Какая экономика нам нужна сегодня

Вячеслав Кудяков
Прочтя первые строчки, не  старайтесь убедить себя, в том. что  все это Вы уже знаете, читайте до конца. при этом, делайте логические выводы, что мы делаем не так.  И какая экономика и системы образования нам нужны. Чем должны на самом деле, заниматься ОЛИГАРХИ , банки и профсоюзы. Какими должны быть отношения производства и государства. 



Россия  сегодня, это страна с сырьевой экономикой, то есть страна, экономика которой строится на реализации сырья. Что касается внутреннего производства, то на сегодняшний день оно развито на недостаточном уровне. Так пишут в ВИКОПЕДИИ.

Говорить о том, что ждет экономику России в ближайшем будущем, можно очень долго. Большинство экспертов склоняется к мнению, что нам предстоит сложный и долгий путь выхода из стагнации. Но мнения по поводу того, насколько длительным будет период вывода экономики на достойный уровень, по какому сценарию это лучше делать, расходятся.
Правительство, убеждает всех, что с экономикой у нас все в полном порядке. Мало того, она уже оцифрована и пошла в рост.
 
Правительство  России утверждает, что мы  живем по законам  «рыночной экономики»
Рыночный тип экономики – этот тип считается свободной рыночной экономикой, при этом виде экономики  фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Таким образом, и определяется:
- Как распределить ресурсы имеющиеся в государстве, какие товары производить . -
- Кто их покупает на внутреннем рынке.
 
Этот тип экономики противоположен командной  (когда центральное правительство получает прибыль).
В этом типе экономики существует разделение правительства и рынка.
Теоретически, в чистой рыночной экономике не существует государственного вмешательства. Однако это не так, в мире не существует действительно абсолютно свободной рыночной экономики.Посудите сами. Если правительство не станет вмешиваться в экономику, не будет  получать налоги и часть доходов , как акционер, что будет  производить такая экономика. И нужна ли она нашей стране.Государственный аппарат страны, создан, для того что бы координировать процессы производства нужных в первую очередь товаров для внутреннего рынка. Обеспечения социальных гарантий населения. обеспечения обороноспособности  государства. Именно для этого и созданы министерства и ведомства, а министерство иностранных дел, кроме урегулирования  различных вопросов  непонимания с другими станами, совместно с министерством экономики, ищет  наиболее выгодные контракты на поставки  продукции нашей страны , в другие государства.Это сложный механизм. который построен по отработанному во всем мире алгоритму. Но этот алгоритм, все время совершенствуется и меняются пути решения тех или иных задач. Что бы эти задачи  решать без убытка себе. государство создает различные структуры. в которых работают выпускники российских ВУЗов. Вот здесь то и лежит  самое важное , без чего ни какой экономики  быть не может. Это главное подготовка специалистов. Как это решалось в более ранние  годы и века в Российской империи, чуть ниже. Рассмотрим вначале уровни и теоретические постулаты жизнеобеспечения экономики.

Уровни экономики

Самыми главными считаются микро - и макроэкономика, но зачастую выделяются следующие уровни: мегаэкономика (деятельность в мировом хозяйстве, т. е. мировая экономика); макроэкономика (деятельность национальной экономики в целом); мезоэкономика (деятельность в промежуточных системах или отраслях народного хозяйства; отрасли и регионы; например, военно-промышленный комплекс);
микроэкономика (деятельность отдельных экономических субъектов; например, фирмы);
наноэкономика (деятельность одного физического лица).
Эти понятия следует помнить, что бы  не запутаться в  объяснениях телевизионных аналитиков.

Три основные теории экономики

Тремя самыми важными экономистами считаются Карл Маркс (1818–1883),
 Адам Смит (1723–1790)
 Джон Мейнард Кейнс (1883–1946).

"Правительственная помощь экономике" Кейнса

Кейнс высказывает мнение об огромной роли правительства в капиталистической экономике. Об этом он писал во времена Великой депрессии в США (безработица достигла 25 процентов, миллионы людей потеряли свои сбережения и работу).
Никто не знал, как страна может выйти из депрессии.
Многие стали сомневаться в том, что "невидимая рука рынка" Адама Смита всё-таки действует. А в наше время, да и тогда, многие считали то время концом капитализма.
Кейнс предложил один выход из этой ситуации: правительство должно было начать тратить деньги на частный сектор для того, чтобы восстановить спрос на товары и услуги. По этому же принципу, в 80-90-х годах, выходила из состояния стагнации Китайская экономика.
Для выхода из кризиса, в 30-х годах прошлого столетия,США вступили во Вторую мировую войну, что сделало этот эксперимент не совсем чистым: производство оружия (боеприпасов, самолетов, грузовиков и др. техники) было увеличено до высочайшего уровня. И  именно это  повлияло на выход США из Великой депрессии, которая длилась с 1929 по 1939 гг.
Труд всегда предшествует капиталу и не зависит от него. Капитал лишь плод труда, и никогда не мог существовать, если бы сначала не существовал труд.
Труд превосходит капитал и заслуживает много более высокого уважения.
Если есть капитал, но не было длительного процесса труда - это бандитизм.

Как только правительство начинает управлять, это нарушает естественное равновесие промышленных отношений, и каждое вмешательство требует большего бюрократического контроля, пока не заканчивается тиранией государства.
Адам Смит (1723-1790), шотландский экономист.

В России, первым руководителем и  реформатором был Петр I . Но царь, даже очень умный и энергичный не в состоянии единолично сдвинуть ситуацию в экономике государства. Во времена Петра I, этим двигателем было дворянство. Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений.
1,47% населения России составляют дворяне, утверждает перепись 1897 года. Это очень маленькая цифра. Но и Россия тогда была не такой , как сегодня. Ее производство сводилось к  строительству кораблей, новых городов,  крепостей, а для этого большого числа дворян - созидателей  не было нужно. Вот к примеру в Мещерском крае, для заготовки  корабельного леса и доставки его в Воронеж, были выделены  несколько сел, в которых  жили уже много лет народности этого края, и в каждом, был свой князь. Но князь не сидел на троне. а выполнял  заказ царя Петра Алексеевича.
В предреволюционный период значение дворянского сословия в жизни России постоянно уменьшалось, а после 1917 года и вовсе сошло на нет. При этом почти все значимое в культуре России в XVIII — начале XX века связано исключительно с дворянством. Именно это сословие выработало те образовательные и социальные нормы, которые стремились усвоить последующие поколения.
 Даже победивший пролетариат в борьбе за культурный быт пытался воспроизвести отдельные черты жизни дворянства.Российский обыватель , всегда относился к дворянам с невероятным почтением.  При Петре I , дворяне  имели больше обязанностей, чем привилегий. С дворян в первую очередь был спрос за невыполненные задания, недовольство работников, плохие дороги и многое другое...
После Екатерины II, когда дворяне имели максимум привилегий при минимуме обязанностей, но это было там в столице. На местах же, дворянство как выполняло распоряжения царя и думы, так оно и осталось. 

