Из жизни врача- интерна

Юрий Трушников
      Мой опыт работы участковым терапевтом был небольшим, только в рамках цикла программы подготовки врача - интерна.  Но, тем не мене я составил достаточное впечатление о том, что это за работа.
       Свою роль сыграло и то, что я познакомился с прекрасным участковым врачом Виктором Борисовичем Никитиным, который рассказал мне о ее тонкостях. Скажу, что это был и есть настоящий участковый врач, а для многих семей, в том числе и нашей, он был семейным врачом. Виктор Борисович знал нас всех и самых старших и самых свеженьких. Лечил он бесподобно - ничего лишнего. Все в точку. К тому же он - добрейшей души человек. То есть – настоящий участковый врач.

       Посещение бабушек на участке с бесконечной выпиской осточертевших рецептов – это только на первый взгляд суть работы участкового врача. Важно понять, что ты идешь к людям не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы помогать. Хотя деньги тоже немаловажный аспект. У каждого семья. К тому же идти к больным в рваных штанах и стоптанных ботинках просто неприлично. Потому и работают участковые врачи на две и более ставок, изыскивая возможность любой подработки.

      Быть хорошим участковым врачом достойно уважения. Можно эффективно лечить любые категории больных в амбулаторных условиях. Надо только желание и знания. Главное, что это возможно. А превратить в рутину любую работу может каждый!

      Подключили нас к работе в поликлинике в самый пик вспышки ОРВИ, а потом мы уже и в повседневную работу влились. То есть утром приходишь на прием, а после него, на свой участок, на вызова.

      Надо сказать, что участок мне дали вполне приличный. Добротные дома сталинской эпохи. Без коммунальных квартир. Контингент в основном пенсионеры, состарившиеся вместе со своими домами. Соответственно вызовов ежедневно - вагон и маленькая тележка, а какое разнообразие поводов!
      Правда потом я все - таки разобрался и выделил основные. Исключая простудные заболевания - это гипертония, ишемическая болезнь сердца, и немного пульмонологии, неврологии и эндокринологии. Для экономии времени у меня с собой всегда была пачка, выписанных заранее, рецептов на наиболее популярные препараты, по видам патологии.  Оставалось только ФИО вписать. Но это только для ясных случаев.

   Отмечу, что благодарность больных за доброе слово, и участливое отношение огромна. Помню, я навещал, когда бывал рядом на вызове, одну одинокую бабулю с кучей болезней, но основной – одинокая старость. Основное слово - одинокая. Она и вызывает обострение всех, накопленных за жизнь болезней отсюда и основной подход к лечению. 
  Конечно, общение не заменяет медикаменты, но после беседы их надо меньше и в меньшей дозировке.
      Не раз замечал. Жалоб у больного практически нет, но давление зашкаливает. Выясняешь, от чего обострение: «Что случилось бабулечка?».  Она: «Я ее только спросила! А она в ответ:…..!».  Диагноз ясен - нахамили на улице. Потихонечку увещеваешь: « Ну что сделаешь, может у нее неприятности! А вы не расстраивайтесь, успокойтесь». Поговоришь, посочувствуешь и давление нормализовалось. И это, поверьте лучше, чем сунуть таблетку, а потом еще и вызывать «скорую помощь». Время для разговора можно найти всегда, хоть и в ущерб своим делам. Конечно,  не всегда так получалось. Врач тоже человек. Всякое бывает, но ты должен помогать!
 
  Так вот, ухожу я от неё однажды, после активного посещения, а она в коридоре суёт мне пакет в руки: «Возьмите, доктор, дома жена холодец сварит». В пакете парочка свиных ножек (и ведь достала же где-то, тогда ведь всё надо было доставать!)

       Зачастую, мне больные норовили сладость подсунуть, или чая предложить. Когда время есть, согласишься на чашку чая,  и тогда их радости нет конца. Причём разговоры к болезням чаще отношения не имеют. Политика, соседи, цены и просто – за жизнь.
        А приём в поликлинике! Вот здесь реально нет времени на то, чтобы детально разобраться с больным. Приглашаешь больного, а в коридоре ждёт очереди толпа людей, а у тебя истории болезни, рецепты, направления, и прочая бухгалтерия,  всё на тебе, а когда нет медсестры, то вообще - караул. И все это за отведенный норматив времени.
      Тем не менее, ты несешь за больных ответственность и неважно успеваешь, или нет - обязан разобраться и помочь.

   Как раз от того, что не разбираемся и формально лечим - наши стационары всегда переполнены. Работая в стационаре, видишь, что огромную часть больных с успехом можно вылечить, или облегчить их состояние и дома.

      Но, кстати я встречался и с такой категорией больных, которые стремятся в стационар с вполне меркантильными целями. Как говорил мне один моложавый старичок, кстати, с очень хорошей пенсией: «Буду жаловаться, и вызывать до тех пор, пока не положат. А в больнице  красота - лечат, кормят, поят, и платить не надо, а пенсия капает и капает».
 
       Но таких все-таки, не много. А в основном требующие госпитализации, на мой взгляд - это хронические больные в финальных степенях декомпенсации заболевании, когда амбулаторное лечение не помогает.

       Не смотря, на некоторую привлекательность работы участкового терапевта, я с облегчением вздохнул, когда цикл закончился и никогда к этому роду деятельности уже не возвращался.