Хочется дождя Испанские зарисовки

Татьяна Африканова
В контексте обещания «маньяна»(завтра) означает «после дождичка в четверг».
Зато, если уж испанцы вам что-то пообещают «ой» (hoy-сегодня), то это будет сделано до полуночи во что бы то ни стало.

Дождь на испанском побережье часто обещает быть «маньяна», поэтому фермеры устанавливают на помидорных плантациях систему искусственного орошения.
Но иногда дождь бывает и «hoy». Тогда точно капает или льёт непосредственно с неба, даже если нет туч.

Почти невидимые на песке пляжа, мелкие капли можно принять за брызги от волн. Крупные - проступают чёрными горошинами на выцветшем полотне асфальта, расползаются кляксами на тротуарной плитке. Через минуту дождь может внезапно кончиться, а может ливануть с такой силой, что, выйдя из моря, бессмысленно вытираться полотенцем.

Верный признак приближающегося дождя - зонты. Сложенные, они иногда болтаются на руке у местных жителей безоблачным утром. Это смотрится очень странно и нелепо. Тем не менее, всякий раз, когда при испанцах были зонты, обязательно шёл дождь. И тогда, при первых каплях, они сразу же раскрывались над предусмотрительными хозяевами.
Любопытно, что заставляет людей брать с собой этот аксессуар —  слепое доверие метеопрогнозам или знание примет? Я ориентируюсь на зонты.

Сегодня ой как хочется дождя!
Небо в тучах, море кидается пеной, ветер сдувает чаек с фонарей. Идти никуда не нужно. Мы подзагорели, поплавали, вкусили средиземноморской еды и теперь жаждали зрелища, а именно, грозы.
 
Непогоду обещали во второй половине дня, но уже с утра пляж был пуст под развевающимся на вышке спасателей зелёным флагом. Только несколько туристов беспечно разложили свои полотенца у кромки воды и с разбега кидались в тёплую волну.

Мы с мужем сидели на балкончике за чашечкой кофе и наслаждались видом на море и на горы. Прямо перед домом пролегало сухое русло реки, поросшее редкой травой. Внимание привлекала сизая туча над континентом. Она тяжело перевалила через покатые вершины и направилась в нашу сторону, к побережью.
Плотные шторы воды опустились сначала на дальние, а затем и ближние горы. Одна гряда за другой исчезала на глазах, и скоро пропали все. Грозовые облака протянулись на пол-неба.

Там, где дальний край тучи навис над морским горизонтом, нарисовались тонкие наклонные палочки, как в тетради для прописей, - там косой дождь щедро подливал воды в океан.

Молнии прыгали по небосводу, кривились зигзагами, нанизывали тучи на огненные нити.
Гоняясь за молниями, гром не уступал им в разнообразии и мощности. Грохотало без перерыва, и посчитать, за сколько километров был разряд, не удавалось.

Вот-вот должен был начаться дождь. Он был близко. Под нарастающий шум аплодисментов  вода брызнула на сухую июльскую землю. Уворачиваясь от случайных капель, мы весело подхватили кофе, стульчики и даже складной столик,
чтобы они не намокли, и юркнули в комнату.

Всё-таки дождь пошёл!

В такую погоду хорошо оказаться дома и из окна наблюдать, как листва становится ярче, ручьи растекаются по дороге, лужи становятся глубже, а застигнутые дождём люди прячутся под козырьки домов или в ближайшем кафе.

Этой картиной мы наслаждались недолго: стена воды с грохотом упала перед домом и скрыла всё. Стало темно. Мы заворожённо продолжали всматриваться в прямоугольник оконного стекла, стоя перед ним, как перед телевизором, который прекратил трансляцию на самом интересном месте. По экрану проскакивали искры, бежали чёрно-белые полоски и доносился шум какой-то неисправности.
 
Из оцепенения нас вывел внезапный порыв ветра. Он направил ливневый брандспойт прямо в нас. Окно скрипнуло, но выдержало удар. Через неплотные раздвижные рамы каскадами хлынула вода. И хоть мы никогда не бывали в круизе, мгновенно ощутили себя в каюте нижней палубы. Полундра!
Спасая себя и корабль, мы отчаянно пытались задраить «иллюминаторы» пляжными полотенцами, но вода растекалась по полу.
Тут ещё раз сверкнуло каким-то прожектором совсем рядом и бабахнуло прямо над крышей дома так, что мы невольно отступили на пару шагов вглубь комнаты.

За сплошными потоками воды не было видно, как ветер ломает деревья, кружит лёгкую мебель на верандах, проверяет на прочность кровлю, опрокидывает цветочные горшки. Неубранные паруса опущенных тольдо обрушивали реи-крепежи.
 
Нас не затопило и не унесло ветром. Ураган длился всего несколько минут, а потом стал стихать, и мы вздохнули.

Когда, наконец, стихии ушли бушевать в следующий городок, люди стали выходить на улицу. Все обсуждали ураган, демонстрировали с некоторой гордостью разрушения, которые им достались, пытались выправить искорёженные ставни, сокрушались по поводу сломанных акаций и вывернутых с корнем деревьев.
 
Они энергично жестикулировали, указывая прибывшим полицейским на разбитые стёкла, сорванные тольдо, определяли, где пострадала крыша, по россыпям черепицы на земле.     Те записывали, что нужно починить, огораживали полосатыми ленточками опасные зоны и вызывали по рации соответствующие службы.
В ближайшие пару часов всё было приведено в божеский вид, починено, убрано. Умытая природа сияла чистотой и свежестью.

Только мутный глиняный поток всё ещё бурлил в обычно сухом русле, и нёс в море ветки, солому и овощи с полей.

Старожилы припомнили, что подобный ураган был лет 60 назад.

Когда ещё такое увидишь!

(9 июля 2019)


(фото автора)