Но в конце XIX века, когда распродавались "вишневые сады", родовые гнезда, а роль дворян в экономической жизни страны стремительно падала, причин для почтения вроде бы уже не оставалось. И совсем уж странной кажется та тайная зависть, которую по отношению к дворянам испытывали советские люди.
Ведь у правильного советского человека происхождение должно было быть рабоче-крестьянским, а вовсе не дворянским.  И о деде-предводителе уездного дворянства, бабушке княгине, или баронессе - лучше было помалкивать. И еще в те советские  времена, попасть в силовые структуры, таким людям  не представлялась возможность. Например- в КГБ, даже  с путевкой "первого отдела", могли просто не принять. А зря. Ведь дворянские потомки. люди имеющие  глубокие интеллектуальные навыки, и способности,  гораздо эффективнее, людей из рабочих и крестьян.
А уж когда в перестроечную эпоху рабоче-крестьянское происхождение отменили, в дворяне кинулись, как потомки древних родов, так и потомки их дворни. Это было смешно, но в некотором роде справедливо. Родственность слов "дворня" и "дворянин" очевидна, хотя спутать дворовую девку с дворянской девушкой довольно сложно.
Петр I -  рассматривал старую и новую знать как менеджеров, руками которых будут проводиться реформы, так что их праздности и спокойной жизни пришел конец.
Петровские реформы должны были создать новую элиту, образованную, динамичную и преданную императору. Роль этой элиты предназначалась реформированному дворянству. Древность рода и заслуги предков теперь отступили на второй план. Когда в 1724 году Военная коллегия обратилась к Петру с запросом, каких дворян в какой полк следует определять, император ответил кратко: "Знатное дворянство по годности считать". Место человека в государственной иерархии теперь определялось не происхождением, не богатством, а годностью к службе. Это было закреплено в Табели о рангах — документе, классифицирующем 263 должности и распределяющем их по трем группам: военные, статские и придворные.
Двигаясь по служебной лестнице и получая новые чины, прилежный служака мог автоматически получить дворянство.
Служба в полках становилась обязательной и бессрочной. Учрежденная Петром Герольдия не столько придумывала дворянские гербы, сколько следила, чтобы дворяне не сбегали со службы. Если во второй половине XVIII века включение в дворянский список (дворянскую книгу) означало привилегии, то в начале века — только обязанности.
Не случайно в петровское время некоторые дворяне, чтобы избежать службы, предпочитали записываться в другие сословия. Дворяне бежали от своих обязанностей точно так же, как крестьяне бежали от барщины. Так что традиция косить от армии освящена веками. В перечень служебных обязанностей теперь вошла и учеба. Все дворяне были обязаны учить своих детей сначала в гарнизонных училищах, а затем в корпусах.
Домашнее воспитание разрешалось только детям состоятельных родителей, имеющих средства для того, чтобы нанять учителей. Но и домашние дети не были избавлены от государственного контроля. В 7, 12, 16 и 20 лет они должны были являться на смотры, где держали экзамен перед представителями администрации. Продолжать учиться дома могли лишь те, кто успешно проходил через эти испытания. Смотры дворянских детей проводились иногда в Герольдии, иногда в Сенате, а иногда их проводил и лично император.
Основная цель этого  закона. была направлена на привитие наиболее подготовленной части населения, желания  изучать и внедрять в жизнь новые  идеи и  технологии. Но обратите внимание на фразу - ОБЯЗАНЫ. Учились  в основном за границей, но для родителей- это было мукой. Ведь чадо отрывалось от семьи.А за уклонение от учения грозили каторжные работы или ссылка.
С вольницей вообще было плохо. Никакой свободы выбора у дворян не было.
Род занятий определялся государственными потребностями, материальным положением семьи дворянина и даже местом службы его братьев:
-  герольдмейстер следил за тем, чтобы по гражданской части служило не более трети представителей дворянского рода. Гражданскую службу -  дворяне считали куда менее  престижной, нежели военную. Да и не сильно они там задерживались: одних из-за профнепригодности отправляли в солдаты, другим удавалось отпроситься в действующую армию офицерами.
Лишь при Павле I, когда армейская дисциплина стала более строгой, а воинская служба — более обременительной, многие дворяне стали предпочитать гражданскую службу военной.
Ради большей популярности штатской стези для служащих по гражданскому ведомству вводились аксессуары, свойственные военным. И это приносило плоды. Известно, например, что дворяне с некоторым презрением относились к инженерной службе до того времени, пока инженеры не получили военные чины и мундиры. Кстати, в 50-60-х годах в СССР , все отрасли имели  конкретную форму  кителя, фуражки и знаков отличия. После убийства Петра III,   Екатерина II  -  в несколько видоизмененном виде  выпустила ряд его законов, поэтому дворянская свобода ассоциируется скорее с екатерининской Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, а не с петровским манифестом. Особое положение дворян Жалованная грамота обосновывает тем, что их предки много сделали для России.
Абсурдное на первый взгляд решение об освобождении наиболее образованной и активной части российского общества от каких бы то ни было государственных обязанностей стало приносить блестящие плоды.
Екатерине II,удалось переформатировать систему общественных приоритетов. Дворяне начали по доброй воле делать то, к чему принуждал их Петр I. Ненавистные повинности превратились в добровольные и престижные занятия.
-   Если раньше заграничная поездка воспринималась как ссылка, то теперь возможность пересекать границу становится одной из дворянских привилегий.
-  Если раньше обучение дворянских детей было обязанностью, а отказ от учебы был чреват серьезным наказанием, то теперь родители сами были заинтересованы в том, чтобы их дети получили возможность учиться.
-  В провинции, не говоря уж о столицах, одно за другим начали возникать учебные заведения для дворянских детей, в том числе для девочек.
-  В маленьких городах открываются частные пансионы, в которых учат французскому и немецкому языкам, географии, истории и арифметике.
Ради образования детей люди из деревень перебираются в города.
Небогатые дворянские семьи начинают кооперироваться и устраивать домашние школы.
Вот к примеру, в селе Тархань, местный князь Енгалычев, содержал школу для местного, простого населения. Дети изучали  нужные для судостроителей  дисциплины , а так же иностранные языки. ведь  их могли отправить учиться в зарубежные страны. а время  на раскачку, просто не было. Вот и учили иностранные языки, вплоть до 1917. В других регионах  империи, стали появляться  цеха по производству тканей, и необходимых стране товаров. Например в Ярославской губернии Угличском районе, в селе Ефремово, существовало реальное училище, а финансировало эту программу, епархия района, священники преподавали не только "закон Божий", но и географию, математику, геометрию, астрономию и конечно же Русский язык. Так что безграмотных в империи, было не так много.
А из  числа учеников, выделяли самых одаренных и  посылали на учебу  либо в Российские , либо в зарубежные центры. 
Пожалуй многие этого просто не знали, поэтому в руководство  предприятиями и отраслями в 90-х, попали совершенно не способные к этому люди. А ведь экономика- это не красивые речи с большим числом произнесенных слов, а конкретные результаты, которые делают страну- сильной.
 
 Так в чем суть равновесия  промышленных  отношений:
Равновесие экономической системы — это состояние, при котором согласованность основных пропорций в экономике обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства в неизменных или возрастающих масштабах.
Кроме того, должна быть четкая система, как во власти, законотворчестве, так и в экономике.
Этого  на сегодня  в стране не наблюдаем. Совсем свежий пример Ростовская область. Предприятие, которое занималось  производством индюшиного мяса-
отжали, и погубили. Комбинат "Шампанских вин", купили дилетанты , а ведь  в былые годы  завод использовал  свое Донское сырье. и поставлял продукцию даже в Европу. На этом заводе, на руководящих постах работали мои родители. До этого в далеких 50-х, возрождали и развивали виноградарство и первичное виноделие , здесь на Дону.. Экономика, это не средство для наживы отдельного гражданина, экономика, это  сердечно - сосудистая система  организма государства. Поэтому здесь  не место дилетантам. Люди, управляющие процессами в экономике, должны видеть ходы, на несколько лет вперед. Это как в шахматах. Побеждает только тот, кто умеет аналитически мыслить, и предвидеть. У нас же, этим занимаются, назначенные люди, большей частью непонимающие  сути экономики и вводимых реформ.
Экономика  это и банковская система, и производство и  добыча сырья, сбыт готовой продукции. Но у нас, почему то считают, что главное это сбыт, офисный планктон и  менеджеры, но не  рабочий и не инженер. При этом искажается суть термина. Менеджер - это не продавец, а организатор производственного процесса.


Можно  выделить пять основных пропорций в экономике, согласование которым обеспечивается достижение сбалансированности:
1.  факторная пропорция (производственные, трудовые, финансовые ресурсы), связывающая объем, структуру и производительность ресурсов с объемом и структурой производства материальных благ и услуг;
2.  пропорция  накопления, определяющая норму накопления, т.е. ту долю в национальном доходе страны, которая должна пойти на расширение производства для получения определенного его объема;
3.  пропорция  распределения, определяющая соотношение в распределении доходов от производственной деятельности между всеми участниками фактического  производства;
4.  пропорция  обмена (реализации), определяющая соотношение между потребительным спросом и предложением по объему, структуре и стоимости;
5.  пропорция  товарно-денежная пропорция, выражающая соотношение между товарной и денежной массами.

