Посидеть на облаке

Наталья Симисинова 3
ПОСИДЕТЬ НА  ОБЛАКЕ.


….В какой-то  момент  я вдруг  поняла, что мои поездки в деревню – словно  свидание  с мамочкой. Хотя  она там  была  всего  несколько  раз.  В  моем  деревенском  домике, купленном  практически  против  ее  воли. Она  не понимала :  зачем?  Зачем  мне -  абсолютно городскому человеку, далекому  от  земли, трусихе , которая  боится  всякой  свободно  летающей , а  тем  более  ползающей  живности.  Например,  при  виде  всего-навсего  толстой  зеленой  гусеницы, упавшей  с  яблони, я  могу  впасть  в  ступор, замереть  и, с  содроганием  и   безудержным  любопытством  наблюдать  ее.  Не  говоря  уже  о  ящерицах, полевых  мышках , и  уж  тем  более  об  ужах. Однажды, выйдя  ранним  утром  на  крыльцо, я  нос к  носу  столкнулась   с ужом.  Это  сейчас  я понимаю, как  он был  красив  :ярко-зеленый, как  весенняя  трава, он  весело, не подозревая  о  моем  существовании  даже  не  полз, а  как-то  великолепно  подпрыгивая  на  хвосте  передвигался  почти  вертикально.(  А, может, это  не  уж  был  вовсе, а  что-то  еще более  ужасное-  гадюка, например?). Я  поняла , что  слово  ужас  произошло от  ужа, когда  заорала   страшным  голосом.  Не  знаю, есть  ли  у него  уши  и  услышал  ли  он  меня.  Но  то, что  он  тоже испугался-  я  это  увидела.  Возможно, от  меня  исходили  какие-то   вибрации, от  которых  ему  стало  дурновато.  Но  скорее  всего, ему  тоже  был  противен  мой  вид, от  которого  он  тотчас  пришел  в  ужас.  И  , развернувшись  на  всех  парах, как  маленький и  легкий  катерок, он  умчался  прочь.  Только  его  и  видели…
..Но  вернемся  к  главной  теме- к ощущению  мамочки  в  моем  доме.  Не  знаю, может  быть, оно  вначале возникло  от   фотографий, которые  я  развесила  повсюду. Старые  семейные  фотографии-  слава  Богу, что  не  в   цифровом  исполнении, и  не  в  компьютере. А  практически  все-  черно-белые. Я  купила  рамочки, отнесла  их  в фотоателье, их  подправили, отретушировали, некоторые  увеличили.  И  вот  они  висят.  Еще  не  все, правда.  Еще  есть  много  места  на стенах комнат и  холла. Да, в  моем  деревенском  доме  красиво  и  есть  даже прихожая- не  прихожая.  Холл-  по-другому не назовешь. Комнатка,  в  которую  выходят  двери  из  трех комнат  и  веранды.  Практически  пустая. Но  две  пустые  стены-  теперь  увешанные  фотографиями. Вот-  дедушка-   в  военной  форме.    Гимнастерка с   петлицами.  Капитан.  Служил  в   Смерше.  Я  никогда  не  стыдилась  говорить  об  этом. Даже  когда  настали  гадкие  времена  и  их  всех пытались  смешать  с  грязью. Я  гордилась  своим  дедушкой, я  с  удовольствием  нахожу  его  черты  в  своем  племяннике- сыне  моей  двоюродной  сестры :  у Саши  такой  же  прямой  нос  и  такие  же  большие  голубые  , абсолютно  русские глаза.  Дед  ведь  происходил  из  самого  сердца  России-  из-под  Клина, под  Москвой.  Работал   на  ткацкой  фабрике  , а  в  17, когда  началась  революция- с  головой  окунулся  в  нее.  Дед  не  был   революционным  горлопаном:  он всегда  был  молчуном , не  умел  говорить  красиво.  Но  как  он  рассказывал  мне, своей   старшей  внучке о  черном  коньке  Воронке, о  том  как  его  ранило  навылет в  шею.  Как  хлестала  кровь, как Воронок  вынес  его  с  поля боя. О  Буденном  рассказывал  и  о  Ворошилове…О  третьем  съезде  комсомола, делегатом  которого  он  был. После  речи, Ленин  подошел к  ним ,дед  стоял перед  трибуной   вместе  с  однополчанами.  «Как  дела, солдат?  -спросил  Владимир  Ильич   деда. « Нормально,-  ответил  молодой  дед и  добавил  ,-  Мы   победим!»  Ленин  пожал  деду  руку.  