попытка подведения итогов перед предполагаемым кон

Наталья Симисинова 3
 

    …Мы   возвращались   со   съемок  в самый  разгар   безумно   жаркого  июльского  полдня.  Наша  машина-   маленькая  бежевая «Лада»,   в которой  было  душно, как  в чреве  у  кита,  остановилась  в  очереди  у переезда.   Все   пораскрывали   двери   салонов  и  тяжко  дышали. Взгляд  мой  , тем  временем,  ушел  далеко  в  сторону,  туда , где   в  знойной  , обесцвеченной  жаром  степи,  буйствовало  разнотравье. И  я поняла ,  что   больше  всего   на  свете   мне хочется   сейчас  выйти  из  машины и, громко  хлопнув    дверцей,(   словно   бы  поставить   жирную   черту ,  оставив  за  ней    тысячи  обязательных   и  рутинных    вещей,   необходимость   ежедневного  зарабатывания  на  хлеб    насущный ,  постоянную  суету  и  мчание   куда-то  с скоростью   курьерского   поезда ,-  всего  , что  съедает   мою  жизнь),-    так  вот,  пройти  неспеша  по   жаркому лугу,  в неглубокую  тень  акаций,  найти  уютное  местечко  и  залечь   там  среди  вьюнков  и  тысячелистников.  Залечь  и  лежать  там ,  рассматривая   важно   плывущие   в голубой   бездне   облака.  Лежать   все отмерянное  мне   время жизни. Или  пока  не  напитаюсь   тишиной  и  запахами.(  Я  прямо  таки  увидела,  как  сбоку   у меня   вьется  черный   шнур  и  я   подключаюсь,  как  подключаются   к  розетке китайские   лампы,  к  дармовой  энергии   летнего  полдня.  И  пью  ее , пью.  И  все  никак  не  могу  напиться.
   Позже ,  подъезжая  к  Одессе ,  я  вдруг  осознала  , что  все  это время  помню  о  том ,  что  завтра-  день  солнечного  затмения.  В  который   каким-то  черногорским  монахом   обещан  был   Конец  Света.  Это   обещание  я вычитала   месяца  четыре  назад  в  какой-то  газете и  оно  засело  у меня холодом  в  животе. И  сейчас   вновь  почувствовав    холод  под  ложечкой ,  я  подумала-  как   хорошо  было  бы  провести  этот    последний  день   вот  здесь-   на  заросшем   лугу  среди   белых  и  розовых   вьюнков.  В  одиночестве.  И  если  Конец  Света  состоится , то   встретить  его  в  несуете ,     прижимаясь  спиной    к  горячей  земле,  наблюдая  как  постепенно   темнеет  и  исчезает  небо.
    Признаюсь,  что,  думая  о предполагаемом  КС  я  все  время  ощущала  жуткий  ужас и  панику.
   Этот   атавистический  ужас ,  несомненно, дошел   до меня   от  невообразимо –далеких    предков , которые   в   моменты   затмений   боялись ,  что  солнце   исчезает навсегда.  Некоторые   , скорее  всего , так    и  умирали   от разрыва   сердца , не дождавшись  возвращения    светила.