В директивно - плановой системе хозяйствования ведущей была факторная пропорциональность. К ней приспосабливались все остальные.
В рыночной экономике - ведущей является пропорция обмена. Чем больше востребовано  готовой продукции, тем  успешней предприятие и отрасль. Следовательно,  налогов  в казну, поступит  больше, а государство станет более успешным.
Это объясняется определяющим влиянием спроса на развитие рыночного хозяйства. Достижение равновесия между спросом и предложением служит одним из основных показателей эффективности функционирования экономики страны в условиях производственного процесса. Это значит, что кроме производства должны быть рынки сбыта, а, следовательно,  оборот средств. Что бы был оборот, нужна качественная, недорогая, востребованная и конкурентная продукция. Что бы этого добиться, нужен творческий подход к реализации всей цепочки рассматриваемой  задачи по разработанному алгоритму:

Директивная командная экономика

1. Сущность командной экономики
2. Признаки директивной экономики
3. Особенности директивной экономики

Сущность командной экономики считают:

•    собственностью на производимый товар;
•    организаторские отношения внутри  министерства;
•    минимальное количество администраторов;
•    эффективные способы регулирования хозяйственной деятельности;
•   система морального и материального поощрения;
•   способность видеть перспективы  хозяйственной деятельности министерства и конкретного производства;
•   правила и законы конкретного министерства  согласованные с государственными законами и конституцией направленные на повышение ВВП;
•   изучение передовых  методов  в производстве ( порой даже промышленный шпионаж);
•   четкое отслеживание  процессов сбыта и потребления;
•   соблюдение ГОСТ- ов для страны на которую  работают предприятия ;
•  четкие товарно – денежные отношения, между государством и производителем;
•   собственная подготовка и переподготовка  кадров для различных уровней  производства ( содержание учебных заведений или центров);
•   пенсионные накопления на каждого конкретного работника;
•   социальная защита своих работников;

Если у руля  стояли  грамотные практики, то этот метод может быть гибким и эффективным. На западе если предприятие снизило темпы доходности, меняют руководителя, а не увольняют рабочих. Новый руководитель  представляет свой алгоритм, а  совет директоров - т.е. инвесторы, решают, чей алгоритм более успешен. 
Как этого добиться. Начало в обучении. Купленный диплом не может  дать человеку опыта и знаний. Красивые слова, просто не воспринимаются. Поэтому  выпускники учебных заведений , где на предвыпускных курсах  стараются  показать себя на производстве, порой делая для производителя что - то совершенно бесплатно.
Если  предлагается что - то интересное,с точки зрения результата, студенту предлагают  работу. Но  человек растет и  впитывает  суть той работы, которую он будет продвигать.
Для роста производительности труда, экономика вовремя должна обновлять  производственные механизмы, оборудование, при этом, не ухудшая качество продукции и не снижая темпов прироста основного капитала производства и отрасли в целом. При этом постоянно снижая себестоимость и повышая объем выпускаемой продукции. Суть командной экономики - это заказ  у производства, выпуска  определенных товаров, требуемых государству, и не только одному государству, но и смежным производствам внутри страны. В Китае нашли золотую середину, поэтому  у них и получилось создать эффективную экономику.

2.Признаки директивной экономики
 
Командная директивная экономика существовала:
•  При доминировании государственной собственности на средства производства;
•  При консультативном  принятии экономических решений, опирающихся на мировой опыт и конкретную потребность страны, а так же рынков сбыта в данный момент;
•  При централизованном руководстве экономикой путем государственного планирования;
•  Монополизация экономики. Суть этого регулирования заключается в  выделении кредитов или  беспроцентных займов, на модернизацию или  создание  конкретного производства нужного государству в настоящее время;
•  Все сырье  и полезные ископаемые принадлежат только государству. От продажи  сырья, средства идут на социальные программы и развитие производства, а так же на содержание  образования, науки  и медицины;
•  Научно исследовательская отрасль, работает над созданием новых видов производства, продукции и технологий во всех отраслях государственной экономики. 
Для продвижения  изобретений, создаются  базовые предприятия, реализующие и дорабатывающие  первоначальную идею изобретателя.
Например, программные продукты для различных отраслей, их  можно сделать совершенно различными, но тогда  возникнут иные проблемы, которые сильно увеличат величины вложений в производство.
Разработка  в отрасли строительства,  должна  проити  проверку на  пригодность,  и безопасность. Эти процессы должны реализоваться очень быстро. Иначе нет смысла в изобретениях;

 
3. Особенности директивной экономики

Характерная черта директивной командной экономики – это разработка стратегии развития производственных сил государства. Изучение спроса на выпускаемую продукцию в других странах. Определение количества и видов выпуска потребительских товаров в обществе  Центральным плановым органом разрабатывались вертикальные связи между различными  предприятиями  и  возможность  гибких вариантов заказов комплектующих.   При этом выполнялся  мониторинг этих процессов, контролировался  процесс поставки  по всей вертикали, это значит , что каждое предприятие обладает всеми необходимыми факторами производства, чтобы исполнять стоящие перед ним производственные задачи.
Данная экономическая система была разработана в СССР в период ВОВ, когда экономика решала новые задачи, и должна была быстро реагировать на  любые изменения.

В критических ситуациях, например, после переворота или краха страны, когда правительство - государства не справляется  со своими функциями, применяется  так называемый цеховой метод  организации, то есть абсолютно все решения о виде  продукции, источниках сырья, рынке сбыта  принимает руководитель цехового объединения. Государство при этом устанавливает только процентную ставку налога на продаваемую продукцию. Если объяснить проще, только налог на  отрасль торговли, а не  производства. Если товар не востребован, предприятие просто  становится банкротом. Еще раз напоминаю, налоги взимаются только с продавца, а не производителя. Но как долго такая экономика может продержаться на плаву? К сожалению  не долго.  Финал будет  плачевным, не только для организаторов  сценария, но и для граждан страны.
Что следует сделать?
Думаю, что  должна быть встряска. При которой мозги у народа начнут работать в правильном направлении.
Какое это направление?
Скажите, с вами когда ни будь, случались стрессы? Ну, например  выволочка от руководства? Вот и в этом случае, должен быть стресс. Но тот, кто его организует,  обязан быть кристально чистым в глазах  подвергающихся стрессу.
А что  бы вы сделали с банковской системой?
 Я не джин. Я простой инженер. Глядя на успешные мировые экономики, я бы сделал в стране только один банк.  Этот банк был бы хозяином денежной единицы страны. По усмотрению  директора этого банка, именно для развития промышленности  можно организовать какое - то число  отдельных - дочерних банков, но напрямую и очень жестко контролируемых центральным банком. Эти банки вкладывают средства в развитие отрасли, при этом они платят  налоги в прогрессивном варианте. Это подстегивает их к еще более активной деятельности. Следовательно доходы  центрального банка  должны увеличиваться.

Кто  и куда  будет направлять средства?
Только  директор центрального банка.  Но для этого ему нужны  служащие, которые  организовывают поиск во всем мире новых технологий и  запускают пробные производства.  Выпускаемая продукция  выставляется на  выставке, ежеквартально. Без всякого приукрашивания. Только фактическая польза и  возможности. Выставки должны быть закрытыми для конкурентов из других стран, и без приглашения  неспециалистов в этой узкой области. Суть выставки, определить перспективы дальнейшего развития показываемого  производства. Кто и что из предложенного на этой выставке, может  включить в свое производство. Что требуется сделать. модернизировать или построить новый цех, завод, либо создать новую отрасль.   Подобрать  вначале небольшое число специалистов способных  найти нужный путь в решении этой проблемы в короткий срок. Заманчиво, но  всю подготовительную часть этой программы должны создать и подобрать кадры, те кто ее разработал. Торговать сырьем - бессмысленно. Оно не дает государству ни престижа, ни доходов. Поэтому сырье не должно продаваться - как сырье, а только в виде готовой, конкурентно способной, постоянно совершенствующей продукции. Ту же нефть,можно  перерабатывать и получать из нее любые материалы. Эти материалы должны обладать определёнными редкими свойствами. Их легко продать не только внутри государства, но и на мировом рынке. Золото, драгоценные камни - они  должны быть произведениями искусства. Просто камень, стоит недорого, и продавать его  это срамить страну.
Как это организовать в стране?
 Учитывая уже пережитой опыт нашей страны и иных государств, следует в первую очередь заняться воспитанием и образованием молодежи. Нынешняя система совершенно для этого непригодна. Что бы научить нужно,  образовать интернаты. Родителям нет времени заниматься воспитанием, потому и рождается коррупция в образовании. Это начинается уже со школы. Закрытые пансионы, готовят к обучению специальностям, воспитывают  качества необходимые  успешному и полезному  стране гражданину. Ведь так , или почти так  работала система  при  зарождении капитализма в России.
Но ведь не все дети вундеркинды-согласен. Поэтому я и предлагаю  пансионы. В них определят способности, и умело их развивают. Бесталанных людей не бывает. Просто нужно вовремя разглядеть и  помочь развить  тот талант, который заложен от всевышнего, и убить самое разрушительное в голове молодого человека или девушки, это лень и пофигизм.
Для  полной картины  той экономики, которая нам нужна, мало одних этих предложений. Потому в  отзывах дополняйте этот опус своими мыслями, может быть мы и найдем золотую жилу для нашей страны.

 Начнем с того, какие специалисты нужны в современном обществе.  Последние десятилетия  в России  было множество экспериментов. Начиная с образования и до реформирования структуры самого государства. Очень многие прожекты, оказались полнейшей фикцией. Многие  начинания, просто разорили  промышленность и  жизнеобеспечение самого государства. Но жизнь не стоит на месте, а это значит, что пришло время создавать все заново. Кто же будет это  делать? Инопланетяне нам не подходят, так как  контактов с их  разумом у нас еще не существует. Но с чего  лучше начать.  Опять составлять проекты, писать горы ненужных бумаг, засорять мозги  второстепенными постулатами, а порой просто вредными чужими идеями, направленными на разрушение  основ государственности.

