Картина Эйрен Дивари

Алексей Од Козлов
    В  1970  году, закончив  школу, я  поступил в  Одесский политехнический  институт  на  радиотехнический факультет.  Математику  нам  читал  профессор Николай  Борисович Дивари.  Интересный человек,  неординарная личность. Партизан во  время  Великой отечественной войны,  доктор  физико-математических  наук,  астроном с  мировым  именем, опубликовал  более 130  работ, участник  17  научных экспедиций. Николай Борисович был сыном репрессированного священника, но  благодаря  своему  таланту и упорству достиг в жизни многого.   Он  был  человеком крупного  телосложения, с  горящими глазами, с вечно   взъерошенными  волосами,  орлиный  профиль,  итальянская жестикуляция. Дивари резко  выделялся    на фоне других преподавателей. Каждая его лекция – настоящий праздник, просто  восхищение.  Николай Борисович умел доходчиво давать материал. Так, например, когда   мы   изучали  тела  вращения,  говорил:  « Конус   очень  легко  представить, если взять  за  голову  кого-то из  вас  и раскручивать, то  телом  вы  будете описывать  конус.  Конус –  и  есть  тело вращения» Он   мог  на  лекции  какое-то  время  уделить  воспоминаниям молодости,  рассказывал нам,  как в  составе государственной экспедиции искал место, где  упал тунгусский метеорит, как эвенки чертили пальцем  какие-то  линии на горизонте, а они обсчитывали эти линии и, в конце  концов, вычислили  место падения. Показывал нам свои фотографии, где он  молодой  с рюкзаком идет по поваленным деревьям, видели  мы  и  фотографии гор  Домбая, где  он  тоже  бывал. Он был мастером спорта  по альпинизму и членом Черноморского яхт-клуба. Его  отличала порядочность. Помнил фамилии  многих студентов. На  экзамене прежде  всего  спрашивал студента: приезжий или одессит, есть  ли  условия заниматься, как  тот устроен. В  то  время многие из  нас записывались в стройотряд и  во время  летних каникул  уезжали  на  различные стройки. Это  было престижно и  выгодно в материальном  отношении.  Молодые   люди  получали  свои  первые трудовые  навыки,  к  тому  же,  за  лето  студенты  могли  прилично  заработать. И  чтобы раньше выехать на заработки, а руководство  института шло  нам  навстречу,  пораньше  заканчивали  учебу  и  сдавали  экзамены. Только  преподаватели  прочитали  последние лекции, тут  же  в  мае назначались  экзамены. которые  мы сдавали,  находясь в спортивно-оздоровительном  лагере  нашего института -  «Чайка»  на  Каролино-Бугазе.  Мы приводили в порядок лагерь, готовили к новому летнему сезону,  ремонтировали  и   красили  окна, двери,  веранды  домиков.   Работали и  сдавали  экзамены. И  там Дивари отличался   оригинальностью.  «Завтра, -  говорил   он, -  экзамены по математике состоятся  в  8 часов  утра  на берегу моря».  Все, конечно, трусятся над  книжками, конспектами лекций.  В  назначенное  время выходит  профессор  на  пляж  в   плавках   и   говорит:  «Конспекты  в  сторону.    Тому, кто доплывет до буйка первым, пятерка, двум вторым я ставлю  четверку, всем  остальным  тройки,  и   вы  свободны. Согласны?» Все,  конечно, согласны, потому  что уж  очень хочется поскорей сдать эти экзамены  и уехать. На следующий год опять интересный случай во время сдачи  экзамена   по  математике  на  Каролино-Бугазе. У  нас  на  курсе  был  студент  Дима  Комендантов, сорванец  и  разгильдяй, у  которого  по  всем  предметам  были  тройки, редко – четверки. Но  единственный  предмет, который  он   любил, можно сказать,  обожал, была математика. Знал  ее  Дима  настолько, что  мог позволить себе  поспорить с  Дивари, сказать ему, что  тот  пропустил цифру  или  знак какой-то не написал. И  они  могли  на лекции  сцепиться  до хрипоты. Профессор просто  делал  помарки, он   не  мог ошибаться, но Дима это замечал.  И  вот  приходит  Комендантов  на  экзамен   по  математике какой-то «помятый» - всю  ночь  играл  в  преферанс с  приятелями. Готовясь к ответу  на билет, нашел  лишь  бумажку, где  была  раскладка «пули». Перевернул  ее  на  другую сторону и начал писать простым  карандашом. Подходит к   нему  Дивари   и  спрашивает: «Комендантов, а что   у  вас  на  обратной  стороне  листочка?  Это  что  шпора?» «Да,  нет», -отвечает  Дима, зачем мне шпаргалка, я и так знаю на пять- это мы еще посмотрим, говорит профессор и  продолжает: « Ну-ка,  дайте  посмотреть. Ба, да  это же «пуля». И  кто  тут  как  играл?»  Дима  начал объяснять. Сели  они за  стол, разобрали эту «пулю». Потом он поставил пятерку  Диме  и  отпустил. Очень  интересный человек  этот  профессор. Я  не сильно шибко тогда занимался математикой, моими оценками были тройки  и  четверки. Закончился институт, и  закончилась  математика.  