Об  этом  рукопожатии  дедушка  помнил  всю  жизнь. Это  была  настоящая живая  революция, которая, скорее  всего  осветила  и  мою  жизнь. (Ведь  почему-то  же  я , когда  была  классным  руководителем  4-в  класса  для  смотра  строя  и  песни  выбрала   «Мы  -красные  кавалеристы  и  про  нас. Былинники  речистые  ведут рассказ…») О  смерше   дед  не   рассказывал ничего. После  войны, попав  в  Одессу , отказался занимать хорошую  пустые  квартиру-  «Как   я могу  , туда  же  вернутся люди?» И  нашел  страшненькую -   без  окон, в  полуподвале  одну  комнатку с  кухонькой  в  Ломаном  переулке. Значит, у  деда  моего  была  совесть.  В  этом  я  неоднократно  убеждалась. Ведь  ушел  же  на  маленькую  пенсию- почему-то  не  захотел  оставаться  в  органах-  а  многие  остались, получали  большие зарплаты, а  главное-  льготы.  А он- так  и  остался  ни  с  чем. Тапочки  они  с  бабушкой шили   все  последние  годы. Шили , а  бабка  их  продавала  подпольно  и  однажды  ее замели.  И  ненавидел, когда  при  нем  ругали  Советскую  власть. До  смерти  остался  ей  верен.  Ей, а  не  сытым  и  толстым  начальникам…  Орденами никогда  не  хвастался. Только  после его  смерти я  узнала,  что  есть  у него  и  орден  Ленина  и  орден  Боевого  Красного  Знамени….. Мой  дед-  это  моя  кровная  связь  с  историей  моей  страны.  И  я  ее  никому  не  отдам.  Как хорошо, что  дед  умер  в  79-м  не  дожив  до  последующих  лживых  и  абсурдных  времен.  То, что  он  не  согласился  бы с  ними  и не  принял  бы  их- это  я  хорошо  понимала.  Смолчать  мой  молчаливый дед тоже  бы  не  смог. Значит, он  опять  пошел  бы  в  бой и  умер  бы  уже ,но  не  от  пули , а  от  сердечного  приступа…
    А  рядом  с  дедушкиной  фотографией-   он  с  бабушкой.  И  я  посередине, в  платьице  с  белым  воротничком.  Платьица  мне  шила бабушка.  Она  все  умела  :  варить  борщи,  лепить  вареники,  печь  торты-  ее  всегда  приглашали  готовить  на  свадьбах и  похоронах.  Потому  что  так , как Гала  никто  не  сварит  борщ!  А  еще  она  могла  сварганить  себе босоножки(  это  было  лет  в  17), благо, отец  ее, то  есть  мой  прадедушка  был   сапожником.  Сварганить-  другого  слова  не  найти  :  из  обрезков  кожи, дерева.  Обуть  их  и  пойти  на  зависть  сестрам  прогуляться.  «Рыжик,»-так  звали  ее  в  детстве,-  «и  я  такие  же  хочу!». А  еще , попав  с  малыми  детьми  в  эвакуацию, она  тут  же  устроилась   поварихой  в  энкэвэдомскую столовую.  И  каждый  вечер  несла  через  весь  ночной  город  большой  бидон  каши , или  борща, чтоб  накормить  всю  квартиру  эвакуированных…
 …А  когда  я  была  совсем  маленькой-  год-полтора, она  сшила  мне  замечательное  пальтишко  из   теплых , с  начесом , благородного  серого  цвета, немецких  кальсон  из  посылки.   Вот  я  красуюсь  в нем  на  руках  у  бабули…В  самом  деле, хорошо    смотрелось  пальтишко  с  капюшоном!  Даже  отлично!
А вот  они-  две  мои  бабушечки-  родная и  двоюродная, баба  Галя и  баба  Дора. В  модных  маленьких  шляпочках  на  лоб. Я  любила  их  по-разному, моих  бабушек. Одну  за  одно, другую-  за  другое.  Бездетная   баба  Дора   всю  свою  любовь  отдала  нам-  вначале  детям, а потом  внукам  своей  сестры….А еще  у  нее  был  хороший голос и     две   бандуры  хранились  на  чердаке   долгинцевского  дома.  Как  часто  мне  снится  дорога  от   вокзала  в  Долгинцево  на  улицу Коммунарную  116.  Баба  Дора, научила  меня  петь  «Дивлюсь  я на  небо, тай  думку  гадаю…» Но  больше  всего  мне  нравилась  «Ой, пид  вишнею, та  пид  черешнею стояв  старый  з  молодою  як  киз (?)  з  ягодою…» 
      А  вот  мои  родители -  моя  мамочка  , хорошенькая, улыбчивая  , с  ямочками   на  щеках и  отец-   в  морском  кителе  и  с  чубом. Опять  же-  я посередине.