Начинать следует с конституции и  сопровождающих ее законов.
Что  нужно государству.
1.Гарантии внутренней стабильности.               
Как этого добиться:
Обеспечить достойный образ жизни граждан.               
Что подразумевают под этим  вопросом? 
Это стабильное обеспечение граждан работой, а следовательно их доходов.
Что для этого требуется. Рабочие места в Государственном и частном секторах.
Чем будут заняты  работающие.
Конечно,  здесь необходимо определить, на что способен тот или иной  гражданин. Есть ли у него к этому виду деятельности склонность.
Будет ли его деятельность эффективной…               
 Начнем с  обычных рабочих. В СССР их готовили ПТУ.                Токари, сварщики, сантехники, цветоводы, медицинский младший персонал,  автослесари, монтеры, дорожные рабочие, сельскохозяйственные рабочие, портные, парикмахеры, повара, работники для заводов для выполнения рутинных операций, и  т. д.
Для создания  нового  оборудования и технологий, нужны рабочие, имеющие  определенную подготовку. Это уже не ПТУ, а техникумы. Техник, знает теорию и умеет все - чему его учили делать руками.  Например, выпускник IT отрасли. Умеет разрабатывать и корректировать программные продукты. Это не обязательно уже существующие, в процессе  практической работы  могут возникнуть новые виды программ. Ведь уже  создается  отечественная операционная система , на смену Майкрософту. Еще в царской России и во всем мире идеи чего - то нового и эффективного, рождались именно на  уровне техников, и только потом обрабатывались и создавались на их базе новые направления и технологии. При средних - специальных учебных заведениях должны быть производственные лаборатории - мастерские. В этих мастерских  должны создаваться макеты будущих открытий. Но- для этого нужно  ввести в учебные стандарты как можно больше  учебных мастерских, и не жалеть на это ни средств на оборудование, ни количества часов. Практическая подготовка должна иметь преимущество перед теоретической.
Кто может знать, как готовить этих специалистов?  Обычные образовательные школы, конечно, нет, и время нас в этом убедило многократно. Каждая отрасль  должна сама готовить своих  специалистов, а школа, заниматься профориентацией в течение всего школьного курса.
Но все это возможно только при эффективной, жесткой вертикали власти в РФ.

Что такое цифровая экономика

Уже несколько лет  российское правительство  продвигает  систему реализации программы цифровой экономики в стране, целью которой является формирование полноценной цифровой среды. По мнению властей, именно «цифровизация» экономики позволит России решить вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. О том, что такое цифровая экономика, попробуем понять вместе.

На протяжении всего существования человечества общество развивалось и прошло три этапа:
• аграрный с преобладанием сельского хозяйства и ручного труда;
• индустриальный с доминированием промышленности;
• постиндустриальный.
Все развитые страны уже перешли в третье состояние, которое характеризуется доминированием в экономике сферы услуг и появлением информационных технологий и компьютеров, что повлекло за собой значительное облегчение жизни людей-жителей этих стран. 
Для начала уточним. Что значит облегчение жизни?
С точки зрения обывателя, это  доступность товаров и услуг. Но это завершающий этап,  а что бы  все это стало доступно, нужна производительная часть проекта. Это фабрики и заводы производящие продукцию, которая нужна  потребителю. Но потребитель мечтает покупать услуги и товары по более низким ценам. Следовательно, производитель  должен снижать себестоимость выпускаемой продукции. Как этого добиться?  Первое - это иметь доступ к рынку сырья. Покупать там, где это наиболее выгодно. Но далее идет более сложный этап- переработка. Если это ручной труд, то стоимость работ будет высокой. Если  частично применять ручной труд. Остальное перевести на автоматизированный  процесс, себестоимость  снизится. Но для этого нужны поточные линии автоматы, и еще  технологии организации процессов производства,выполняющие  заданные разработчиками алгоритмы. Это и определение качества сырья, его  доработка, т.е. доведение искусственным путем до требуемой кондиции. Это  первичная его обработка и далее создание  требуемого продукта.  Например, выпуск микросхем. Нужны  металлы  всей таблицы Менделеева. Но сырье  должно быть очищено до определенного параметра, который способен выполнять те или иные функции в составе слоя напыления. В ручную это не выполнить. Значит, нужны  процессоры, программное обеспечение, а человек должен  вводить конкретные данные, которые процессоры  будут диктовать  узлам исполнения, и разрабатывать программные продукты. Исполнительный автомат может быть универсальным. Какие данные  введет  человек, то он и воспроизведет, а точнее, выберет те программы и исполнительные блоки, которые нужны для выполнения задачи.
Таким образом, общество должно  не деградировать в сторону потребления, а активно развиваться в сторону созидания и совершенствования, его дальнейшее развитие заключается во все большее доминировании технологии искусственного интеллекта.
В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Другими словами, цифровая экономика – это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет - банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет - игры. Но как  вы видите из вышеприведенного  изложения процессов, это глубокое заблуждение . Продавать  то что не произведено, или то что не пользуется спросом- это полнейший абсурд. Что бы  исключить этот вывих, на первое место должны быть  возведены производительные процессы. Для этого нужно  сделать очень многое. Первое – это  научить разрабатывать  автоматы. Второе  создавать гибкие программы  с  изменяющимися и приспосабливаемыми алгоритмами. Третье, это создать  материальное производство этих самых автоматов. И только после этого, рассуждать о  реализации. Скорее не о продаже, а  об исследовании рынка и улавливании его колебаний спроса.
Если сделать налогообложение более жестким и улучшить собираемость налогов, то наметится рост благосостояния общества.Но ведь это полная чушь. Люди уже научились обходить эти препятствия.
Экономическая мысль говорит о том, что снижая налоги  и розничные цены, как следствие увеличивается внутренний спрос и оборот денежной массы, улучшается экономическая ситуация так - как люди начинают тратить больше денег на товары и услуги. Что в свою очередь увеличивает  объемы производства , а следовательно ВВП.
Но наши мыслители идут своим путем. Налогов больше, собирать жестче. Но ведь это уже было множество раз. Вспомните  сказки, « Раз народ смеется, налогов больше не получим, у народа просто нет денег».
Куда пойдут эти деньги?
Говорят - Бедным слоям населения. Надо им помогать деньгами? Надо.
За счет кого? За счет природных ресурсов или прогрессивной шкалы налогообложения? Нет.
Вот и получается, что весь запрос на перемены к лучшему ушел в свисток. Не улучшение экономической ситуации в стране интересует власти. А сохранение власти, так как они знают точно, что средний класс будет терпеть потому, что ему есть что терять.
А нищие получат зрелища и подачки и будут счастливы.
Демократия это власть тех, у кого есть рабы. Это еще в Древней Греции знали.
Поэтому и чувствуем себя обманутыми.
Если общество не может влиять на политическую и экономическую жизнь страны, то значит, общество находится вне жизни государства. Это пародия на крепостничество.
Хотели перемен? Вы получили их.

Изображение из сети интернет и в свободном доступе- премьер-министр - фигура техническая. Его идея сегодня "...отнять у бедных и поделить эти деньги ", это фарс, а не серьезное решение серьезных людей.
Что бы сделал я?
Первое, все средства от природных  богатств направил бы на строительство  наукоемкой экономики. Это  учебные заведения, производственные лаборатории, полигоны, и реальное производство в каждой отдельной отрасли.  Эти отрасли  должны быть  эффективными. Т.Е. такого продукта в мире ни у кого нет. 
Думаю что  полная конфискация  средств от природных богатств , не пустит по миру  тех кто  там кормится.
Налоги нужно снижать. Снижать цены. Увеличивать оборот  для начала внутри страны. Это увеличение запустит  не только рост доходов, но и уважение к власти.
Ввести жесткую ответственность за  руководство отраслями, особенно  внимательно следует отнестись к образованию, медицине, фармакологии, сельскому хозяйству, станкостроительной отрасли. Возродить строительство кораблей различного  назначения, в том числе  и для обслуживания  межконтинентальных  трубопроводов.
Связь- это нервы страны. Связь не может быть в частных руках. Но что бы она не умерла в один миг, нужны заводы по производству устройств связи. А это  результат  качественной подготовки  в учебных заведениях. Поэтому  колледжи, институты связи- должны быть в составе  головного министерства и быть частью структуры развития отрасли.

