Раздел 2. Философия не равна Истории, может быть..

Записки Охотоведа
Наука, как и обучение, мне представляется сопровождало все проекты моей сознательной жизни. И неудивительно, что со временем я приобретал все больше уверенности в том, что человек обладает особой функцией, той которой нет у других живых существ.

Конечно, вначале как и в классике науки, я был убежден, что мышление человека как выдающаяся в животном мире способность составляет ту истинную сущность нашей уникальности, затем мне стало видеться, что далеко не все чудесное в человеке можно объяснять мышлением, нередко бывает, скорее наоборот.

Что же стало основанием для сомнений? Достаточно очевидно, и это доказано научным «палеоматериалом», что древние люди мыслили и знали. Что знали? Было ли это знание как мы его понимаем, или мы берем аналоги, не сопоставимые с тем, что было и что «знали» древние люди. Да и речь, например, у Поршнева идет о суггестии, но не о мышлении.

Если «пройти» дальше то можно найти массу доказательств того, что ни дисциплинарные теории истории, археологии, географии, биологии и когнитивных наук, как и эволюционные теории не способны пока объяснить механизмы появления человеческого познания.

Есть гипотезы, и есть теории относительно понятных для современного человека мыслительных процессов, строения и функции мозга, известны впечатляющие достижения нейоронаук и психологии, много рассматривается позиций на междисциплинарном уровне, тем не менее инструментами современной науки невозможно убедительно объяснить разницу в процессах познания современного и «досоциального» человека.

Нет и оснований выделять и географические отличия «распространения ума» даже если ввести ограничения примечательно к получению такого понимания хотя бы для эпохи Сапиенса, не рассматривая уж более древние ветви раннего антропогенеза.

В восприятии человека земное пространство предстает множеством разнообразных вещественных и невещественных субстанций, которые в каждое отдельно взяток мгновение кажутся фотографией, «стоп-кадров», что доказывается науками о мозге (Е. Князева). Если же обращаться к культуре, но в парадигме философии науки, мы также сталкиваемся ограниченностью причинно-деятельностного формата, определяемого в свою очередь, современными или близкими к этому человеческими ценностями, понятными нам процессами и ожидаемыми результатами.

Опираясь на имеющийся опыт предположим, что лишь философия позволяет, допускает иной способ постижения. Но вначале обозначим принципиальное, что можно назвать философией, и является таковая наукой? Мне важно было найти и понять для себя не только то существо философии, которое откроется мне из чужих учений и откровений, но и попытаться также ту «знанийную разницу», постичь в себе сущее, в том, что у меня было, есть и что открылось как следствие самообучения.

В философии мыслят о познании и постижении всей бесконечной Вселенной всех её возможных формы и перевоплощениях. Развитие научной философии началось в античности, когда Гераклит, Платон, Аристотель обращались к Вселенной и обосновали принципы формальной логики. Нам всегда был и будет важен Космос! Сов временем я выяснил, что философия имеет базовое свойство рассматривать изучать, но не указывать. Именно в ее свете свободы современный гуманизм снимает с человека ограничения его индивидуально-определенного бытия.

Философия предлагает нам бытие Универсума, границы которого трудно вообразить и невозможно доказательно установить. Философы античности считали человека, побеждающего природу воспитанием, отсюда формируются корни их подозрительности всему естественному, и опасениям, явно транслируемыми различными учениями о том, не ведёт ли она назад к неразумному. Подчеркивалось, что в отличии от животных, целеполагающая активность человека, ее предельность задается этнически, а не генетически, она заключается в б;льшей разнице в выборе, выделении и присвоении объектов, а также в выстраивании отношений и связей с окружающей средой, и в формировании картины мира.

Человеческая история - это история мысли, истории духа, и таковое лишь может быть признано как самый высший, самый сложный уровень реальности. Попробую представить здесь свое понимание, опираясь на то, что человек античности противопоставлял себя окружающему миру как чуждого для него. Основываясь на мифологии, можно утверждать также, что древний человек в своем синкретизме воспринимал себя как малую частицу окружения окружающей себя природы, и более того Вселенной, рассматривая себя и окружение как управляемые единой Судьбой.

Здесь отметим, что поступок присущ только человеку, это обстоятельство касается каждого из нас.

Есть мир как обитель человеческой жизни, и это и есть исходная альфа философского сознания. И до сих пор реализуется установка, что космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, которые, по-видимому, будут связаны с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия. Философия рассматривает отношение к ним человека, а не мир сам по себе.

Констатируем, что в культурах разных стран имелось множество отличий, но развитие пралогического мышления обеспечивало возможностями систематизированных сравнений, составления и применения индивидуами и сообществами.

Совокупная представленность культурных свидетельств позволяет осуществить ранжирование эпох, основываясь на доминантных форматах деятельности, опираясь на классификации средств и орудий производства, человеческих сооружений, технику, технологии. Философией античности был установлен тот важнейший период смены, переписывания базового антропологического кода, того, когда были заложены основания метафизики.

Из современного опыта можно выделить здесь, что Интернет и другие процессы глобализации показывают, что можно строить мир как паутину, и неважно в естественной паутине, или ее искусственном информационном аналоге, имеется все равно единый принцип. И как следствие его реализация, будь это процесс плетения информационных сетей или в строительстве дома общнчеловеческого.

Функцией науки является объяснительная, основной задачей будет познание с целью раздвинуть горизонты видения мира природы, частью которой является человек. В то время как философия состоялась уже три тысячелетия назад, когда за счёт разума, в доминанте самовоспитания и формирования особых форм управления собой и «пребывания в разумности», как и развития мыслительных особых способностей человека, философы «поворачивали» людей к социуму, но «отводили» от природы. В пояснении сказанного следует обратимся к истокам того, что для гуманизма как идеологии, возникшей на хронологическом переходе в Новое Время, была характерна важнейшая позиция – человек есть существо, не имеющего ни определенного места в природе, ни определенного предназначения в бытии.

Но еще в античности было верно подмечено, что природа наделяет нас человеческими свойствами, а сам человек рассматривается как смешение природных стихий. Природа в этом случае воспринимается прежде всего, как сырье, подлежащее преобразованию, изменениям в соответствии с человеческими замыслами и посредством технологий во имя достижения определенных целей. И главное предназначение человека в его коммуникативной сущности, чтобы служить посредником между различными слоями универсума, самому оставаясь непричастным ни к одному из них (М. Фичино).

Философские вопросы - это еще вопросы не об объектах или природных ресурсах, но также и в вещах, созданных людьми. Гуманисты, особенно ярко в творениях Джованни Пико делла Мирандола, обозначили наглядно, что уже в результате многих естественнонаучных достижений, смену антропологического кода, перетолковывая библейские представления о человеке. И лишь изучение человека не будет равноценным изучению всего сущего, что собственно и предопределяет всегдашнюю сложность в определении научно-исследовательского объекта философской антропологии.