Ну   а рядом-  мой  дядька  Арнольд (дед  назвал  в  честь  немецкого  друга),  только  что  приземлился, парашют  рядом .  Моя  сестра  Ира  и  ее  дети.  Мои  дети.   И  так  вся  стена-  сверху-  донизу. Какая  прелесть!  Я  не  могу  представить  эту  стену  в  своей  тесной городской  квартире.  А  здесь  можно  подойти  к  любой  фотографии, подойти  близко  и  разглядывать  ее, затаив  дыхание.  Как  разглядывают  любимые  картины  в  музее. 
Убеждена-  у  каждого  в доме  должна быть  такая  стенка.  В  обязательном  порядке.  Неплохо  было  бы  еще   и  генеалогическое  древо  описать.  Вот  я, например, знаю  только  прадеда  -сапожника  Якова.  А  что  до  него  было-  темный  мрак.  Черная  бездна  вневременья.
…Но  ведь  вовсе  не  об  этом  я  хотела  писать.  А  попытаться  понять  и  объяснить, почему  домик  мой  стал  восприниматься  мною как  родовое  гнездо?  Домик, в котором  дедушка  с  бабушкой  не  были  никогда, а  мамочка- всего-то  два  раза и  то  с  осуждением?
  Но  почему   в качестве  некой  спасительной  ниши, я  выбрала  этот  старенький немецкой  еще  постройки  домик   в  сорока  километрах  от  Одессы. Почему, когда  мне  плохо  или  когда  хорошо , я  стремлюсь  туда.  Иногда, чтобы  просто  поваляться  на диване  в  большой  комнате с  камином.  Поваляться, посмотреть в  окошки, в  которых как  на картинах, то  лето зелеными  ветками  бьется, то  дождь  течет  крохотными  ручейками  по  стеклам , то  вдруг все  окрасится  красным  и  желтым и  пронзительная  звонкость  встанет  в  воздухе- и  орехи  падают  и стучат  о  крышу   и  лист  прижмется  к стеклу и  просится  погреться, то  вдруг   светло  станет  в комнатах, белым-бело  от  снега , а  в  камине   бухают и  потрескивают  дровишки и  из  его  пасти  так  и  полыхает  жаром, так  и  полыхает…И  уютно  засыпать  под  этот  жар…
   Не  знаю, но  почему-то  так  получилось, что  неинтересна  мне  стала  городская  жизнь.  Нет, до  каких-то  пределов :работа, друзья, обязательные  встречи, посещение  театров…Но  думать  и  сидеть  в  одиночестве  хочется  только здесь…



   А   мы  здесь сорок  лет  устраивались. Пока привыкли.  Пока   научились.  Пока  нашли  себя, пока вспомнили  кто  есть  кто….Пока  своих  собрали…Да  это и не  обязательно.  Ну раз  в два  года залетишь  к  кому-нибудь  из  бывших  родственников.  Из  мужей, сыновей, дочек…Но  так  все  заняты.  Бывает, примчишься,-  ан  и  нет  никого.  Ладошкой  отметишься-  здесь  все  так-  ладошку  приставил, по  ней  сразу  видно-  кто  побывал ! И  дальше, дальше.  Столько  успеть  хочется, столько  освоить  новых  знаний  и  новых  миров! И  уже  научилась  долетать  черт  знает  до  каких  пределов…А  тут   у нас  с  Доркой  и  с Нилочкой - еще  хобби  странное  такое  появилось. Главное, что  мы  никак не  можем  определить  его  истоки. Атавистическое  что-то.  Как  аппендикс  когда-то  у людей.  Как  остатки  хвоста. Как  воспоминания  о какой-то другой   жизни  где-то  в  других  местах и  о  снах, которые  там  снились.  Когда  по  ночам  лежа  в  каких-то  кроватях(слово-то  смешное  и  дурацкое) с  закрытыми  глазами  лежали  и  что-то  в  голову  приходило  откуда-то  несуразное.  Ну, например, о  том, что  летаешь.  А  ничего  несуразного  в этом  нет.  Летать- проще  простого. Все   летают  и  всегда  летали….С  начала  времен.  