Все мы помним, как  развивалось производство. в Японии, Южной Корее и Китае. Но многие  особенности , уже  позабылись. ведь это начиналось еще в далекие 50-е годы.
Суть японского чуда — в удивительном взаимном доверии верховной власти и большого бизнеса…
В Японии государство сообща с большим бизнесом вырабатывало экономическую стратегию. Они четко определяли приоритеты развития страны:
; На первом этапе упор был сделан на развитие металлургии, судостроения, нефтехимии. Создали самую передовую в мире металлургию, стали выплавлять 100 млн тонн стали. Япония превратилась в первую судостроительную державу мира, строили танкеры водоизмещением 200—300 тысяч тонн. Чтобы у себя перерабатывать нефть, начали развивать нефтехимию.
; На втором этапе приоритеты были отданы бытовой электротехнике и автомобилестроению. Надо было сломать сложившийся стереотип, до 1960-х годов японские товары были дешевыми, но некачественными. Ценой огромных усилий на своих транзисторах, на своих телевизорах, потом — автомобилях они убедили мир, что японское — значит качественное»
• взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;
Суть этих отношений, состояла, в том, что  власть Японии давала госзаказ фирме, которая строила  цеха, разрабатывала техническую документацию и условия производства. Это значит, обучало  будущих работников, операциям  в некой узкой форме. После запуска производства и  получения первых результатов, если они были  хорошими, государство  делало инвестиции в эту отрасль, снизив или  вообще исключив налогообложение, на год. Далее, производство  получало госзаказы, на  выгодных условиях.

• гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях (см. также Японская культура управления);
Получившие  профессию на производстве, люди зачислялись в штат. Условия  работы , конечно  были не  мягкие. Человек, работал как автомат и чем быстрее выполнял  перечень своих функций, и качкственней. Тем большую зарплату ему начисляли. Молодые и среднего возраста работники, через три года работы, получали  новую  профессию. Точнее ,их обучали новым  операциям , так что бы расширить знания работника и в случае необходимости  заменить выбывшего по болезни или другой причине  работника.
Основная цель этой  разновидности культуры управления. Была , выявить  способных к творчеству людей, которых обучали более сложным  операциям работы на конвейере  и посылали  на обучение в  учебные центры, которые принадлежали  разработчикам  новых технологий , процессов и оборудования. Отдельно отбирали способных к программированию. Основная особенности  обучения, заключалась в обучении  некой узкой профессии, например проектировщик узлов, программных продуктов и отдельно  внешней эстетики разрабатываемого оборудования. Эта технология позволяла.  Готовить специалистов. На  определенные виды операций. Что значительно сокращало время из подготовки. Большая часть  обучения, сводилась к практическому обучению, совершенствованию навыков. Ведь производство   изменяло, совершенствовало выпускаемую продукцию почти ежемесячно. Отсюда и рост ВВП 10 процентов. Принятые на работу дорабатывали   там, до возраста. Когда  уже не могли  соответствовать  требованиям производства. Но если  человек еще мог работать. Ему  подбирали работу с меньшим  скоростным режимом.
• активное профсоюзное движение. Суть этого движения, налаживание отношений работников и производственной администрации. Контроль за условиями работы и медицинское обслуживание работников.
Уже в 1954 году начала раскручиваться мечта о «трех божественных сокровищах», под которыми разумелись телевизор (пока что черно-белый), холодильник и стиральная машина. «Белая книга по экономике» (1956) содержала ключевую фразу, которая запомнилась всем японцам и отражала удовлетворение тем, как идут дела: «Послевоенность закончилась».
Имелось в виду, что страна преодолела разруху, динамика уровня жизни была исключительно положительной. Во многом это было обусловлено тем, что Япония перестала тратиться на нападение и оборону.
В 1959 году был преодолен десятипроцентный барьер прироста экономики, и до 1972-го данный показатель колебался вокруг этой цифры. По своему объему японская экономика заняла второе место в мире.
Японец потреблял всё больше электричества, вещей, еды и лекарств. Всё это вкупе привело к быстрому росту продолжительности жизни. Если в 1947 году она составляла 50 лет для мужчин и 54 года для женщин, то всего через 10 лет увеличилась до 64 и 68 лет, соответственно. Сейчас Япония занимает первое место в мире по продолжительности жизни (81 год — для мужчин и 87 лет — для женщин).
Таким же стремительным было и развитие демократии. Была принята новая конституция, которая зафиксировала, что верховная власть принадлежит не императору, а народу. Возродились распущенные политические партии, женщины получили избирательное право.
Экономические и социальные достижения позволили преодолеть комплекс неполноценности, подняли самооценку. Нынешние японцы смотрят на тоталитарный период своей истории как на постыдное и ужасное прошлое.
— Можно ли сказать, что после 1945 года в Японии удалось построить демократию, соответствующую западным стандартам — с парламентом, свободным рынком, верховенством закона и т. п.? Скажем, довольно сложно представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране получила распространение знаменитая японская культура управления (с пожизненным наймом, опорой на морально-нравственные и семейные ценности и т. п.)
— Япония действительно стала демократической страной. В японском изводе демократии есть свои особенности, обусловленные традициями. Демократия — это власть народа, а народы всюду разные. Особенности японской ментальности не меняют главного: будущее страны определяется конкуренцией политических партий с помощью честных и конкурентных выборов.
— Какие потребовались меры для перевода Японии на новые рельсы? Проводилось ли там что-нибудь вроде денацификации, много ли милитаристов было осуждено и призвано к ответственности?
— Поскольку Япония была оккупирована американскими войсками, именно США определяли послевоенное устройство страны. В зависимости от степени серьезности преступления ранжировались по трем категориям: «A», «B» и «C». Суды над преступниками первых двух категорий проходили в разных странах с разным составом судей с 1945 по 1951 год. Суду подверглись 5700 японцев, из которых 984 человека были приговорены к смертной казни, а 475 — к пожизненному заключению. Главным процессом над японскими военными преступниками стал Токийский трибунал.
В отличие от Нюрнберга, где страны-победительницы обладали одинаковыми правами, в Токио дело вершили американцы. Трибунал закончился уже после речи Черчилля, ознаменовавшей начало холодной войны. В таких условиях было уже не до прошлой войны: США заботило не столько наказание преступников, сколько то, как сделать Японию своим союзником в этой новой — пока что не «горячей» — войне. Решительная чистка государственного аппарата входила в первоначальные планы американцев, но была прервана на полпути, и множество чиновников остались на своих местах. Это были те самые чиновники, которые совсем недавно ратовали за войну с Америкой. Теперь они в одночасье превратились в лучших друзей США.
— Как складывались в дальнейшем японо-американские отношения с учетом колоссального травматического опыта, обусловленного атомными бомбардировками, послевоенным переустройством под контролем американцев и т. п.? Не возникало ли реваншистских настроений у каких-нибудь радикальных меньшинств?
— Первые послевоенные десятилетия были отмечены сильными антиамериканскими настроениями, в значительной степени обусловленными тем, что после войны Окинава находилась под прямым управлением США: там располагались многочисленные военные базы, в качестве платежного средства использовался доллар, для посещения острова японцам требовалось получить в американском консульстве специальное разрешение. Без Окинавы японцы ощущали себя разделенной нацией — подобно немцам или корейцам. Это ощущение вылилось в мощное антиамериканское движение за возвращение Окинавы, которое закончилось успехом: в 1972 году префектура вернулась под японскую юрисдикцию, что считается важнейшей вехой в истории антиамериканского движения. Лишенное окинавской «подпитки», оно стремительно пошло на спад.
На деле «успех» антиамериканского движения оказался весьма относительным: американские военные базы, верно служившие США во время «доблестной» Вьетнамской войны, остались вековать на прежнем месте, а попытка премьер-министра Хатоямы Юкио подвинуть (не ликвидировать!) в 2009 году военно-воздушную базу Футемма закончилась грандиозным провалом и отставкой. Его кабинет не прожил и года, оказавшись одним из самых недолговечных в японской истории.
В настоящее время на американских базах в Японии размещено около 50 тысяч военных. Антиамериканские настроения, безусловно, существуют и поныне, но они находятся в латентном состоянии.
Япония окружена странами, обладающими ядерным оружием и далеко не всегда проводящими предсказуемую политику. Поскольку Япония, согласно конституции, лишена полноценной армии, то волей-неволей ей приходится уповать на американский «ядерный зонтик». Что же до открытых реваншистов, то их можно пересчитать по пальцам.
 Вы много занимались проблемой телесности в японской культуре. Как изменилось отношение японцев к телу с окончанием имперского периода?
— Раньше в японцах воспитывался культ самопожертвования, тело понималось как инструмент служения императору и родине. В военных условиях это означало готовность к смерти. Камикадзе — наиболее известный пример такого стремления, но на самом деле солдат, которые осознанно шли на верную погибель, было намного больше. Популярный лозунг того времени: «Разбиться вдребезги, подобно яшме». Яшма хрупка и при ударе рассыпается на красивые осколки, а вот черепица покойно лежит на своем месте столетиями. Утверждалось, что участь черепицы — не для «настоящего» японца. Добровольная смерть представлялась главным событием в жизни. При описании подвигов журналисты делали акцент не столько на военной эффективности героев, сколько на жертвенности, являющейся высшим проявлением японского духа. Одна школьница написала незнакомому солдату на фронте такое пожелание: «Я желаю Вам славной смерти».
После войны тело японца стало принадлежать ему самому. Это случилось впервые в истории. Теперь он мог жить для себя и своей семьи.
Прежняя семья, возглавляемая «патриархом», была основной ячейкой тоталитарного государства. Этого патриарха не смел, ослушаться никто, браки детей заключались только с его согласия. Сам же патриарх беспрекословно выполнял распоряжения власти.
После войны японская семья превратилась в нуклеарную, состоящую из равноправных супругов и детей. Детей стало намного меньше: при тоталитаризме государство поощряло рождаемость, и средняя японка рожала больше четырех детей. Считалось, что тем самым она выполняет свой патриотический долг. Послевоенная пропаганда ратовала за малодетную семью, достаток которой позволяет растить здоровых, сытых и хорошо образованных детей. Предполагалось, что семья с равноправными отношениями позволит воспитать людей с развитым чувством самодостаточности, достоинства и свободы.
Пропаганда оказалась действенной. Уже в 1956 году японская женщина рожала только двух детей. В настоящее время на супружескую пару приходится лишь 1,4 ребенка. Такая динамика привела к неоднозначным последствиям. В стране теперь очень много стариков, а дети стали «дефицитными» и избалованными. В традиционной семье их основной обязанностью была забота о родителях, теперь же всё меньше родителей рассчитывают на то, что их выросшие отпрыски станут о них заботиться. Однако пожилой японец обладает, как правило, достаточными сбережениями, чтобы обеспечить себе достойную старость.
— Каковы основные особенности послевоенной японской литературы и как в произведениях писателей того времени осмыслялась недавняя коллективная травма? Сильно ли пострадала репутация тех писателей и интеллектуалов, которые прежде выступали с милитаристических позиций?
— В нынешней Японии трудно найти сочинение, восхваляющее войну или ее героев.
Что до ужасов войны и ее чудовищных последствий, то таких произведений много. Лучшими из них я считаю романы Кага Отохико («Столица в огне») и Каппа Сэноо («Мальчик по имени „Эйч“»). Если говорить о тенденции, преобладавшей в осмыслении военного опыта, то писатели и публицисты делали акцент на вызванных войной страданиях японцев. Вина за это возлагалась на подлых «милитаристов», обманувших честный и наивный японский народ. Этот народ позиционировался как невинная жертва, а не как субъект истории. Массового покаяния за страдания, причиненные другим народам, в Японии — в отличие от Германии — не случилось. Однако это не помешало Японии стать миролюбивой страной.
Что до певцов милитаризма, которых в свое время было очень много, то их имена прочно забыты. Те же писатели, кто отдал дань восхвалению непревзойденного «японского духа», но сумел перестроиться, предпочли никогда не переиздавать своих произведений, которые шли вразрез с курсом послевоенной миролюбивой Японии.

