Смекалка!

Юрий Якунин
Как-то монтировали наши хим лабораторию в одном НИИ недалеко от Эчмиадзина, в Армении. К окончанию работ, шеф отправил меня как старшего, проверить и сдать готовую лабораторию. В понедельник рано утром едим с Вовой в Эчмиадзин на моей шестерке. Когда проезжаешь озеро Севан – очень красиво. Природа, совершенно не похожа на Грузию - своя красота.
По дороге почти проблем не было, ну кроме клапана бензонасоса, который два-три раза перекашивался ,владельцы Жигулей знают такую проблему в бензонасосе. Приехали еще днем, Вова своим наметанным глазом сразу определил огрехи в сборке – стали переделывать, я же решил проверить электропроводку
Открываю электрокоробку и своим глазам не верю, фаза и ноль скручены вместе и привинчены на один контакт. В отсутствии Вовы, главным по электрике стал Вилен, бывший, с его слов, вертолетчик, правда летал он или на земле бензин в вертолеты заливал – неизвестно. Был он разведенка, так как пока «летал», жена его отсутствие терпеть могла, но как только его уволили, и он приземлился дома, жена, как говорят злые языки – взвыла и просто от него сбежала.

Спрашиваю:
– Вилен, ты чего оба провода к одному контакту прикрутил?
– А ко второму, провод не доставал!
Пришлось переделывать электрику, так как такая картина была почти везде.
Завозились надолго, уже стемнело, когда лабораторию приняли, и мы поехали на жигуленке домой.
Дорога была хоть и дальняя, но ехать вшестером было хоть и тесновато, но весело, особенно если иметь в виду, что в дорогу набрали всякой вкусной армянской снеди, а уж вкуснятины у армян не меньше чем у грузин, если не больше. Всю дорогу подтрунивали над Виленом, сначала как над электриком, потом как над "баобабом", потом как над вертолетчиком, который не мог позвонить своим друзьям, что бы те прислали вертолет, а не ехали бы в Жигулях как кильки в банке. И вот проехав Севан, в кромешной тьме машина вдруг замерла. Я полез как обычно под капот, чтобы поставить на место клапан и то, что я увидел – ввергло в ужас! Отсутствовала на месте крышка бензонасоса, та самая, которую я завинтил, утром вставив в резьбу проволочку.
Теперь представьте: ночь, но дороге вообще ни одного фонаря, на том бензине, что был в карбюраторе, после паления на дорогу крышки бензонасоса, машина проехала как минимум с километр, так что найти её – просто нереально. Ни встречных, ни попутных машин нет, а то, что если вдруг какая появится, будет имеет с собой запасной бензонасос – невероятно, но если в той единственной встретившейся машине вдруг будет бензонасос, то не факт, что он его нам – подарит, так как все что были у нас деньги – ушли на бензин и еду.
И вот, сидим мы в три часа ночи на дороге, где единственное, что светится – бескрайнее звездное небо. Сидим вшестером, как в «Что? Где? Когда?» и думаем, как выйти из положения.
Хоть и был багажник наполовину набит всякими запчастями, в Жигулях по-другому было невозможно, особенно если выезжаешь за пределы города, начиная от полуоси и заканчивая рулевой колонкой – бензонасоса не было, канистры так же не было, чтобы из неё как-то подавать бензин в карбюратор. Положение казалось безвыходным. Первым очнулся Вилен, он вспомнил о трехлитровой банке коньяка, которую подарили в лаборатории, предложил его выпить, а освободившуюся банку использовать как емкость для бензина. Ребята и так уже под завязку были наполнены пивом, так что выпить еще по пол литра коньяка, всем показалось – уже перебором, а о том, что вы вылить коньяк – вообще речь не заходила, так как такое никому и в голову прийти не могло. В общем, за «отведенное время» предложений поступало много, от такого, чтобы периодически подливать бензин в карбюратор клизмой, до такого, как снять бензобак и поместить его на капот, соединив с карбюратором напрямую. Да выпитое пиво давало о себе знать, давя не только на мочевой пузырь, но и на серое вещество. Единственный, кто был трезвый, это я, так как был и за рулем и был единственный непьющий.
Слава богу, что я выписывал журналы «Наука и Жизнь» и «За рулем», так как не помнил точно где, но читал, что можно создав насосом избыток давления воздуха в бензобаке, заставить бензин самотеком течь в карбюратор.
Соединив шланги бензонасоса напрямую. Затем заведя трубку, которая уравновешивает воздушное давление в бензобаке в салон и вставив в ней шланг ручного насоса, мы решили проблему. Потихоньку поднимая давление воздуха в бензобаке насосом, проехали – почти 200 километров до Тбилиси.