Вот  не  уметь  летать-  это  большая  странность. Дорка  сказала, что  ей   показалось, что  когда-то  не  умела  летать. И  еще  она  сказала, что  где-то  там, на  третьей  от  большого  желтого  Светила  планете   кто-то  есть, от  кого  постоянно  сигналы  идут. Ну  вот  мы  и  решили.  Слетать , посмотреть.  Слетали, посмотрели.  Смешная  жизнь.  Глупая  какая-то.  Всего  боятся.  Жизни  боятся.  Какой-то  там  смерти  боятся. Болезней  боятся.  Мрут  , как мухи. Вся  планета  дурно  пахнет : страхом, бензином, ядовитыми  испарениями, дурными  мыслями.  …Но  мы  вдруг  домик   нашли.  Просто  притянуло. Маленький  домик  в зеленой  траве.  Почти  красиво.  Плюс  деревья  цвели  бело-розовым  цветом  и  пахло  приятно. Домик  был  пуст  и  мы  его весь  облетели  снаружи  и  изнутри.  А  там  на  стенах  в  рамочка- все  наши  физиономии.  Так странно.  И  Степика  я  увидела  и  что-то  такое  вспомнилось , сладкое  до  слез.  И  Арнуську с  парашютом, и  Нилочка  себя  увидела с какой-то  девочкой  на руках и  во  сне  тут  же  вспомнила, что  это   -доченька  ее  была. И  мы  с  Дорой  в каких-то  смешнючих шляпках. И   Ируську    вдруг  увидели  и  вспомнили…И еще много  незнакомых детских  мордашек….Мы  бродили  по  комнатам, натыкаясь  на  альбомы  и  книги и  что-то  такое  припоминали , будто бы  сон  снился нам троим  одновременно…
….И  теперь  мы  с   Нилочкой и Доркой  полетаем-  полетаем  в наших  необозримых  пространствах, а  потом  вдруг переглянемся  , да  как  припустимся  на эту  третью  от  желтого  Светила  планеточку  махонькую.  И  прямиком  к  тому домику.  Только  не  вниз. А так, посидим  на  первом попавшемся  влажном, тугом и  пушистом одновременно облачке.   Небольшом, чтоб  горизонт  не  заслонял.  И  направим  его  мысленными    усилиями  туда, пониже  и  поближе к  земле… И  свесив  ноги, будем  тамошнюю  жизнь  рассматривать  ...
  Весна продолжается , и  яблони  цветут(это  мы  уже  вспомнили), и  собака бегает  и  иногда  на  нас  хитро  посматривает, но  молчит, только  обрубком  хвоста  помахивает…
И  Ирка  выходит  и  начинает, сидя  на садовом  пластмассовом  стуле  курить  (и  когда  только  успела  научиться),  и  Наташа  на качели  садится  и  раскачивается- вверх, вниз…
И  разговаривают  они  о  чем-то…Но  нам  неинтересны  их  разговоры…Нам  интересно  вглядываться  в глаза  и  в  лица…И  вспоминать, вспоминать, вспоминать…
….  И вдруг  я говорю  :»Дорка, ты  дыви,»- и показываю  рукой вниз.  А  там   две наши внучки, обе-  великовозрастные  бабенции-  62 и 56  лет, соорудили  костерок  в саду (ну прям, как мы раньше. )Обложили огонь   кирпичами  ,поставили на кирпичи  большущую  сковородку и жарят  пирожки. Пирожки, как мы делали-  огромадные. Один  пирожок , как  большая селедка.  На сковородке только два и  умещаются.  Тесто –простейшее, мы его с Доркой сто лет  назад  придумали. На воде, чуть-чуть   простокваши, соды.   Их даже в войну пекли, пока мука была.   А  не  в войну-  внутрь-   резанные яблочки с  вишнями , да  присыпать   хорошо сахаром. Сахар  внутри от  жара становится сиропом.  Пирожище этот ешь  и сироп течет по подбородку, только успевай слизывать. Все дети   любили . И  дети , и  внуки , и  правнуки.  Мы не успели  рецепт этот  передать  девчонкам. Но вот  поди ж ты, сами додумались…
… Мы сидим,  свесив ноги  ,и  слюни у  нас  тоже начинают течь. «Полетим, понюхаем  хотя бы,»- говорю  я Доре .  И  мы летим вниз , чтоб  вдохнуть  пирожковый  дух….

                Май 2012