Все  мы  разлетелись  по  всему  Советскому Союзу. Я  мотался  какое-то   время  по  стране,  участвовал  в  строительстве  самой  секретной  станции Советского Союза РЛС «Дуга», ездил  по войскам обучал подразделения  артиллерийских разведчиков работать  на новой аппаратуре. А  когда появилась семья и  дети, «осел»  в  Одессе  и никуда не ездил.  Со  временем, с очередным божьим промыслом я начал заниматься ремонтом и обслуживанием копировальной техники, принтеров,  сканеров. Одним  из  наших  крупных  заказчиков был Игорь  Игнатов. Он  тогда  торговал в больших количествах компьютерами, расходными материалами, оргтехникой. Была даже  такая реклама в  Одессе «Все-все от Игнатова». И люди  на это велись. Обосновался  он  на улице Греческой, 7. Это был один сплошной подвал, где у него был и  офис, и склад, и сборка, и разборка, и  ремонт, и мастерская  и  торговая  точка. Там   он  потихоньку зарабатывал деньги. Так как  я в то время занимался ремонтом всей этой  конторской техники, естественно, что  мы знали  друг друга. Мой  напарник Алик  Рахович привел меня в этот подвал.  И  мы там « тусовались». Оттуда из этого подвала  мы  его  провожали  в  1992  году  в  Израиль.  Со  временем  компьютеры  стали  продаваться  неудачно или  мешали конкуренты, но  Игнатов вовремя сделал  правильный шаг – продал свой бизнес и уехал  в  Штаты. По  слухам, он  там  хорошо  устроился, опять  связан с  компьютерной  техникой,  руководит компьютерными службами в аэропорту  города Лос-Анджелес.  Уважаемый  человек. А  подвал на улице  Греческой  со  временем засыпали  мусором, завалили старой мебелью. Долгое время я ходил мимо этого мусора с грустью и сожалением. Так  всегда  бывает, когда  видишь в  запустении  места,  где раньше жизнь, как говорится, «била ключом». Спустя какое-то время, три  или  четыре  года назад, я увидел, что подвал расчищают и даже  порадовался,  что  там   что-то будет. Оказывается, его  выкупили  и в одной  из  частей  сделали  кафе «Гречка». Я зашел поинтересоваться, что за кафе такое. Это  кафе чисто одесского расклада, можно выпить рюмочку водки  или стаканчик  винца ,закусить какими-то одесскими блюдами.  Когда  иду  в  областную  прокуратуру  по   делам  службы, захожу  туда  перекусить. Я очень люблю биточки из тюлечки, ранней весной  в  Одессе   появляется  эта  тюлечка – «сарделька».  Из  нее  с луком  и  зеленью делают просто восхитительные биточки. Из рыбки вынимается хребет, она присаливается с какими-то пряностями. Там неплохо   запекают картошку  с кожурой, режут ее на четвертинки. К этой  картошке летом идет бутерброд с тюлькой. На кусочек черного хлеба, слегка смазанного маслом, кладется 2-3 тюльки, и это  просто  изумительно. А  если  еще пропустить рюмочку, то это идет на «ура».  Когда   я  туда  захожу,  то  сажусь  в  уголочке, место  очень удобное. Надо  сказать, что  это  кафе  очень  уютное  и  оформлено со  вкусом. Я  все время смотрю на одну  и ту же картину. Две рыжие девочки на велосипедах  на  берегу  моря.  Нарисованы  они,  по-моему, в  стиле «примитивизма». Я, будучи парнишкой, наблюдал такую  картину, и она запала  мне  в  душу.  Когда  начинался сезон ловли ставридки, я каждое  утро до восхода солнца приезжал на море ловить эту ставриду. И ситуацию, описанную  на картине, я  видел  в действительности. Две  рыжих  девчонки на велосипедах рано утром до восхода солнца приезжали   на  море  и  купались  голышом. И  на  картине тоже  две  рыжие  девчонки. Просто  мистика  какая-то. Я спрашиваю администратора: «Кто написал  эту картину?» Она обещает узнать. Когда захожу  в  кафе в следующий раз,  мне говорят: «Картину написала Эйрен  Дивари». Получается, что  через сорок   лет круг замкнулся. Фамилия Дивари снова выплыла на моем горизонте. Я  попросил телефон или адрес  этой  художницы. А  вдруг человек  сможет написать для меня такую  же  картину, и  я  повешу  ее  у  себя  дома. Мне сказали, что в facebook  у нее  есть  страничка .Открываю ее. Вижу  фото  картины и фото  девочки. Написано: Эйрен Дивари. Дивари- – довольно редкая фамилия  для   Одессы.  Я  сразу   же   вспомнил  нашего  профессора  математики  Николая Борисовича Дивари. А еще, когда я  посмотрел на  фотографию этой девушки, у меня возникло  ощущение, что я где-то  видел   это лицо.  Спрашиваю:  не  был  ли  ее  дедушка  или  отец  профессором   математики  в  Одесском  политехническом институте.  Она отвечает: «Ни мой дедушка, ни мой отец не были. А вот дедушка моего  мужа  читал там  математику, и звали  его Николай Борисович  Дивари.  А  вас,  Филиппович, я знаю, вы  когда-то  приходили  к  нам  в  архитектурный  отдел  банка «Пiвдений», когда  я  там  работала, и  ремонтировали технику. Но тогда я еще не была Дивари». И так всегда, стоит лишь копнуть глубже, и  ты понимаешь, что все мы в этой жизни связаны между собой. И особенно это касается Одессы.