Микеланджело Буонарроти-7

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Повидимому, с комплексом Капеллы Медичи были связаны и другие работы Микеланджело, среди них эрмитажный «СКОРЧИВШИЙСЯ МАЛЬЧИК»(ок.1524г.), один из примеров смелой пластической фантазии мастера,сумевшего вместить человеческую фигуру в небольшой мраморный блок кубической формы.

Параллельно с работой над Капеллой Медичи Микеланджело был занят строительством БИБЛИОТЕКИ ЛАУРЕНЦИАНА – известного хранилища ценнейших рукописей и книг, входящего в комплекс той же церкви Сан Лоренцо. Был возведен вестибюль библиотеки и зал для хранения и чтения рукописей. Характерный для Микеланджело принцип активно-эмоционального архитектурного образа выявлен в этом памятнике с тем большей очевидностью, что мастер вовсе отказался здесь от использования элементов скульптуры. Одними лишь средствами архитектуры достигнут эффект захватывающей выразительности. Зритель оказывается в очень сильно вытянутом в длину зале, архитектура которого поражает своим спокойствием и ясностью.
 Все в этом зале, от капитальных, украшенных резьбой пюпитров с рукописями до узора деревянного потолка и наборного рисунка пола, выполнено по эскизам Микеланджело.

Впечатление усиливает необычная по композиции трехмаршевая лестница с полукруглыми ступенями и очень низкими перилами. Заполняя своей массой большую часть площади вестибюля, она обрушивается на посетителя подобно потоку лавы. Она – зона высшего напряжения в общем ансамбле библиотеки.

Не одни Медичи отличались пламенной любовью к искусству. Так Алессандро Фарнезе, ставший в 1535 г. папой Павлом III, сразу посетил мастерскую Микеланджело, чтобы привлечь его к себе на службу. Осматривая свои владения, Павел III нашел на стенах Сикстинской капеллы начало «СТРАШНОГО СУДА» и понял, что для славы его будет достаточно, если его волею Микеланджело закончит это творение. 1 сентября 1535 г. Павел Ш издал указ, которым Микеланджело, на самых лестных условиях,давалось звание главного скульптора, живописца и архитектора Ватикана (600 золотых эскуди – до конца жизни, и почти столько же с суммы мостового дохода через реку По).

Маститый мастер приступил к работе в 60 лет, и снова отверг всякую помощь. Только в 1541 г. почти через 6 лет на Рождество труд Микеланджело стал доступен удивлению Рима и всего мира. Три картины работы знаменитого Перуджино и две самого Микеланджело из Нового Завета пришлось уничтожить, чтобы дать полный простор эпопеее, известной ныне как «СТРАШНЫЙ СУД». Это колоссальная фреска размером 17х13,3 м.

Персонифицированным олицетворением высшего суда выступает Христос – образ, совершенно свободный от признаков условной религиозной иерархии и исполненный подлинно микеланджеловской грозной мощи. Он изображен в центральной части фрески, в окружении богоматери и святых; его поднятая рука, обрушивающая проклятие на носителей греха, одновременно оказывается динамическим центром композиции, словно приведя в бурное движение целые сонмы тел – возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников.

В потоках выделяются то отдельные персонажи, то целые группы, вроде грешников в нижней части фрески, которых перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи ударами весла. Это, конечно, воспоминание античной легенды, место перевозчика Харона фантазия Данте и Микеланджело определила одному их проклятых навеки грешников. Глаза его горят адским пламенем, как раскаленные угли. Одним движением забирает он грешные души, веслом ударяя тех, кто упирается или останавливается.

В соответствии с эмоциональным тоном «СТРАШНОГО СУДА» находится и его колористическое решение: сине-стальные, грозовые оттенки фона с темнеющими сгустками и вспыхивающими отсветами оттеняют словно тронутые пеплом тона обнаженного тела

Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники отделены от грешников, а его начало; увлекаемые общим движением праведники практически неотличимы от грешников. Это очень не понравилось следующему папе – Павлу IV, который в 1550-ые годы собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть наготу набедренными повязками. Римляне заклеймили Даниэле презрительной кличкой «исподнишник», которая преследовала его всю жизнь (эти записи были частично удалены лишь в 1993г. во время реставрации).
Окончив «СТРАШНЫЙ СУД», Микеланджело достиг вершины славы среди современников.
 Он забывал обнажать голову перед папой, и, папа делал вид, что не замечает этого. Правящая духовная и светская власть старалась быть всегда с Микеланджело за одним столом.