Чечня, друзья, не только город Грозный

Татьяна Степановна Тимкова
    Олег не любил приходить в школу 15 февраля, хотя его приглашали каждый год. 15 февраля, День памяти воинов, выполнявших интернациональный долг. В актовом зале перед учениками выступали участники «незнаменитых» войн. Разведчики, танкисты, пулемётчики, радисты, спецназовцы, стрелки-гранатомётчики. Рассказывали то, о чём не прочитаешь в книгах, не услышишь по радио, чего не увидишь по телевизору. Звучали слова «Альфа», «Вымпел», «Гром», Кабул, Термез, Саланг… В голове у Олега отзывалось: «Грозный, Гудермес, Аргун, Курчалой, Ачхой-Мартан, Урус-Мартан, Шали, Ведено…»   
    Олег смотрел на мальчика в пилотке, который читал:
               Чечня, друзья, не только город Грозный,
               Не только в Грозном мы бои вели.
               –  Бой в городе, конечно, очень сложный, –
               Вам скажут в Гудермесе и Шали.
               Мы грязь и пыль месили сапогами,
               Ведь нас сюда дороги не вели.
               Мы по горам их проложили сами
               К Аргуну, Гудермесу и Шали.
     Смотрел на русского мальчика, а вспоминал чеченского, его ровесника.
     … Аргунское ущелье. Очередная боевая задача выполнена. Взвод покидал аул. Олег шёл замыкающим. Впереди оставалось ещё несколько километров пути и два месяца службы в «горячей точке». Вдруг из-за дома выскочил мальчик-подросток и выстрелил в Олега. Олег вскинул автомат. Маленький чеченец и русский солдат смотрели друг на друга так,  как будто хотели запомнить эту встречу на всю жизнь. Секунда длилась вечность. «Беги! – крикнул Олег. – Беги!»
     – Заур! Зау-у-ур! – раздался отчаянный крик. Женщина подбежала к оцепеневшему  подростку, дёрнула его за руку и потащила за собой…
     … «Да, солдат войны не выбирает», – думал Олег, возвращаясь домой.
     Дома у Олега жена и два сына, пятиклассник и первоклассник. А во дворе в вольере – пёс Пират, «дворянин». В феврале день хоть и прибавился, но ещё короток. «То ли обед сейчас, то ли ужин?» – спросил Олег. «Полдник!» – задорно выкрикнул младший, Артёмка. Тут Пират залаял, как на чужих. Олег вышел во двор, окликнул пса.  За забором засигналила машина. Олег открыл калитку, вышел на улицу. Из машины выбрался кавказец, подошёл к нему:
     – Ты участник боевых действий в Чеченской республике Олег Рыбаков?
     В голове пронеслось: «Фээсбэшник, сволочь, сдал!»
     – Да, – ответил как можно спокойнее.
     – В Аргуне был?
     В мыслях: «Ну,  с одним-то я справлюсь». А вслух:
     – Был.
     Из машины вылез второй чеченец, постарше, и подошёл к ним.  «Хоть бы лопата в руках», – мелькнуло в мозгу.
     – 21 мая 1998 года помнишь? – спросил незваный гость.
     – Да. Все дни помню.
     Открылась задняя дверь машины, показался старик в национальном чеченском наряде с кинжалом в руках. Он подошёл к Олегу, протянул двумя руками кинжал и сказал:
     – Ты пощадил моего правнука, Заура. Он был последний в нашем роду. Если бы ты его убил, наш род бы кончился. Прими этот дорогой подарок как приглашение на свадьбу моего правнука.
     И Олег поехал в Чечню и действительно был дорогим гостем на свадьбе.