История 24

Ол Гот
История моей истории.


Уважаемые читатели если вы читали мои первые работы «Истории моей истории» то мое отношение к официальной истории вам хорошо известно, но  вкратце повторюсь. Вопросы, поднятые Н.А.Морозовым в своей работе «Христос» заставили и наших современников взглянуть критически на многие вопросы писаной истории.

В этой работе речь пойдет о гибели Помпеи. Рассказать Вам об этом меня подтолкнули  материалы, которые я почерпнула из публикации Д. Калюжного. Событие, о котором пойдет речь, давно меня интересовало и факты, приведенные автором, дополнили мое мнение по этому вопросу. Правда стоит заметить, что еще Н.А. Морозов в своих работах    сомневался в существовании Древнего Рима, и эта статья на эту же тему.

***

Европа, Италия, великая культура и великое прошлое уже давно стали доступны нашим соотечественникам. Те, кто в Италии побывал восторженно рассказывают о памятниках Рима, Флоренции, Венеции и конечно Неаполя. Ну, а посетить Неаполь и не почтить своим вниманием Помпеи, для многих покажется почти преступлением. Эта мода еще со второй половины XVIII века, когда начались интенсивные раскопки этого города. Ну а современные средства информации, казалось, поведали о нем все.

Руинам Помпей и Геркуланума сказочно «повезло». Многометровый слой пепла после извержения Везувия похоронил города на полтора тысячелетия и спас их от разграбления многочисленными ордами завоевателей, прокатившимися по Апеннинам за эти столетия. Пепел сохранил ни только архитектуру  вилл, дворцов и храмов, он сохранил изумительные фрески и мозаики. Сохранил следы быта и нравов горожан того времени. Пепел сохранил в себе и отпечатки погибших горожан, настигнутых свирепой стихией. Было и то, что откровенно смутило первооткрывателей – небольшой городок был чем-то вроде современного Лас - Вегаса. В городе было больше тридцати борделей, да и многие фрески частных вилл говорили о свободе нравов его обитателей. К примеру, такая «мелочь» - дорогу к борделям указывали многочисленные изображения фаллоса, вырубленные прямо на камнях мостовой городских улиц.

Это еще могло бы сойти с рук в веке, уходившем – XVIII, но в пуританском веке XIX – это было недопустимо. Все «неблагопристойности» спрятали «от греха», в закрытом для посетителей, специальном отделе неаполитанского музея. Ну, а откровенные фрески на стенах домов Помпеи закрыли глухими дверями. Слава Богу, в наши толерантные времена почти ко всему этому доступ открыт, но напрасно вы думаете, что главные тайны Помпеи вам известны.

***

Историки утверждают, что Помпеи и ближайшие города погибли и были засыпаны вулканическим пеплом во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. Но откуда эта дата появилась? Историки ссылаются на сомнительный документ - письмо Плиния Младшего Тациту, где он сообщает о гибели своего дяди, адмирала Плиния Старшего во время извержения вулкана.  Дело в том, что письма Плиния-младшего о гибели дяди известны только с XIV века, подлинников их нет, но главное, даже и в их копиях не упомянуты ни Помпеи, ни Геркуланум. Более того, сохранился рассказ Светония, что Плиний Старший погиб при извержении Этны, и там же похоронен.

Общепринятая дата гибели Помпеи, чистое творчество историков времени начала раскопок города, которые занимались вычислениями даты извержения исходя из собственных измышлений, по сути, также, как поступали Скалигер и Петавиус в свое время. Но есть неудобные факты, которые стараются не афишировать.

Например, местные жители, за долго до начала раскопок Помпеи, называли это место «La Civita», то есть «городище».  Странно для города засыпанного огромным слоем пепла полторы тысячи лет назад. Ведь здесь за эти века прошли многие войны и народы. Но память людская наверняка сохранила то, что произошло всего за сто с небольшим лет до этого. Самое страшное извержение Везувия 16 декабря 1631 года засыпало окрестности пеплом. Извержение утихло 18 декабря, и неаполитанский флот действительно эвакуировал оставшихся в живых.  Но не забыли и о мертвых. В память о них в 15 км от Неаполя, на фасаде виллы Фараоне Меннела по сию пору висят каменные плиты с латинской записью, что в результате извержения Везувия в 1631 году сожжены и разрушены города: Помпеи, Геркуланум, Оттавиано, Ресина и Портичи.

