Доброе дело разбойника

Николай Каланов
Одна из  традиций русского флота - наименование судов арктических экспедиций в честь известных исследователей. Первыми в этом ряду стоят военные корабли секретной полярной флотилии "Чичагов", "Бабаев" и "Панов". Организованная по инициативе М. В. Ломоносова  экспедиция должна была тайно  "учинить  поиск  проходу Северным океаном в Камчатку".  По указанию императрицы Екатерины II, на бортах этих судов вывели фамилии их командиров.  Случай довольно редкий в практике корабельных наименований - в то время такой чести не удостаивался ни один  капитан  ни  в нашем, ни  в  иностранных флотах.  Этим актом императрица подчеркивала роль командиров в столь трудном плавании, а также играла на их самолюбии, рассчитывая на безусловное выполнение поставленной задачи.
Дважды - в  1764 и 1766 годах - "Чичагов", "Бабаев" и "Панов" выходили  в океан.  Однако   дважды непроходимые льды останавливали их у Шпицбергена.  И все-таки плавания были результативными, Военные моряки собрали важные  сведения  о высокоширотных районах Арктики.  Руководитель  экспедиции В. Чичагов за смелость и высокий профессионализм стал именоваться "адмиралом Гренландского моря".
Первый ученый,  именем которого назвали корабль, - русский академик П.  Паллас.  Участник сибирских экспедиций, он пользовался большим авторитетом у исследователей Севера.  Составленные им  подробные  инструкции обследования земель способствовали успеху экспедиции Г.  Сарычева - И. Биллингса. Они-то и назвали одно из своих судов "Паллас".
Никогда не  забывали  моряки  своих  товарищей,  отдавших жизнь в борьбе с водной стихией. В 1832 году потерпела крушение шхуна "Енисей" - при попытке пройти в устье Енисея. В честь погибших мореходов появились шхуна "Кротов" и карбас "Казаков".  Позднее для описания  берегов Берингова пролива  были  снаряжены  бриг "Головнин" и катер "Баранов", названные    именами   отважных    исследователей   северной     части Тихого океана.
С начала  XIX  столетия  авторитет русских моряков и ученых резко возрастает. Их открытия и труды становятся предметом изучения во  всем мире.
В  1832 году основоположник отечественной океанографии адмирал И. Ф. Крузенштерн получил письмо от английского ученого Джона Росса. Англичанин писал:  "Одно из судов экспедиции  я  назвал  "Крузенштерн"  в честь Вас,  Ваших заслуг и таланта... Если произойдет кораблекрушение, "Крузенштерн" станет нашим последним прибежищем, поэтому особенно символично название  этого  судна  как дань Вашей ценной работе по Тихому океану". Плавание закончилось  удачно -  Росс  привез много уникальных материалов по Аляске, где, кстати, один из мысов назвал в честь нашего соотечественника и своего судна.
Имена семьи  Крузенштернов  тесно  связаны с историей Севера.  Об Иване Федоровиче автор уже рассказал.  Его сын,  Павел  Иванович,  всю свою жизнь посвятил изучению Печорского края.  В 1847 году он подал на "Высочайшее имя" "Проект экспедиции для достижения Северного  полюса". Однако правительством проект был отвергнут. Но Крузенштерн-сын не отступил: он пожертвовал все деньги,  полученные в наследство от отца, на постройку и  оборудование шхуны "Ермак".  В течение 12 лет,  вплоть до катастрофы "Ермака" во льдах Карского моря,  П. И. Крузенштерн состав¬лял карты устья рек Семжа,  Мгла, Печора. Причем, в последние годы ко-мандиром судна был уже его сын Павел - внук адмирала.
Нужно отметить,  что П. Крузенштерн первым в России выдвинул идею использования судов с железным корпусом,  двигающихся с помощью  пара, для изучения северных морей. Символично, что через 50 лет первый русский ледокол тоже получил гордое имя "Ермак".  В этом как бы реализовались дела и мечты трех Крузенштернов.
Интересно,  что  строитель нового "Ермака" адмирал С. Макаров был против  такого наименования. Он писал: "Можно предложить имя легендарного  богатыря - "Добрыня Никитич" или назвать  ледокол  по  предстоящему ему месту работы "Енисей" или "Петербург"! Последние два названия часто употребляются для судов, так что, по моему мнению, лучшее назв¬ние будет "Добрыня Никитич", или еще лучше - "Добрыня".
Предложение  адмирала   было  осуществлено только в начале нашего столетия,    когда  в Ледовитом   появился "Добрыня Никитич",  а также "Микула Селянинович", "Святогор",  "Соловей Будимирович", "Садко".
Новая серия  имен  носила  имена национальных героев - "Александр Невский", "Иван Сусанин", "Козьма Минин", "Князь Пожарский". Продолжала жить и традиция  наименования  в честь исследователей.
Северную прописку получили пароходы "Лейтенант  Малыгин",  "Пахтусов", "Лейтенант Овцын,  парусная  баржа  "Лейтенант Скуратов".  В 1916 году русское правительство приобрело канадские ледокольные пароходы, переименовав их в "Семена Дежнева",  "Семена Челюскина",  "Георгия Седова", "Владимира Русанова", "Александра Сибирякова".
Бывало, в  северных  водах  появлялись суда,  названия которых не вписывались в сложившиеся правила:  "Лев",  "Фортуна",  "Благонамеренный", "Черный орел",  "Северное сияние". Чаще всего это были иностранные суда, зафрахтованные предпринимателями всех мастей.
Своеобычностью наименований отличались и русские военные корабли. На то были и свои основания:  во второй половине XIX  века  "Всадник", "Пластун", "Абрек", "Полкан", "Гайдамак", "Забияка" были снаряжены для защиты дальневосточных рыболовных и зверобойных промыслов.
В серии защитников был даже "Разбойник"!
По мнению царских чиновников,  "устрашающие"  имена  должны  были устрашающе действовать  на  заморских  браконьеров.  На эти же корабли возлагалась задача по гидрографированию и картографированию прибрежных районов Дальнего Востока.
Благодаря "разбойникам" и "забиякам" были устранены многие "белые пятна" на морской карте России.
Н.А.Каланов (1983 г.)журнал "Северное сияние"