Не паниковать!

Софья Свадковская
               
            Четыре года назад, в жаркий июльский день, я решила пойти по чернику в лес над карьером, что в Пашии. Места знакомые, можно сказать, почти родные.  Ягоды  некрупные, кем-то уже выбранные, но собирать можно. Нельзя сказать, что в семье фанатеют над ними, но полезность черники оспорить нельзя: и для зрения, и для пищеварения, и для очищения почек.
             Дорог тоже здесь много: не потеряешься. Одна уходит  в карьер, отделяя  старый погост от черничного леса, а перпендикулярно ей несколько других, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Многие идут   в сторону Старой Вильвы. Одни  чуть заметные, травянистые, другие свежие, со следами  лесовозок.   Правда, когда я приехала в Пашию в 70-е годы прошлого века,  мне рассказывали о нередких случаях блуждания и даже гибели в здешнем лесу не только детей, но и взрослых, бывалых людей. Да  я-то ведь там никогда не блуждала!
             Конечно, кто-то уже походил по лесу: высокие кустики с крупной синей ягодкой, подернутой дымкой, уже обобраны, если есть одна-две, так и те еще беловатые, с розовым бочком. Встречаются неширокие,  заросшие черничником  просеки, которые  посетили сборщики ягод. Они собирали чернику на чистых местах, где не надо продираться сквозь валежник, гниющие деревья, цепкий кустарник. Мне же приходится лазить по недоступным порой местам: там прячется от посторонних глаз заветная зрелая и крупная ягодка, потому что не каждому  до нее легко добраться. В темноте, под ветками, она не  синеватая, а как будто налитая  черным живительным соком, кустики низкие, полураскидистые,  хотя помять  или раздавить ягодки на них не представлялось возможным: кожица крепкая, бережно хранящая сок внутри. Недаром  собранные в целлофановый мешочек ягоды черники остаются целыми и крепкими несколько дней. Собираешь ягоды, а в душе покой и блаженство…
           У пней алела и крупная земляника, манила к себе, и получилось, что черника собиралась мной вперемешку с земляникой. Все, наверное, знают, как вкусны они вместе, давленные  деревянным пестиком,  в желеобразном состоянии с добавлением сахарка.
           Я уже предугадывала, что моя свекровь, Ирма  Кронидовна, будет восхищать сегодня  всех  родных и знакомых большим черничным пирогом, украшенным взбитым белком, запеченным в духовке до красивого светло-коричневого  цвета. Она та еще стряпуха. По всей Пашии таких  поискать. Всю жизнь преподавала у девчонок технологию.
           Со мной, конечно, был сотовый, и я намеревалась предупредить мужа о том, что  готова к возвращению. Однако сигнала машины не слышно. Достала сотовый, решила позвонить. Телефон не реагирует  на мои попытки привести его в чувства. Огляделась.
            Лес как лес. Только темный. Под ногами небольшая  котловинка. Получается, что я в низине и   сотовый будет молчать. Где же я и что делать? Сняла платок, которым был привязан бидон к поясу, осторожно обвязала до краев наполненную черникой  посуду. Тревога вкрадывалась постепенно. Пока обвязывала бидон, казалось, что кто-то следит за каждым моим движением. Сдерживаю себя от желания закричать, боюсь, что этот кто-то почувствует мою слабость и страх. Пожалуй, пойду в эту сторону, здесь сквозь темные ели проникает луч солнца. Пока шла навстречу свету, деревья вдруг обступили  непроходимой стеной, и стало темно, как ночью, хотя знала, что по  времени должно быть не позже шести вечера. Слева и справа такая же темнота.
              Страх переполнял все мое существо. Казалось, что сердце вот-вот выпрыгнет, так отчаянно оно билось. Миновала  котловинку, заросшую  густой сочной травой и фиолетовыми цветами, знакомыми с детства. От них идет ядреный горьковатый запах. Трава путается в ногах и мешает пробираться сквозь валежник и кустарник.
             Не помню, сколько времени шла, все убыстряя шаг. Хотелось освободиться от тяжести, бросить бидон, упасть на землю и разрыдаться от отчаянья. Но за спиной был кто-то, кому сдаваться не хотелось.
 Впереди открылась небольшая полянка, хотя она не внушала мысли о спасении: трава здесь была гуще, а кустарник высокий и цепкий. Он обвивал какое-то ветхое деревянное строение, похожее на вышку. Мысль подняться на нее и осмотреться я сразу отмела: она бы  рухнула под моей тяжестью. Да и сил у меня уже просто не было.  Я была уверена, что, если сейчас сяду, больше не поднимусь, потому что ноги ослабели.  Тревожные мысли не давали покоя. Скоро стемнеет, а это  сильнее пугает. Переживу ли я ночь в лесу?
             Вдруг где-то впереди слышу еле различимые сигналы машины. Конечно, это муж приехал за мной. Он даже представить себе не может, что я сейчас пережила! И хотя спасительные звуки очень далеко, но надежда уже теплится в душе. Сразу вспоминаю о сотовом, который убрала в карман и забыла. Достала, увидела сигнал, очень обрадовалась, приложила к уху и произнесла, что потерялась и не могу выйти из этого темного, страшного леса. Слышу в ответ успокаивающий совет: «Выходи из леса так, чтоб солнце светило в правый глаз». А как выходить, если кругом бурелом? Но что не сделаешь, чтобы выбраться из этой ловушки! Теперь уже сами ноги несут меня вперед. Кажется, что даже кустарник и деревья  расступаются.
              С удивлением  замечаю, что выхожу на дорогу, о существовании которой даже не подозревала. Местные жители рассказывали, что в поселке много дорог осталось от  алмазодобытчиков. Даже была канатная для быстрого передвижения. Но все они едва заметны, поросли травой и  кустарником. Эта же  дорога чистая, даже  камешник  на ней будто  специально промытый, а по обочинам такие же промытые светлые крупные камни. Кажется, что здесь никогда не ходили машины. И грибы – светло-кремового цвета, по форме похожие на грузди и пористые - по обеим сторонам дороги. Необыкновенно крупные, мясистые. Они, конечно, бесполезные, несъедобные, встречаются повсеместно. Удивило то, что они как будто выстроились в шеренгу с одной и другой стороны незнакомой дороги. Я должна пересечь ее, чтоб выйти к поселку, а стою, смотрю   и диву даюсь: она тянется в какую-то таинственную даль, как будто затянутую густой синевой, там, вдали, такие же синие ясные холмы, как на картине А.И. Куинджи «Ай-Петри». Что это? Река? Пруд? Откуда холмы? Простите, ведь это не Кавказ, а всего лишь Пашия!
                Не буду рассказывать о счастливом  окончании  истории. Это и без слов понятно. На дорогу вышла и вскоре была дома. Благодарна судьбе, что испытала положение потерявшего дорогу и блуждающего в лесу, пережила тот критический момент, когда проявляется сила человеческого духа или, наоборот, малодушие, панический страх перед неизведанным и устрашающим. Вынесла из этой истории одно: нельзя паниковать и отчаиваться. Иначе можно умереть, испугавшись, от разрыва сердца или просто сойти с ума. Тогда не откроется тебе эта удивительная дорога, манящая в таинственную даль.
 Жизнь- это чудо, подаренное  нам не зря, а чтобы мы испытали ее во всех проявлениях.