  Подобный   же  ужас  я  испытала  как-то  во сне.   Сон   мне  приснился замечательный. В  нем  был  сюжет , действие  разворачивалось  в четко   очерченном  пространстве.  Пространство  было  окрашено  в яркие , без  полутонов, цвета. Был  ли  это сон-воспоминание  , или сон-предупреждение?  Было  ли мне   дозволено в  том  сне   увидеть  прошлое  или заглянуть  вперед- я  не знаю…
  Помню только , что ехала  я  на  темно-синей   небольшой  машине   по   дороге , вымощенной  белыми плитами.  День  стоял   солнечный  и  жаркий. Все  кругом   было  бело от   неистового  солнца. Дорога   пролегала  по  огромному  песчаному  острову, и  я точно  знала, что  остров  этот-  та  самая  Атлантида.  Песок  был  мелкий  и  очень-очень белый.   Затем  машина  моя  остановилась    возле высокого , похожего   на  Исаакиевский  собор  , храма.  Я  вошла  внутрь.  В  этот   же  миг  началось  землетрясение.  Я помню , как страшно раскачивались   стены,  расписанные  синими   красками.  Что  было  потом- не знаю. Сон  оборвался…
…И  что толку , что  мой друг- профессор –физик  и  астроном , вот  уже  месяц  успокаивал  меня  по  телефону:
-Да  нормально   все  будет -  не  берите  в  голову!   Вы  знаете,  сколько  этих затмений  уже  пережило  человечество!  А вы, ей-богу,  как  папуаска у Миклухо- Маклая…Приезжайте   лучше  ко мне  чай  пить. Будем  наблюдать  затмение   вместе…Я  такой  плов приготовлю, пальчики  оближете…
   Но   я не могла  утешиться  этим.  Я, как  ребенок, внезапно  осознавший , что  люди  смертны и  пропустивший  это   абстрактное   осознание  через  себя( помните эти  пронзительно-безысходные   ночные  детские   страхи-озарения-  я умру , и  мама  умрет , и  бабушка.  И  никому нет  от  этого спасения…)-  так и  я внезапно   увидела  пределы    человечества.  Словно  кто-то  очертил   невидимую  раму, за  которой  черное  небытие. И  поняла , как  зыбок  наш  мир.  А ведь  раньше , пока  я этой  зыбкости  и  конечности не  понимала  ,  то  бессмертие человечества  было  той соломинкой , за  которую  можно  было  ухватиться- не  так все  страшно , хоть  мы  все и  умрем  ,  но   цивилизация  останется,  и  часть  моя    все  равно   перейдет  в детей  и  внуков…
   А  сейчас  я  ежесекундно  могу вообразить  ,  как мир  внезапно, безо  всякого  объявления ,  погружается в  пучину…Не все  ли  равно  от  чего:  от  столкновения  ли  с кометой , или  от  того, что солнце  охладится , или   планета вдруг  внезапно  поменяет  полюса  и  стряхнет  нас всех с себя,  как  собака  блох…
  Весь  мир
  Эйфелева  башня  полетит  в тартарары…
  библиотеки с  книгами  на полках…
  египетские пирамиды…
 « Сикстинская  мадонна»  вместе с Дрезденом…
  бабушки  на завалинках в  русских деревнях…
  Шесть миллиардов  полетят  в одно  мгновение…
  Кстати , как и  комбайн  вместе  с  комбайнером , которого  мы снимали  в тот  день…
  Кстати, как и  ярко-желтое   хлебное  поле , по  которому  все  бежали  и  бежали   волны. А комбайнер- белозубый  мужик ,  черный  от  пыли, заглушил  мотор  и  ждал ,  пока  помощник принесет  напиться.  А потом, запрокинув  голову , жадно  глотал  воду,  которая   булькала  и бурлила  у  него  в горле и  холодные  капли  стекали  по  подбородку  и  текли  дальше…В  каплях   отражалось   крохотное  желтое  поле , зеленый комбайн  , и небо с круглым  облаком. Мир   был трогательно   и беззащитно  прекрасен. Хотелось , чтоб  он  был  вечно. От  этого  пронзительного  хотения  у  меня , которая  единственная  из всех на  поле  постоянно  помнила о  Конце  Света,  защипало  в носу…Хотелось  бежать  и просить  кого-то  о  спасении…
   Еще утром предполагаемого  КС ,  лежа  в  постели и  обозревая  расстилающийся день, я  поняла , что передо  мной   перспектива   прожить  его  красиво.
  Я  могла: отгородившись   от  всего , выключить  ТВ, зашторить окна , поставить   увертюру к «Севильскому « и  ждать…
   Можно  было  также   поехать  на поляну с  вьюнками   и  лечь  в траву…
  Собрать друзей  и  взяв хорошего  вина    засесть  где-нибудь  на  берегу    моря…
  Но ,обдумав  варианты   и  проиграв их  в голове , я  тем  не менее ,ровно в 10.00, за  два  с половиной  часа   до  объявленного  КС    ,  быстро собралась   и  как  невменяемая   помчалась   в  единственное  место ,  в котором  вдруг  захотелось  оказаться.
  В  толпу. В толкучку.  Жаркую и  потную. Пихающуюся локтями. Толкающуюся. Матерящуюся при  этом.   В  наглую и нервную. Но  в  отличие  от   пляжной-  занятую  делом.  Древним. Считающую   мятые гривни . Прячущую   за  пазухой  потертые   доллары.  Продающую  и покупающую.  Делающую  это   с азартом  и удовольствием.   