Эта эпитафия была хорошо известна в XVII - XVIII веках, но стала неприличной, когда историки назначили свою дату гибели городов, а раскопки стали местом всеобщего интереса, и начали приносить ощутимый доход от любопытных «экскурсантов». В период очередного всплеска моды на античность, древнеримский город, сохранившийся очень хорошо, приносил доход больший, чем какие-то развалины недавнего прошлого. Об этом прошлом срочно «забыли», хотя плиты с эпитафией на фасаде частного дома сохранились.

Впрочем, теперь это является новостью даже для большинства итальянских историков. Но есть и другие доказательства, о которых историки предпочитают не говорить, и на этом стоит остановиться.

Во-первых, в Помпеях есть подземный водовод – канал, строитель которого хорошо известен. Звали его Доменико Фонтана, главный архитектор папской курии при папе Стиксе V. В 1592 году по заказу графа Сарно он занялся сооружением, существующего и теперь, канал от истоков реки Сарно к городу Торре Аннунциата. Вода ему была нужна для привода своих мукомольных мельниц. Однако историки этого строительства долго путались, называя город то Торре Аннуциата то Помпеи, так как современная Торре стала, по сути, пригородом Помпей. Кстати, окончательно Помпеями раскопанный город стали называть только с 1763 года, поскольку были найдены надписи с названием города у каждых из его ворот.

Так куда вёл свой канал архитектор Фонтана? Похоже в Помпеи, которые он знал под названием Торре Аннунциата. Даже специально сделал разворот по трассе, чтобы ввести воду в город в удобном для этого месте. Он вёл дневник работ, но в писаниях его нет упоминаний о каком-то «найденном» им городе, и ни каких «древних стен» ломать не пришлось по одной простой причине: канал – двухметрового сечения! – он завёл в город под воротами и дальше прокладывал под улицами, с минимальными нарушениями городской инфраструктуры.

Такое возможно только, если стройку ведут открытым способом в живом городе. А если бы водовод строили в мёртвом городе, зачем было бы заботиться об удобствах жителей? Да и строительный материал, применявшийся при возведении водовода (стены канала выложены из камня, изнутри тщательно оштукатурены) полностью идентичен строительному материалу самого исторического города.

Если бы Фонтана вёл тоннель сквозь помпейский холм вслепую, то не только неизбежно проходил бы дома насквозь, но и вынужден был бы для вентиляции выводить глубокие вентиляционные шахты, до самой вершины холма пепла, засыпавшего город. Но таких шахт нет. Все сооружения такого рода выведены на уровень мостовых и дворов исторического города. Это небольшие наклонные выходы со ступеньками, выводящими прямо на тротуары города - наиболее глубокие закрыты «древнеримскими» каменными решётками. Или во дворах  домов вертикальные каменные колодцы, которые были выведены на высоту метра от уровня земли, для удобства водозабора жителями. Этому остались свидетельства.

В XVIII веке Франческо Пиранези сделал гравюру откопанного в Помпеях храма Изиды, с колодцем, спускающимся именно к этому водоводу. На гравюре видно, что колодец вверху имеет боковые скосы, закрытые крышками¬-створками. Внутрь с любопытством заглядывают люди. Однако дальнейшая судьба этих «исторических реликвий» типична для поведения историков того времени.

В XIX веке, сообразив, что колодцы вызывают слишком много неудобных вопросов о том, как канал, построенный Фонтана, оказался в городе, сотрудники помпейского города-музея срезали у них всех надземную часть. Так сказать, отреставрировали «до нуля». Впрочем, на одной из «древних фресок» в домах города, можно разглядеть нечто, напоминающее колодец водовода, построенного Доменико Фонтаной. Если это действительно так, мы имеем прекрасный пример «перекрёстной ссылки»: архитектор XVI века ведёт канал в древнем городе, древние жители наблюдают его работу, а затем их современник, житель вроде бы I века, запечатлевает это действо на фреске…

А современная Торре Аннунциата построена недалеко от раскопанного города на новом, отступившем в море берегу залива, лишь после извержения 1631 года, уже в бурбонский период. После извержения 1631 года строители почти пятнадцать лет восстанавливали канал, и прорыли его русло до новой Торре Аннунциаты. С 1654 года вода крутила там колёса мельниц пороховой фабрики, переведённой сюда из Неаполя, а позже – до 1960-х (когда канал окончательно пришёл в негодность) – воду из него разбирали крестьяне для орошения полей.

