Перо Жар-Птицы

Елена Шувалова
   
Огонёк горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнём.
Светит поле словно днём;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится,
Диву дался тут Иван:
«Что, – сказал он, – за шайтан!
Шапок с пять найдётся свету,
А тепла и дыму нету;
Экой чудо-огонёк!


   Интересно, что и этот огонь Иван меряет шапками. Коней он продавал (менял) за (на) два раза по пять шапок серебра, а свету – всего наберётся пять шапок. Что это такое? Кто меряет свет шапками?.. Но поскольку в шапке дурака скрывается его разум*, то здесь сияет, по-видимому, выявленный разум – того же дурака Ивана, под видом которого в сказке выведен сам Пушкин. В своей «Вакхической песне» он восклицал:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

  Как же это вдруг засиял его – пушкинский – разум? А была напечатана его первая поэма – «Руслан и Людмила». Появилось произведение, с которого началась всенародная слава Пушкина. И перо это, которое светит силою в пять шапок свету, - это перо пушкинской славы. Пятёрка в эзотеризме означает победу духовного над материальным. Слава дарует бессмертие. Дух (разум) Пушкина выявился, засиял в выпущенной в народ книжечке. Но сам автор ещё не заслужил этой славы. Он ещё не пожертвовал ей жизнью… А, - как сказал Окуджава, -  «не раздобыть надёжной славы, покуда кровь не пролилась!». Он берёт эту славу, это Перо – авансом. Горбунок (Гений) предупреждает, что его не надо брать, это перо, что оно принесёт с собою «много, много непокою». Но – «как не так!» - про себя ворчит дурак, -  как мужик Архип, запирая присяжных в горящем доме, - в «Дубровском».
 
  Вы скажете, - как же гений может побуждать к отказу от славы, если он наоборот должен к ней подталкивать? Видно, гений этот любит своего носителя и не хочет ему страданий…

  Перо это – от Жар-птицы, из чертогов Царь-Девицы (в первой редакции сказки)… О Царь-Девице в сказке речь впереди. Здесь отметим только, что Царь-Девицы, имеющие перо Жар-птицы, уже были в русской литературе. Это - Царь-Девица Г.Р. Державина, которой, правда, заморские женихи только готовы были достать «Хохлик солнцев, чтоб светиться, В тьме век младостью блистать», и у богатырши-Девицы Н.М. Карамзина, в «Илье Муромце»,шлем которой украшен пером заморской жар-птицы.

  В данном же случае – повторяем, это – перо Славы. И перо это, конечно, ни от какой не заморской Жар-Птицы, а от самой настоящей – русской.
 
  Слава началась с «Руслана и Людмилы», - и пошла за Пушкиным, - так что скоро не стало в России грамотного мужика, не знающего стихов Пушкина… Именно эта слава заставила нового царя – Николая Первого – считаться с поэтом Пушкиным. То есть, можно сказать, что разговор царя и «дурака» - Поэта, - состоялся действительно из-за «пера Жар-Птицы»…



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/08/02/1169 




*«У Дурака шапка/колпак означает скрытую до поры до времени меру его разума». (Н.В.Новиков. Образы восточнославянской волшебной сказки. Гл. II. Иронические неудачники.).