(Ведь  заводы  стоят, фабрики  стоят,  работы  никакой).  А  здесь -  тысячи  счастливых  людей ,  нашедших  себя.  Которые   лопают  беспрестанно  кошмарные    бутерброды  с сосисками   и  корейской  морковкой , запивая  все  фантастическим   количеством  колы.
  Короче,  взяв  такси , я  через  20 минут  уже  брожу  по  седьмому  километру.
  Хожу   и  постепенно  втягиваюсь  в  процесс.  Уже  хочется   самой  торговаться, примерить   то  ту  кофточку, то  эту.  Начинаю  потихоньку  прицениваться. Тем  более , что    двести  гривен- последнее,  что  есть  в  доме,  жгут  мне  карман  , как  пепел  Клааса.  Ведь  если  через  два  часа  КС, они  мне  вряд  ли  понадобятся.   Понадобятся  ли  мне  в случае   Конца   Света   туфли ,    кофточки   и  платья – тоже  вопрос.  Но   я  загоняю  его   в  подсознание.
  Зато  так  радостно   по-королевски    распоряжаться   тем ,  что  у  меня  осталось  .
 Добавьте к  этому  прекрасное  чувство   почти  полного   освобождения  от  паники  и  страха-  ведь  на  миру и  смерть  красна.  А тут   никто  и  не  думает  о  ней :  все  толкутся  , заворожено  пялясь  на  разноцветные   тряпочки  -такие   бесхитростные  на  самом  -то  деле…
  Я  иду  от  контейнера  к  контейнеру ,  примеряю ,  разговариваю   с  продавцами  и   рассматриваю  людей ,  суетящихся  вокруг.  А   они  пересчитывают,  таскают  взад- вперед  тяжеленные  тюки  с  барахлом,  катят  тележки  с  едой и  питьем.  Рядом  два  мужика  тянут   огромный  турецкий   ковер. Вид  мужиков   успокаивает  меня  окончательно.  Как  и  хорошенькая  девушка ,  на  виду у всей  толпы  примеряющая  кружевной   лифчик.
-  Ты  б  еще  и  трусики   примерила,-  осуждает  ее   деревенская  тетка.
  Успокаивает  меня  и  толстая  бабенция ,  пытающаяся   впихнуть  свои  телеса  в  голубые  джинсы.   Джинсы  никак   не  хотят  застегиваться на  животе.  Бабенция   изгибается  то  так, то  эдак . Продавцы-  два   молодых  парня  , обхватывают   теткин  живот ,  помогая   застегнуть  штаны.  Все  трое   хохочут  при  этом. Абсолютно  брейгелевские  сюжеты.  Пиршество   простых и  понятных  вещей,  понятий одномерных  как  хлеб  и  вода.  «Если  бы сюда   вдруг  опустился    инопланетный  корабль,-  представила  я,-  что  инопланетяне   бы  о  нас  подумали , какой бы  вывод  сделали   о  нашей жизни  по  такому ее  срезу?  Какой смысл  увидели  бы  в  непрекращающемся  движении   этого  муравейника?»  Впрочем  , я абсолютно  уверена  в  том ,  что   седьмой  инопланетян    не  заметил  бы.  «  Новый   павильон построили ,  а что там  продают»,-  решил  бы  седьмой  и  кинулся внутрь  за  покупками.
…Словно   легкая  тень  с огромной  скоростью   пробежала  по  контейнерам.
-Затмение  началось,-  сказал кто-то  громко.
-А  чихать  я хотел   на  них  на всех. И  на  затмение  ихнее  паршивое  ,  и  на  правительство  ихнее  паршивое,- вызывающе  произнес ,  обращаясь   к  кому -то  в  небе, продавец   футболками.
  Рядом   с  ним ,  уставившись   вверх , лихорадочно   пожирала  пиццу  семья  из  трех  -  человек-  толстый   глава семьи   в  шортах   на  толстых волосатых ногах,  толстая  мать  и  толстый   подросток  лет  четырнадцати.
-Пронесет  или  не  пронесет, -задумчиво   произнес  глава,  запихивая  в  рот  огромный   кусок.