Впрочем,  канал Фонтаны помог и найти развалины Помпеи. Через сто с небольшим лет после ее гибели, в начале 1748 года военный инженер Рокко Хоакин де Алькубиерре проверял состояние канала, подающего воду из верховьев реки Сарно на пороховую фабрику в Торре Аннунциате. Один из участков водовода был подземным и проходил под холмом, заросшим виноградниками и оливковыми деревьями. Из рассказов местных жителей он узнал, что холм хранит в себе какой-то погребённый Везувием город. Алькубиерре до этого раскапывал Геркуланум и обратился к неаполитанскому королю Карлу III с просьбой разрешить ему произвести раскопки.

Разрешение было дано, и 23 марта 1748 года Алькубиерре приступил к делу. И он сам, и работавший с ним неаполитанский аббат Марторелли не были профессиональными археологами, а впрочем, их тогда ещё вообще не было. Оба полагали, что откапывают древний город Стабии, а о датировке извержения, наверняка, и вообще не задумывались. По сути, они раскапывали средневековый город, давно переживший лучшие свои времена.

Находки в Помпеях говорят и о том, почему Фонтана считал, что строит водовод в Торре Аннунциата.  По сути, так оно и было – мукомольные мельницы графа Сарно строились в портовом  пригороде исторической Помпеи. Сам средневековый город-курорт, город развлечений эпохи Возрождения, давно пришел в упадок и его затмила промышленная, торговая Торре Аннунциата.

После извержения Везувия исторические Помпеи были засыпаны горой вулканических бомб, пепла и пирокластических потоков. Богатая Торре Аннунциата пострадала значительно  меньше и была быстро восстановлена – лишь память жителей сохранила память о средневековом городе похороненном под холмом вулканического пепла. К стати пепел Везувия очень плодородная  почва и холм быстро зарос оливами. Между прочем именно поэтому крестьяне упорно селятся на склонах Везувия, хотя это один из самых не спокойных вулканов Европы. Землетрясения здесь не новость, а последнее крупное извержение было всего лишь в 1944 году.

И так Помпеи были средневековым городом. И вот об этом говорит то, о чем я хочу рассказать Вам во второй части этого повествования.

Итак во-вторых:

Все фрески и мозаики в Помпеях имеют вполне средневековый вид. Даже путеводители для туристов отмечают несоответствие помпейских артефактов I веку н.э.: по композиции, колориту, стилю они поразительно похожи на работы мастеров Возрождения.

Для примера, помпейская фреска «Три грации» даже в деталях совпадает с картинами Рафаэля и других современных ему художников, выполненными на ту же тему. Мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царём Дарием (название придумали сами учёные) по композиции – почти один в один совпадает с картиной Пьетро да Кортона (Береттини) 1645 года со сходным сюжетом, а по исполнению сравнима с первоклассными произведениями Рафаэля и Джулио-Романо.

Фреска на стене жертвенника в «доме Эфеба» показывает ананасы и лимоны. Но лимон и апельсин родом из Китая, они попали в Европу только в XI веке, а ананасы стали завозить из Америки не ранее, чем оную Америку открыл Колумб, что произошло в 1492 году. Из граффити, рисунков на стенах, тоже «выпирает» средневековье: то палач в капюшоне, то рыцарь в шлеме с забралом. На фресках не редкость шпаги и сабли, совсем непохожие на короткие римские мечи-кинжалы.

Есть неувязки и в простых обыденных бытовых предметах.
Следовательно в-третьих:

Помпейские инструменты неотличимы по форме и технике исполнения от средневековых. Уголок с идеально прямым углом, циркули, пинцеты, зубоврачебные инструменты, скальпели... Некоторые инструменты, как, например, гинекологический прибор, имеет винт и, самое главное, гайку, чего до XVI века делать еще не умели.

Найдено множество водопроводных кранов практически современной конструкции, из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля. Найдены солнечные часы, разделённые на «равномерные часы», а это прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье.

Было в Помпеях железо, много железа. В первых журналах раскопок можно встретить даже уточнения: «сделано из стали»! А железные подсвечники?! Из железа делали замки, дверные петли и ручки, засовы и задвижки. А бронза шла на изготовление предметов быта и посуды.

Есть письменные сообщения, что обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы и с золотыми мундштуками. Однако изогнутые трубы с подвижной кулисой известны только с IX столетия, а подлинный тромбон появился лишь в XIV веке в Испании. Процесс изготовления тонкостенного духового инструмента, его раструба, кулисы, гнутьё трубок невозможны не только без соответствующего уровня развития технологии, но и без определенной инструментально-станочной базы.

