. На градуснике 40.   От солнца идет  голубой пар. Небо чистое, лучезарное. Потом все вокруг солнца озолотилось, воссияло.
 Меня переполняет чувство восхищения. Я сама стала свидетелем игры солнца, как у И.Шмелева на Крещение. Думаю, что это признак того, что Россия  воспряла, жизнь налаживается, и так хочется верить в это светлое будущее. Стою, любуюсь, и совсем не холодно при сорокаградусном морозе. Не я одна увидела это чудо. Нина Михайловна Сыпунова  тоже была свидетелем  этого дивного явления в двухтысячном году. 
                Каменная чаша               


Очень многие считают, что знают, где находится та чаша каменная, о которой нам поведала  многоуважаемая Т.В.Мурашова. Мне показывали фото этой чаши, говорили, что она где-то по дороге у водозабора, что они каждый год с классом там  «тусуются»; другие описывали ее, утверждая, что она находится рядом с водопадом, ниспадающим с высоты.
          Думаю, что те и другие ошибаются. Она не находится на берегу Пашийки, до нее пробираться надо сквозь бурелом.  Да и не каждому она откроется, я думаю. Вот что говорила о ней сама Тамара Владимировна:
«За бывшим поселком  Михайловским, на правом берегу речки Пашийки,  между Водозабором и Пионерским лагерем, я открыла для себя удивительное место. Собирая грибы, шла по речке Пашийке, которая сильно обмелела со временем, потом поднялась к лагерю и хотела сократить путь, лес  здесь был нехоженый, с валежником, просто непроходимые дебри. Вот тут - то и открылась мне эта каменная чаша.
Сказать по правде, было тревожно поначалу. Когда успокоилась, стала разглядывать открывшееся мне чудо. В длину она метров пять от стенки до стенки,  в ширину метра три, камень черный, обработанный водой в течение долгого времени. С одной стороны от чаши поднимается кверху скала. Вода в чаше прозрачная, гладкая, с горизонтальной поверхностью. Черный камень чаши вызывал одновременно и ужас, и восторг. Возникла мысль, что это древнее место жертвоприношений.
Не могу до сих пор понять, почему мой муж, родом из Михайловского, никогда о ней мне не рассказывал.
Как найти это место? Карьер. Речка Северная до впадения в Пашийку, переходишь по камням, нужно идти не вправо по берегу, а между дорогой и скалой. Встречаются доломиты.  Там есть щель около метра шириной и высотой в десять метров. Что-то вроде каменного чулка. Когда идешь к этому чуду, кажется, будто позади жизнь, но пройдешь таинственное  место, и возникает другое чувство,жизнерадостное, оптимистичное, потому что здесь начинаются лесопосадки».
                Записала со слов пашийского старожила  Софья Свадковская