Идущие против ветра

Николай Каланов
В истории мореплавания рядом с  именами  отважных  первопроходцев неизменно упоминаются  названия судов,  на которых совершены открытия. Этим отдаются дань признательности кораблям,  делившим вместе с экипажем опасности дальних плаваний.
Сотни морских экспедиций побывали за четыре столетия  в  Арктике. Начиная с XVI века западноевропейские народы проявляли большой интерес к поиску Северного пути в Китай.  Так,  в 1553 году в море вышла  английская флотилия  купеческих  судов  с  соответствующими их назначению названиями: "Благое упование",  "Благая надежда",  "Эдуард Благое  Начинание" (в  честь короля Англии Эдуарда VI).  Однако надеждам моряков на удачное и прибыльное плавание не суждено было сбыться.  Два  первых судна погибли, а последнее едва достигло Холмогор. Через три года другое английское судно "Ищи прибыль" (иногда переводят как "Ищи наживу") вышло на поиски Китая. Его капитан Стефан Барру благодаря русским лоцманам-поморам смог дойти до Югорского Шара.
В следующие  века  иностранные суда неоднократно пытались проникнуть в Русскую Арктику и пройти путь на запад через полярные  моря.  В основном эти исследования ограничивались описанием островов Шпицбергена, Новой Земли,  архипелага Земля Франца-Иосифа, а на востоке - берегов Чукотского полуострова.  Наибольшую известность приобрела шведская "Вега" (по названию звезды).  В 1878 - 1879 годах под руководством  А. Норденшельда она  прошла  из Атлантического океана в Тихий с одной зимовкой. По тем временам это было огромным достижением.  День  прибытия "Веги" в  Стокгольм  ежегодно  отмечается  в  Швеции  как национальный праздник. В честь героического события в Швеции учреждена медаль. Наг¬рада, носящая имя судна, - явление уникальное.Ею бывают удостоены ученые, путешественники и исследователи, сделавшие значительные открытия. Среди русских в 1926 году "Вегой" награжден Б. Вилькиций, в 1959 - полярный исследователь М. Сомов. Эту медаль получил известный мореплаватель Тур Хейердал.
Другим знаменитым   полярным    судном,    совершим    трехлетний (1893-1896) высокоширотный  дрейф,  стал "Фрам" ("Вперед") норвежского полярника Ф.  Нансена. Корабль английского капитана Гаттераса из приключенческого романа Жюля Верна носил то же название - "Форвард". Кстати, наследницей другого жюль-верновского корабельного имени стала американская субмарина "Наутилус" ("Кораблик"). На ней в 1931 году отставной летчик Х. Уилкинс пытался достичь Северный полюс подо льдом океа¬на. Впервые  добиться этого смог экипаж американской атомной подводной лодки с тем же названием в 1958 году. Страницы истории освоения Арктики хранят  немало романтических и неожиданных названий судов:  "Идущий против ветра",  "Открытие",  "Совместный выигрыш",  "Террор",  "Ужас", "Капелла".
В начале XX века "белыми пятнами" на географических картах  остались только области Южного и Северного полюсов. К их открытию  рвались представители многих стран с мечтой водрузить свой  национальный  флаг на "макушках  Земли".  Отсюда и названия:  "Германия" и "Ганза" - суда немецкой полярной экспедиции,  "Мод",  названное Р. Амундсеном в честь королевы Норвегии, "Теодор Рузвельт" - американца Р. Пири. Имена "Нор¬вегия" и "Италия" получили дирижабли  участников  покорения  Северного полюса. Погоня за приоритетом порождала наименования в честь царствую¬щих особ и членов правительства и на географической карте.
Совсем по  иному принципу получали имена арктические суда России. В большинстве случаев - в честь географических пунктов Сибири и Арктики, в  память первопроходцев и ученых,  исследовавших эти края:  шлюпы "Охотск" и "Большерецк" (экспедиция В. Беринга), дубель-шлюпки "Тобол" (экспедиция Д. Овцына и Ф. Минина) и "Якутск" (В. Прончищего и Х. Лаптева), бот "Иркутск" (экспедиция П. Ласиниуса).
В великой  эпопее освоения Севера значительный след оставили суда с именем "Новая Земля". Первым из них был бриг экспедиции А. Лазарева. В 1819  году  он  безуспешно  пытался пробиться к берегам Новой Земли. Другой бриг,  построенный специально для изучения острова,  возглавлял лейтенант Ф.  Литке, будущий адмирал, основатель Российского географического общества.  Традицию продолжил карбас экспедиции  Пахтусова.  В 1832 году вместе со шхуной С.  Моисеева "Шпицберген" он совершил замечательный поход вокруг Новой Земли,  подарив миру карту его восточного побережья. Кроме  этих  судов в течение шести навигаций описывал побережье Белого и Баренцева морей бриг "Лапоминк", получивший свое имя от бухты в дельте Северной Двины.
Имена великих сибирский рек  носили  на  своем  борту  коч  "Обь" (экспедиция С.  Малыгина), бот "Оби-почтальон" (экспедиция Д. Овцына), судно "Ясанша" (экспедиция Г. Сарычева). В 1832 году при попытке пройти в  Енисей  погибла шхуна "Енисей".  В 1878 году пароход "Лена" стал первым паровым судном,  прошедшим на одноименную реку. С 1912 года совершал регулярные рейсы на Колыму пароход "Колыма".
Арктическая традиция не прерывалась и в последующие годы. Ледоколы-близнецы "Таймыр"  и  "Вайгач" названы по островам Ледовитого океана. На их долю выпала честь совершить самое большое открытие XX века архипелаг Северная Земля и впервые за одну навигацию преодолеть путь с востока на запад через северные моря.
Традиция наименования экспедиционных судов жива и  поныне.  В Северном Ледовитом океане работают советские атомные ледоколы  "Сибирь", "Севморпуть", "Арктика", "Россия".