— В предисловии к вашей недавней книге о родоначальнике японской этнологии Японии Янагите Кунио («Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда. Этнология как форма существования японского народа») есть такая фраза: «Как мы можем понять японцев, если не понимаем, почему они превратили Янагиту в культовую фигуру?» Расскажите, пожалуйста, об этом человеке и о том, какую роль этнология сыграла в сохранении японской нации после поражения во Второй мировой войне.
— Тоталитарная Япония позиционировала себя как многонациональную империю, в центре которой находится «системообразующий народ» — японцы.
Когда колонии отпали, образовался идеологический вакуум. Янагита Кунио всю свою жизнь исследовал обычаи и обыкновения «простых», безымянных людей, подчеркивая уникальные особенности японской нации. Он считал, что пребывание в империи эту особость размывает. Поэтому он радовался, что империя развалилась.
До войны Янагита был заметной фигурой в ученом мире, но настоящая слава пришла к нему только после войны, когда его идеи оказались востребованными в полной мере. Он и его ученики-этнологи предложили такие ценности, перед которыми японцы оказались не в силах устоять.
Во второй половине 1960-х годов, когда мир в полный голос заговорил о японском экономическом чуде, начался расцвет идеологии, известной как «японизм» (нихондзинрон) и проповедовавшей отличность японцев от всех других народов.
Количество публикаций на эту тему не поддается учету. Пропагандисты японизма, среди которых было немало шарлатанов от науки, приобрели огромную популярность. Основу их теоретического багажа составили работы школы Янагита Кунио, хотел он того или нет. Янагиту объявили «отцом японской этнологии», а сама этнология заняла важнейшее место в комплексе гуманитарных знаний. До определенной степени Янагита может считаться «отцом» новой и по-прежнему уникальной японской нации.

Согласно этому дискурсу Японцы обладали исключительным чувством прекрасного, их отношение к природе характеризовалось уникальной гармонией (и это на фоне бурного развития промышленности, уничтожавшей привычную среду обитания), японское кимоно считалось прекрасно приспособленным к японскому стилю жизни (на самом деле кимоно всё более вытесняла европейская одежда), японский язык представал как совершенно особый (парадоксально, что его сравнивали, как правило, с английским, а не с родственными ему алтайскими языками), пищевая диета японцев тоже была уникальной. Предметом специфической гордости стал даже тот факт, что длина кишечника у японцев больше, чем у европейцев — ввиду того, что основу традиционной диеты японцев составляют продукты растительного происхождения. Дело дошло до того, что было объявлено: полушария мозга работают у японцев не так, как у других народов.
Обычно японизм определяют как разновидность культурного и даже физиологического национализма.
 Однако этот национализм оказался действительно уникальным, поскольку не имел агрессивной составляющей, а это большая редкость. Речь шла не столько о превосходстве японцев над другими народами, сколько об их отличительных особенностях.

После 1945 года Япония не начала ни одной войны и ни в каких войнах с тех пор не участвовала.

