Как поспорили чайник и самовар

Татьяна Александровна Андреева
(продолжение сказки «Русская изба»)

     В деревне стояла глухая тёмная ночь, а ведь всем известно, что самые волшебные чудеса происходят по ночам, когда все спят.   Все да не все, скажете вы и будете правы – надо же кому-то эти чудеса творить!  Надюшке сейчас не до того, она крепко спит на лавке под тёплым боком русской печки, в ногах у неё дремлет кошка Муська, а пёс Дружок лежит около крыльца и поскуливает во сне.  Должно быть, ему снится, как он недавно гонял зайца в лесу.  Мирно спят и все остальные жители избы: печка и кухонная посуда, веник и совок, тазы, вёдра и вся мебель...   
     В тишине полная луна поднялась над деревней, её бледный луч проник в окно и тронул давно не чищеный бок медного самовара:
     - Что грустишь, старина? – ласково спросил он, - скоро утро, пора начинать делом заниматься.  Хозяйки раньше до рассвета вставали, чтобы печь затопить, самовар наладить и воду  вскипятить!
     Самовар не ответил, он сиротливо стоял на столе у окна, и его одолевали горькие мысли: «И зачем только хозяин меня здесь держит?  Для красоты что ли, ведь мною давно никто не пользуется.  Видите ли, я для людей теперь не современный, не электрический, и работать умею только по старинке на углях!  Разленились все, со мной им мороки много: воды принеси, в утробу мне залей, горячих углей в трубу положи, а если горячих нет, так холодные лучиной разожги, да дым в печной дымоход отведи и дожидайся, пока вода закипит!  А хозяйская дочка  попросту не умеет пользоваться мною, стариком: она городская.  Обидно, до слёз!  Столько лет я всей семье верой и правдой служил!  В любое время дня, хотите чайку - пожалуйста, хотите согреться – будьте любезны!  Хотите полечиться – и тут я на чеку, помогу лечебные травки заварить и отвар в чашку налью!  Хотите друзей собрать, о жизни поговорить – с большим удовольствием помогу, только натрите мне бока речным песочком, вымойте чисто, да на солнышко поставьте - засияю, как новенький, хоть глядись в меня вместо зеркала!  Раньше-то все меня жаловали, восхищались, ценили.  Без меня, бывало, и за стол не сядут, и беседы не заведут, без меня и отдых не отдых был, и радость не радость!»
     В это время с другого конца стола донеслось осторожное покашливание:
     - Кхе-кхе-кхе!  Что молчишь, старый хрыч?  О чём тревожишься? Тебе вопрос задали, так не мне же, чайнику, ответ держать! 
     - А ты у нас, можно подумать, юноша!  Чай, не моложе меня! - Рассердился самовар, - в один год нас хозяин сюда привёз и, опять же медные мы, значит, старики оба.  Молодые-то чайники и самовары все как есть латунные, а ныне не знаю, из чего их делают.  И вообще, не лезь не в своё дело!  Тебе, что переживать, ты прост, как ведро, вот тобой ещё и пользуются, хотя я слыхал, будто в городе уже у всех электрические чайники есть! Так что недолго тебе радоваться осталось.
     - Ишь ты, какой гордый, слова ему не скажи!  Да я, между прочим, старше тебя,  - сердито зашумел чайник, -   Меня люди прежде самовара придумали и сделали.  Говорят ещё в древности, желая попить кипяточку, они брали сосуд с водой и бросали в него раскалённый камень, вода и закипала!  Чем тебе не чайник!?
     - Так ведь и я от того же сосуда с камнем произошёл!  Так что у нас общий родитель был, а дальше мы каждый по своему пути пошли.   Над тобой-то долго не думали, взяли ведро, приспособили к нему нос да ручку, и вышел чайник.  А мне в Китае трубу и поддувало приладили - получился первый самовар!  В таком виде я в Европу попал, а оттуда двести лет назад меня в Россию привезли и назвали «русской чайной машиной».  Я сразу стал знаменит,  все хотели меня иметь! 
     - Ох, самовар, не спорь: всё не так было!  У нас начали делать чайники ещё до твоего приезда, а потом изготовили казаны и винокуренные кубы с трубами.  В городе Туле умельцы соединили чайник с винокуренным кубом, и получился самовар!  Вот, и выходит, что ты от меня произошёл.
     - Ладно, чайник, давай, не будем из-за ерунды ссориться, ведь как-никак,  а мы родственники, хоть и дальние!  Зато, я тебя красивее и крупнее, а потому мне всегда почёту было больше.  Тулу вскоре стали называть «самоварной столицей», там мне и новое имя дали - «Тульский самовар»,  с ним я на всю Россию прославился!  А что тут удивляться?  Мой дед агромадный самовар был и вмещал пятнадцать литров воды!  Его брали в путешествия, в военные походы, он поил и обогревал воинов, за это его особенно любили и ценили.  В то время  самовары дорого стоили, их покупали только богатые люди.  Уж потом, когда построили самоварные мастерские и заводы, нас стало так много, что я появился почти в каждой семье, в каждом доме.  Обо мне тогда говорили, самовар – «друг семейного очага, лекарство прозябшего путника»!  Не то, что сейчас, стою один, как перст и поговорить не с кем – со скуки помрёшь! 
     - Вот, расхвастался!  Однако я тоже не лыком шит, в хозяйстве всегда был полезнее тебя – во мне воду кипятили не только на чай, но и чтобы умыться в холодную пору, посуду помыть, постирушку устроить, яиц наварить, да мало ли ещё для чего.   И, если тебя чашки с блюдцами обожают, в рот смотрят, то меня стаканы с подстаканниками и тазики любят!
     Всю ночь напролёт самовар с чайником друг перед другом выхвалялись, кто из них старше, краше да лучше, но, в конце концов, поладили и договорились, как прежде, оставаться  друзьями, и самовар сказал:
     - Знаешь, чайник, я тут поразмыслил и понял - скоро мы оба отработаем своё,  и хорошо, если хозяин не выбросит нас на свалку, а отдаст в музей или в школу, где люди хранят старинные вещи.  Пусть бы помнили – ничто новое на пустом месте не рождается, оно - продолжение старого.  Не будь нас с тобой, неоткуда было бы взяться новомодным посудинам.
    - А я бы нас тут, в деревне оставил, - размечтался чайник, - на всякий случай.   Эти новые чайники и самовары на электричестве работают, а вдруг электричество отключат, тут-то мы и пригодимся!
     За разговорами они не заметили, как наступил рассвет, а с его приходом исчезли волшебные чары ночи.  Наши друзья умолкли и снова превратились в обычный чайник и старый, давно не чищеный самовар.  При взгляде на них никому бы и в голову не пришло, что они способны спорить и рассуждать о делах давно минувших дней…   

31.07.2019