   Возникла  вдруг    жалкая  мысль- а вдруг   и  в самом деле   конец  и  никогда  больше  не  наступит зима. Стабильности  отчаянно  захотелось.  И  чтоб  все  осталось как  есть:  осень,  зима, весна,  лето,  Дерибасовская ,  гамбургеры,   продавщицы  цветов , женщины  в  летних платьях,  акации, Дюк…  С  сильным   желанием ,  чтоб  ничего  не менялось , я укрылась   в первом  попавшемся  контейнере  и  лихорадочно   начала  примерять  дорогущие  норковые  шубы.  Никогда, никогда  не будет  у меня  такой ,  надо  успеть хотя бы примерить. В этот  момент   от  солнца остался  узкий серп  и  стало  не то  чтоб  темно, но  как-то   зябко, и  на  землю легли    странные  тени. Неестественные.  Не  хотелось  смотреть   на  все  это, ей  Богу ,  не  хотелось. И  я нахлобучила   на  голову  огромный  капюшон. И  глаза  закрыла.
   Жарко  мне   было  под  этим  капюшоном ,  как  в бане…По  лицу   стекал  крупный  пот  и  смешивался  с  тушью  и  слезами…
-Все, у  них  уже  светло!-  закричал   парень , продающий маленькие  японские телевизоры. На  каждом   светилось  изображение   обгрызенного  светила.
Мрачная  тень , покрывшая    7-ой  между  тем  стремительно   светлела. Затем  понеслась  дальше- на  Турцию,  Израиль  ,  Индию…
   А  я , сорвав  горячий  капюшон,   и  рассматривая  суетящуюся  толпу, подумала-  ведь  то, что  люди  здесь , на 7-м, равно  как  и  все  человечество , которое в эти  часы   предполагаемого  КС   жило   своей обычной   жизнью   и  не  боялось   надвигающегося космического  холода  и  небытия – очень  хорошо    это  человечество  характеризует. Вроде как   мы  говорим  кому-то ,  кто  там  за   все  эти  Концы Света  отвечает:  ну  вы  там  решайте,  быть  или  не быть , а  мы  тут  пока   со  своими  проблемами  должны разобраться,  а их  вон  сколько:  надо  суп  успеть  внуку   сварить, и  стирка  большая   собралась, а  у  той вон  красавицы воды  уже  отошли   и  рожать  пора,  а в лаборатории  реакция   какая-то  невообразимая   в  колбах началась ,  а  писателю рассказ   надо  дописать  и  он  сидит- мучается  над  последней строкой…
  Я  тоже   ломала  голову  над  последней  строчкой. Надо же  было   как-то  закончить   этот  сумасшедший  день. Точку    поставить   в нужном  месте.
   А  ее сама  жизнь   и  поставила, и ничего  не  надо  было  придумывать. Потому что я после несостоявшегося  КС, в самом  конце  дня увидела эти  танцульки. На берегу.  И  солнце   давно  уже  село.  И  сумерки  были  на  самом краешке  дня . И  вот там-то на  бережку , у кромки  воды плясали  мужики  и  бабы. Немолодые , толстые  с животами ,  пьяненькие- один  даже спал  в  машине, положив  голову  на  руль. Видно, чье-то  день  рождения   отмечали. Потому что здесь  же ,  на песке, лежала  белая  скатерть , а  на ней – бутылки   с  водкой ,  бутерброды  небрежно  накиданы с  колбасой   и брынзой. Помидоры  и  огурцы  лежали  горкой. Магнитофон   из машины   наяривал  общелюбимую» Ти  казала у  субботу пидем  разом на  роботу…» И  эта  подвыпившая компания   так  пританцовывала , что песок  летел во  все стороны. И  лица  у них   светились  абсолютным довольством…
   Так   заразительно  они  веселились (  забыв   на несколько  часов о том ,  как тяжко  на самом  деле  человечье  существование), что  и я  начала пританцовывать,  стоя над ними  на косогоре…
  И  все мы  и  здесь, на берегу, и  все человечество, уже абсолютно   забыли , что   если  бы  девять  часов  назад   таки   состоялся  бы Конец Света, от  всех этих  танцев  остались  бы  только  воспоминания. Которые  на атомном   и  субатомном  уровне мчались  бы  в черной   бездне  среди  холодных  звезд…

                2006                Наталья Симисинова.