Основные реформы.
Период, длившийся со 2 сентября 1945 г. по 28 апреля 1952 г. известен как оккупация Японии Соединенными Штатами Америки. Ниже будут рассмотрены следующие вопросы: какова была политика главнокомандующего оккупационными войсками союзников в Японии – Дугласа Макартура – и как она повлияла на разработку плана конституции, какие экономические реформы были проведены в период оккупации, и оккупация – как основная предпосылка образования новой модели экономического развития Японии – модели японского экономического «чуда» (1955-1972 гг.).
В январе 1943 г. на конференции в Касабланке президент Америки Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявили, что война закончится только безоговорочной капитуляцией держав оси. В конце 1943 г. на конференции трех стран (Америки, Британии и Китая) в Каире они вместе с Чан Кай-ши – главой Гоминьданского правительства – обсуждали военные операции против Японии и послевоенное мирное урегулирование на Дальнем Востоке. В декларации говорилось о том, что они должны остановить агрессию Японии, «лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала первой мировой войны 1914 г.»36 и о том, что «все территории, которые Япония отторгла у китайцев, как, например, Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова (Северо-Восточные
провинции Китая, Тайвань и острова Пэнхуледао. – Ред.) были возвращены Китайской Республике»37.
Америка задавалась вопросом, что делать с Японией после ее капитуляции. 29 августа 1945 г. вышел документ «Основные принципы политики Соединенных Штатов Америки в отношении Японии в начальный период оккупации». В документе говорилось о том, что оккупационное правительство не имеет права поддерживать императора или, наоборот, выступать против него. Это право предоставлялось японскому народу. В документе также указывалось, что в стране должна пройти полная демилитаризация, ликвидация идеи милитаризма38.
Другими словами, целью оккупационной администрации служило изменение институционального устройства Японии и экономической системы таким образом, чтобы уничтожить пережитки империализма внутри страны, т. е. избавить мир от угрозы, исходящей от Японии. Оккупационное правительство должно было контролировать все внешнеэкономические связи страны, остановить производство, разработку и закупки военного оборудования39. Уничтожение военного потенциала Японии – еще одна цель оккупационного правительства. Уже в 1945 г. были остановлены все заводы, что привело к масштабной безработице внутри страны (12,5 млн. человек лишились источника доходов). Третьей важнейшей причиной выступила выплата репараций странам, понесшим ущерб от Японии в ходе Второй мировой войны. Все шло к тому, что Япония должна была остаться в числе бедных стран – то, чего она боялась в конце XIX в. и против чего
боролась в течение полувека. Не удивительно, что оккупационная политика оказывала немыслимое давление на бывшего империалиста40.
Перед оккупационными властями встали важнейшие задачи: необходимо было стабилизировать государственный бюджет, преодолеть инфляцию, финансово усилить банки. Совместно с японским правительством были проведены важнейшие реформы, которые помогли Японии выбраться из экономического кризиса. Реформы в послевоенной Японии проводились на фоне плана демократизации, предложенного американскими оккупационными силами. За проведение этих реформ выступали как те, кто был против политики Америки, так и те, кто морально поддерживал ее.
Поскольку в данной работе рассматривается модель экономического развития, то особую роль следует уделить трем крупнейшим реформам, сыгравшим огромную роль в становлении послевоенной экономики. К этим реформам относятся: аграрная, антимонопольная41 и трудовая.
Аграрная реформа (1946-1950 гг.). Проведение аграрной реформы преследовало две цели: политическую и экономическую.
Политическая заключалась в изменении структуры японской деревни, где крупные землевладельцы имели власть над мелкими арендаторами. В довоенной Японии крупные землевладельцы получали около половины урожая мелких арендаторов, которые составляли около третьей части всех хозяйств. К числу крупных землевладельцев можно отнести священников,
торговцев, чиновников, врачей. В их руках концентрировалась почти половина земельного фонда страны42.
Экономическая цель заключалась в увеличении производства продовольствия в стране. Аграрная реформа считается одной из самых масштабных в мире, поскольку проводилась в условиях высокой инфляции и в итоге благотворно повлияла на экономическое и политическое состояние.
Система паразитического помещичьего землевладения – основа прежнего императорского строя, опора милитаризма. По этой причине оккупационные власти, опасаясь, что империализм в Японии примет новую форму, приняли решение провести реформу земельной системы. В газете «Manchester Guardian» хорошо выражена мысль политического и экономического интересов реформы: «Аграрная реформа явится первым шагом на пути перестройки Японии и будет содействовать повышению жизненного уровня крестьян, а это в свою очередь приведет к лишению промышленности источника дешевой рабочей силы и к сокращению мобилизационных возможностей японской армии. В то же время аграрная реформа обеспечит рост покупательной способности крестьян, следовательно, приведет к повышению спроса внутри страны. В результате ослабеет стремление к агрессии и экспорту товаров на внешние рынки»43.
До проведения земельной реформы 45,9% земли, пригодной для ведения сельского хозяйства, отдавалось в аренду. Довоенная рента составляла 5% от национального дохода. Есть данные, что в 1935 г. население часто выступало с лозунгами отменить высокую ренту. Всего насчитывается около 6000
выступлений. Решение об увеличении ренты было принято в довоенные годы министерством сельского и лесного хозяйства с целью решить проблему землевладения. В конце 1945 г. закон о регулировании сельскохозяйственных угодий был пересмотрен, ограничивая объем землевладения до пяти тё44 и определив, чтобы рента выплачивалась наличными45.
Американские оккупационные силы, чувствуя, что этого мало, 9 декабря 1945 г. направили меморандум о земельной реформе японскому правительству, требуя внести в закон более серьезные изменения46. 1 февраля 1946 г. началось проведение новой реформы, которая была разработана японским правительством. Но и она была недостаточно радикальна, поэтому позже снова была подготовлена новая программа. В связи с этим, 21 октября 1946 г. был обнародован «Закон об особом учреждении независимых культиваторов». Согласно закону, землевладельцам, которые занимались сельским хозяйством, выделялось примерно 3 га земли (на Хоккайдо – 12 га). Те, кто не занимался сельским хозяйством, имел право владеть 1 га земли (4 га на Хоккайдо). Остальную помещичью землю правительство выкупало и принудительно перераспределяло по местным земельным комиссиям, которые в свою очередь продавали земли всем, кто был заинтересован в ее обработке. «Земля перепродавалась по твердым ценам в течение двух лет, причем за один гектар поливной земли помещики получали 9500 иен, а крестьяне платили 7500 иен. Из-за инфляция очень быстро упали и выкупные и продажные цены участников (7500 иен в 1949 г. соответствовали 1/5 стоимости урожая с гектара)»47. Луга, пустоши, пастбища, земли, которые были не пригодны для ведения сельского хозяйства, выкупу не подлежали48. Поскольку реальная цена на землю сильно упала в результате инфляции, проведение земельной реформы было равносильно конфискации.
В ходе земельной реформы 1916 млн. га, или 37, 5% сельскохозяйственных площадей, перешло из рук в руки. Более 3, 7 млн. помещиков вынуждены были передать землю правительству49. В итоге, лишь 10% сельскохозяйственной земли было арендовано. Рента стала доступной и невысокой. Теперь сельское хозяйство развивалось с помощью правительства, которое поддерживало цены и вкладывало инвестиции в инфраструктуру. Так называемое «сельскохозяйственное перенасыщение», которое появилось после Второй мировой войны вследствие огромного потока людей в деревню, исчезло.
Ниже приведена таблица 2, которая охватывает 1944 г., 1946 г., 1947 г. и 1950 г. Она показывает, что к 1950 г. число собственников земли выросло больше, чем в два раза (с 21,6% до 61,8%) и число арендаторов – больше, чем в три раза (с 19,6% до 67,1%). Можно сделать вывод, что продовольственный кризис был ликвидирован. В 1952 г. был принят закон о сельскохозяйственной земле. Он сильно ограничил свободу сделок, совершаемых вокруг земельной собственности, поскольку теперь сделки могли совершаться только после разрешения местных властей. «В результате концентрация земельной собственности и экономия на масштабах были заблокированы. Отраслевая структура сельского хозяйства Японии оказалась законсервированной на многие годы вперед. Тем не менее, эта реформа считается одной из самых удачных аграрных реформ в мире»51.
Антимонопольная реформа (1946-1950 гг.). Антимонопольная реформа сводилась к уничтожению дзайбацу. Правительство США было заинтересовано в этом по той же причине, почему оно начало проводить аграрную реформу. Предполагалось, что дзайбацу – виновники японской милитаризации и агрессии, зачинщики войны на Тихом океане. Они подозревались в поставке вооружения японской империалистической армии. Кроме того, концентрация капитала считалась антидемократичным показателем. Именно поэтому основными задачами считались обеспечение защиты рыночной конкуренции, создание института крестьян-собственников и института свободных и ответственных предпринимателей и менеджеров52.
В октябре 1945 г. правительство решило распустить головные концерны дзайбацу, а в 1946 г. был создан комитет по реорганизации этих компаний. К июню 1947 г. взялись за реорганизацию еще 83 небольших холдинговых объединений. Из них 28 реорганизованы как семейные холдинговые компании, остальным 55 компаниям разрешено было остаться в качестве производственных предприятий, но только после того, как американское правительство изъяло их долю участия в акционерном капитале. Но оказалось невозможным взять под контроль огромное количество сделок с ценными бумагами. Несмотря на то, что была запрещена продажа ценных бумаг, компании, которые только-только были созданы, продавали акции концернов, попавших под удар правительства53.