Обнаружено довольно много Помпейского стекла самых разных оттенков: и абсолютно прозрачных тонкостенных изделий, и цветных флакончиков для духов. Такие же поделки можно видеть изображёнными на фресках. А ведь сохранившиеся стеклянные изделия первого тысячелетия, найденные в других местах, прозрачностью не отличаются! Что и понятно, ведь первое прозрачное стекло получил Анджело Баровир на венецианском острове стеклодувов Мурано в середине XV века. Секрет его производства берегли в Венеции от конкурентов, как зеницу ока.

В Европе первые оконные стёкла из мутного, так называемого лунного стекла делали для церковных окон с 1330 года, а первое прозрачное оконное стекло произвели только в 1688-м в Сан-Гобене. Однако в Геркулануме и Помпеях найдены оконные стёкла, мало того, что прозрачные, но и абсолютно равномерные по толщине!

На все это внимание посетителей музеев стараются не обращать. А наиболее вызывающие экспонаты прячут. Кстати, куда дели найденные тромбоны? Но теперь о том, что под особым запретом.

Итак, в-четвертых:

О религиозных верованиях в Помпеях!

Храмам Помпей историки дали «античные» названия: храм Юпитера, храм Изиды, Веспасиана, Ларов. Но поскольку было решено, что город погиб через 46 лет после распятия Христа, постольку у историков возникло желание найти здесь что-нибудь христианское.

Однако на древнюю церковь – без крестов, хоть и крестовокупольную (постройка в плане представляет собой равносторонний крест) – очень обожжённую, стоящую метрах в пятистах к северу от крепостных стен, учёные внимания не обратили. С виду византийского стиля, стоит она заброшенная; нет её в путеводителях для туристов. И понятно, почему: в средневековье она здесь была бы к месту (подобных ей немало стоит на юге Италии и на Сицилии с XI-XII веков), но в древнеримском городе – нет.
Стали искать «правильные» артефакты, и нашли кресты, на свою голову. И рисунки есть, и мозаики; даже керамическая лампа с рельефным изображением креста есть. На одной из фресок виллы Агриппы Постума в глубине пейзажа отчетливо видно строение с крестом на фронтоне. В Геркулануме нашли следы распятия, некогда висевшего на стене дома, и там же мозаику на полу с явно христианскими крестами.

Найдены и христограммы (;, христианская символическая монограмма: переплетение греческих букв Хи и Ро). Первую обнаружили в доме Венеры в 1952 году на амфоре, с тех пор таких обнаружено более тридцати.

Но сейчас их особо не выпячивают. Дело в том, что и крест, и христограмма стали символами новой веры отнюдь не в I, не во II и даже не в III веке. Очень долго преобладало мнение, что Иисуса казнили не на кресте, а на столбе. Даже когда богословы склонились в пользу креста, как он мог бы стать почитаемым символом? Крест был ужасным орудием казни. В те века христианину ходить с крестом и рисовать его всюду – было бы примерно то же, как если бы русские сторонники конституции в 1870-х годах в память о повешенных 46 лет назад декабристах поклонялись бы виселице.

Чтобы крест стал объектом поклонения, понадобилось появление особой легенды, будто Бог передал на землю отросток того райского древа, с которого вкусили плодов Адам и Ева, и здесь из него выросло древо для креста, и т.д. А легенда родилась не ранее V века, а к концу VI века богословы Европы художественно «подвесили» Иисуса на изображение креста.

А художники Восточной Римской империи изобрели христограмму, и полюбили украшать её завитками, вроде букв Альфа и Омега, намекая на строку из Апокалипсиса Иоанна Златоуста: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Использовали и другие греческие буквы. Христограмма же Хи-Ро стала «модной» в IV столетии.

И вот, в Помпеях, можно сказать в наше время, туристы после сильного ливня нашли между камнями мостовой монеты Константина Великого, правившего как раз в IV веке, с Хи-Ро вместо «орла». Это был скандал, ведь обнаружение крестов и христограмм в Помпеях и Геркулануме ставило крест на версии о гибели этих городов в I веке.
Но музейные работники замяли и этот скандал…

Вот так пишется история и в наше время уважаемые читатели. Так стоит ли удивляться, что работы Н. Морозова, Г. Носовского, А. Фоменко, Д. Калюжного, Я. Кеслера и др. у нас, а также как и работы У. Топпера, Е. Габовича и др. на Западе, встречаются ортодоксальными историками «в штыки», или, в лучшем случае замалчиваются. Но скрывать материалы все труднее и когда ни будь   придется отвечать.

P.S. Уважаемые читатели еще раз напоминаю, что основная часть фактического материал о Помпеях взята из статьи Д. Калюжного. Многое было известно и ранее, но эта статья позволила мне окончательно закрепить свою точку зрения по этому вопросу.