Осторожно, искусство!

Людмила Рахматулина
Опубликовано в журнале №7 2019 " Маладосць"

ОСТОРОЖНО, ИСКУССТВО! (о вкусах спорят!)
                «Искусство должно нести свет надежды, даже если мир не оставляет места для упований». Андрей Тарковский

Мой взгляд равнодушно скользнул по экрану, с которого, рыча и роняя ядовитую слюну, на меня ползло чудовище — эффект присутствия был мастерским. Но тут я заметила в кресле младшего внука, который отворачивался от экрана и закрывал уши ручками. У детей ещё бывает нормальная реакция на одиозное, в отличие от нашего восприятия, давно прирученного манипуляторами всех мастей, которые изобретают всё более жёсткие ходы и технические приёмы.
Разве могли мы ранее представить натуралистичные сексуальные сцены в дневном сериале или детально демонстрируемые сцены убийства в обычном теледетективе, а уж крупные планы распятых детей («Игры престолов») — и вовсе ужас невыразимый!
Даже, казалось бы, невинная электронная графика, способная изобразить трансформацию человеческого тела в иное, в звериный облик, например, или продемонстрировать жизнь от рождения до смерти, рождает ощущение беспокойства, зыбкости мира, его неукоренённости.
Нейробиолог Татьяна Черниговская утверждает, что в нашем мозге навсегда остаётся всё, что мы слышим и видим, что информация впитывается на клеточном уровне. И тогда, сами понимаете, нужна осторожность и, уж во всяком случае, не «всеядность».
На что только не идут кинопродюсеры, конкурирующие с телевидением, чтобы заманить публику в кинотеатры. Кино открывает огромный простор для фантазии и пересоздания мира, становящихся опасными, потому что   вызывают слепое доверие зрителей. А в распоряжении создателей фильма: выбор кадра и любой монтаж, ускорение и замедление времени, приближение и удаление, трансформация реальности и т.д. Секс и насилие, ругань и взрывы развлекают небывалое количество зрителей, в которых развилась неуемная жажда кровавых зрелищ. А разновидность кинотелепродукции — интерактивная среда в виде видеоигр — действует еще более убийственно. Учёные говорят о совершенно новой болезни, которую называют «синдромом хронической усталости», это результат программирования людей (скрытые вставки и пр.) Результатом подобного психозомбирования становятся бесчувственность, неверие, цинизм…
Проблемы границ дозволенного в искусстве, цензуры морально-эстетического свойства давно поднимаются в мире. И речь идет не только об экранной культуре, хотя телевизор, оказывается, усиливает в тысячи раз влияние любой негативной информации, и, поскольку смотрят его массово, это вызывает наибольшее опасение за здоровье нации. В наше время в целом утрачены многие критерии и ориентиры истинности, человек блуждает наугад, предоставленный самому себе или, «оцифрованный» идеологической системой, становится проводником лжеценностей. Но вот появился ещё и новый Карабас-Барабас, отнюдь не способствующий целостности личности, — всемогущий интернет.
В мировой культуре всегда существовал пласт, отражавший уродливое, низменное, абсурдное. Вспомним картины И. Босха, «Капричос» Ф. Гойи, новеллы Ф. Кафки и т.д. Абсурд как метод познания и отражения действительности никто не отменял. И стремление показывать жизнь натуралистично, не обременяя героев синтезом телесного и духовного, —тоже не ново: метод натурализма в литературе XIX века стремился к тому, чтобы изображение было копией факта. Но в лоне этого направления появились великие романы, такие, например, как «Жерминаль» Эмиля Золя.
Эстетика безобразного определяла немецкий экспрессионизм начала ХХ века (поэзия Г. Бенна, графика Георга Гросса), который был своего рода протестом против абсурдности и жестокости мира. «Крик» — не маска из известного триллера, а знаковая картина норвежца Эдварда Мунка, которая стала выражением страха перед катастрофой реальности. Но никогда экспрессионисты не старались напугать специально, чтобы пощекотать нервы зрителю и подсадить его на допинг подобных раздражителей, они пытались в меру сил предупредить бо;льшую беду, избавить от иллюзий.
Человеку всегда хотелось заглянуть за край. Но как же далеко мы в этом продвинулись, если сравнивать с первыми произведениями литературы ужасов или, скажем, фильмами о Дракуле. Иногда стоит вспомнить предупреждение Ф. Ницше: «Если долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя!»
Так что же, приглаживать действительность, показывать только светлую ее сторону? Так мы рискуем впасть в примитивную китчевую красивость, гламурную квази-роскошь. У китча много одеяний, для него характерны намеренное снижение возвышенного смысла, эпатаж, он ёрничает, из всего делает карикатуру, апеллирует к низменным началам, он может быть и слезливо мелодраматичен, и агрессивно любопытен. Именно китчем заполнены сегодня экраны, газеты и интернет.
Опасна и эстетизация зла, как это иногда происходит в некоторых фильмах о вампирах и вообще в кино мистических жанров, когда разного рода персонажи-носители зла и разрушения предстают в виде мрачных красавцев в таинственном антураже, изрекающих притягательные двусмысленности.
Где же должна пролегать эта линия, грань между истинным и неистинным искусством? И кто должен решать эту проблему?
Думаю, что все согласятся со следующим утверждением: важно  КАК показывать, чтобы соскальзывание в жестокость или уродство не становилось самоцелью. Да, можно оправдывать применение некоторых средств выражения художественным замыслом создателей, что собственно часто и происходит. Но «то же слово, да не так бы молвить», — гласит пословица. Считаю, что можно говорить обо всём, но всё же не по-всякому. А главный критерий, — конечно же, его величество вкус. И, бесспорно, важен некоммерческий подход творцов.
Что делать простому потребителю современного искусства? Как ориентироваться в этом мощном потоке, как выбрать то, что по-настоящему ценно, наиболее релевантно и действительно достоверно?
Прежде всего, воспитывать вкус! Точка входа в эту область — музеи, книги, концерты хорошей музыки, персональные видеотеки, авторское кино, словом, всё то, что помогает обретать ценности и смысл. Оставив позади подростковое самоутверждение, ищите точку опоры для своей души, а не только способы развлечения (разрушения?). И прислушивайтесь к ней, часто ей хочется другого. Не бойтесь оставаться наедине с собою, избегайте постоянных раздражителей звука (привычка жить в наушниках вредна), иногда человеку требуется воздержание, чтобы освежить восприятие.
Очень хочется, чтобы вы были избирательны в своём выборе, искали свой ключ к искусству!