В апреле 1947 г. указом об антимонопольном праве, основанном на американском антитрестовском законе, была создана комиссия по справедливой торговле в Японии. В следующем декабре парламент Японии принял закон о «ликвидации чрезмерной экономической концентрации», который предусматривал роспуск любой монопольной компании. В результате, 18 крупных компаний было распущено. Japan Steel Corporation была разделена на две компании – Yamata Steel и Fuji Steel; Mitsui Mining – на Mitsui Mining и Kamioka Industries; Mitsubishi Industries – на Mitsubishi Mining и Taihei Mining; Mitsubishi Heavy Industries – на Eastern Japan Heavy Industries, Central Japan Heavy Industries и Western Japan Heavy Industries; компания Tokyo Shibaura Electric сама устранила 27 из 43 заводов; Hitachi Manufacturing сама устранила 19 из 35 заводов. В результате вышеупомянутых и других роспусков компаний, степень концентрации на железе и стали, судостроении, пивоварения, производства бумаги и других отраслей была снижена54.
Бывшие владельцы дзайбацу (т.е. семьи, поскольку дзайбацу – семейные холдинги) получили небольшую компенсацию. Крупные корпорации перестали быть исключительно семейными, появились новые владельцы.
Некоторые крупные предприятия, которые были распущены или разукрупнены, восстановились после оккупации. Например, торговые компании Mitsubishi и Mitsui возродились в 1954 г. и 1959 г. соответственно; Mitsubishi Heavy Industries – в 1964 г.; the New Japan Steel Corporation – в 1970 г. Головные офисы дзайбацу может быть и исчезли, но благодаря взаимному финансированию предприятия собрались в группу кэйрэцу. Критики часто называют это «возрождением дзайбацу»55.
Промышленные фирмы, не связанные с довоенными дзайбацу, превратились в крупные предприятия благодаря возникшей возможности безопасного вступления на рынок. Среди таких компаний можно назвать Toyota, Hitachi и New Japan Steel. Конкуренция стала живее. Так как появились Kawasaki Steel и Sumitomo Metals как компании-производители стали, Honda начала автомобильную индустрию, а с учетом укрепления Sony и Matsushita, можно сказать, что в целом японская промышленность обрела черты конкурентной рыночной модели. Это все произошло в результате проведения политики роспуска дзайбацу.
Когда решали вопрос банковского сектора, оккупационное правительство под предводительством Макартура пережило конфликт двух подразделений – антитрестовского и финансового. По мнению антитрестовского отдела необходимо было разукрупнить банки, а затем ограничиться созданием местных банков, не создавая филиалы. В противовес этому, финансовый отдел был против разукрупнения. Крупные банки должны были служить основой для будущих финансовых рынков. Победу одержал финансовый отдел. Именно это в дальнейшем спасло экономику Японии.
Трудовая реформа. В основу трудовой реформы легли 3 трудовых закона: 1) «Закон о союзном труде», смоделированный по американскому акту Вагнера и обнародованный в декабре 1945 г.; предусматривал право рабочих собираться и вести коллективные переговоры, освобождал профсоюзы от действия гражданского права; 2) «Закон о регулировании трудовых отношений», принятый в сентябре 1946 г., определил процедуры регулирования споров на производстве, снизив вероятность забастовок; 3) «Закон о трудовых стандартах», апрель 1947 г., улучшил условия труда. Он предусматривал запрещение принудительного труда, выплаты компенсаций в случае получения производственных травм, введение восьми часового рабочего дня.
Эти три закона поддерживали профсоюзы, которые стремительно расширялись в послевоенные годы. На производстве было очень много споров и, в итоге, профсоюзы стали брать на себя управление, иными словами, рабочие стали отвечать за контроль качества.
Трудовая реформа поспособствовала увеличению роста населения. Изменения в численности населения можно посмотреть в таблице 3. Согласно статистике, в 1947 г. население составило 78101 человек, а в 1950 г. – 83200 человек. Таким образом, за 3 года оно увеличилось на 5000 человек. Изменение в численности рабочей силы предоставлены в таблице 4.
Из таблицы 3 видно, что в 1947 г. общая численность населения составляла 78,101 млн. Это было заметным увеличением по сравнению с 1940 г. (71,933 млн.) и с 1944 г. (74,433 млн.). В 1947 г. страна находилась в условиях экономическое разрухи, число занятых увеличилось незначительно.
Можно сказать, что оккупация США и последующие десятилетия привнесли много плюсов для восстановления экономики Японии. Во-первых, находясь под защитой ядерного зонтика Америки, японцам не было необходимости тратить большие средства на оборону и, таким образом, капитал, человеческие ресурсы и энергию можно было направить в необходимое русло. Во-вторых, будучи под оккупацией, Япония попала под влияние американских стандартов жизни и эффективных методов управления. В-третьих, оккупация привнесла изменения в структуру правящих кругов Японии. Новые лидеры в политике, бизнесе направили всю энергию на восстановление экономики.
Во время войны перевозки морскими путями были заблокированы вследствие действий союзных держав, поэтому стало крайне сложно импортирова ать сырье в страну. После окончания Второй мировой войны американские оккупационные силы ввели ограничения на международную торговлю и, тем самым, продлили запрет. Ситуация обострилась из-за социальных и экономических проблем. В результате этого, ВНП на душу населения в 1946 г. упал на 55 процентов по сравнению с уровнем 1934-36 гг. Он так и не восстановился до 1953 г. В 1939-1940 гг. военные расходы Японии составляли 7,2 млрд. иен, к 1944-1945 гг. они возросли до 73,1 млрд.иен. Когда восстановление закончилось, Япония сохранила темпы роста еще на протяжении более пятнадцати лет. 2.2. Финансовая стабилизация.
Оккупационная власть запланировала к 1950 г. стабилизировать денежное обращение Японии, а к 1952 г. – улучшить уровень жизни и сократить уровень безработицы. Достичь этого можно было путем сбалансирования спроса и предложения. Акцент сделали на развитии тяжелой промышленности. Известно, что в Японии очень мало сырья. Да и к тому же промышленность в послевоенные годы была в упадке, поэтому стране пришлось закупать сырье и технологии за рубежом. В те годы главным импортером стала Америка.
В условиях инфляции разработкой реформ, которые должны были стабилизировать спрос, занялись как японцы, так и американцы. План американцев отличался от японского жесткостью, радикальностью. Американцы предлагали ужесточить прямой контроль над экономикой. Японцы же хотели увеличить производство товаров, идущих на экспорт, шаг за шагом восстанавливая экономическое состояние, ориентируясь на плановую экономику. Однако в 1948 г. в парламентских выборах победила Либеральная партия во главе с Ёсида Сигэру (проамериканский ставленник), которая не поддерживала стремление придерживаться плановой экономики.
Можно сказать, что возрождение экономики началось с «линии Доджа». Джозеф Додж – управляющий Детройтского банка, ранее осуществлял контроль над денежными реформами в оккупированной Германии58. Был направлен американским президентом Трумэном в Японию, чтобы составить бюджетную реформу. Его план реформы был одобрен и принят парламентом 20 апреля 1949 г. На конференции 7 марта 1949 г. Додж изложил суть реформы: «Правительство открывает краны инфляции, и правительство же
обязано их закрыть, – сказал он. – Правительству трудно сократить свои расходы – субсидии, инвестиции и так далее. Тем не менее, это надо сделать, не уходя от нелегких решений. Расходы правительства должны покрываться только налоговыми сборами… Правительство может заставить простых людей экономить только своим собственным примером. Американская помощь – это деньги американских налогоплательщиков. Они давались Японии как временная замена и дополнение к тому, что Япония должна производить сама. Ваше производство уже растет и его нельзя поддерживать субсидиями. Увеличивая производство, вы увеличиваете субсидии. Сейчас японская экономика стоит на двух ходулях: одна – американская помощь, другая – бюджетные субсидии. Эти ходули слишком высоки, с них можно упасть, их надо укоротить»59.
Таким образом, основными пунктами «линии Доджа» были: 1) балансирование консолидированного национального бюджета с целью снижения инфляционного давления; 2) приостановка деятельности Финансового банка реконструкции60; 3) снижение уровня государственного вмешательства в экономику (особенно субсидии, контроль над ценами); 4) введение единого твердого обменного курса – 360 иен к 1 доллару; 5) возвращение к международной торговле не через правительственные торговые агентства, а через частные каналы61.
Додж использовал принцип постатейного балансирования доходов и расходов. Также было решено, что в ведомствах центрального управления должно работать фиксированное число работников. Курс 360 иен к 1 доллару завышен, поскольку в Японии был высокий уровень издержек. По этой причине многие товары оказались неконкурентоспособными (кроме текстильных товаров) на мировом рынке. Для контроля над сектором внешней экономики оккупационное правительство выпустило в 1949 г. «Закон о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей». В 1950 г. – «Закон об иностранных инвестициях», в 1953 г. – «Закон о картелях». Помимо этого, в 1949 г. создан аппарат контроля, в который входил Комитет валютного контроля и Министерство внешней торговли и промышленности62.
Сделки с внешней валютой (Министерство финансов определяло самую надежную валюту) могли осуществляться только по особому разрешению. Все операции проходили через банки, но лишь некоторые банки был уполномочены вести эти операции. Смысл этого закона заключался в укреплении стабильности денежной системы, поддержке платежного баланса. Постепенно валютный контроль ослабевал63.
Реформа Доджа длилась в течение двух с половиной лет до начала войны в Корее. В результате реформы созданы принципы сбалансированного бюджета. С помощью положительного сальдо удалось погасить государственный долг. В течение 15 лет (в 1950-1965 гг.) в стране поддерживался стабильный бюджет с профицитом. Благодаря «шоковой терапии» Доджа был уничтожен избыточный платежеспособный спрос  64. С другой стороны медали, увеличилось число безработных, банкротств, задолженность предприятий. Япония по-прежнему боролась с инфляцией Ответственность за экономическую политику после реформы Доджа понесло японское правительство, которое не представляло, что делать. В 1950 г. – с начала Корейской войны – Америка начала делать заказы военной техники в Японии. Япония перепродавала свою технику и уже к 1951 г. довоенный уровень промышленного производства был восстановлен65. Но с началом Корейской войны началась новая волна инфляции, которая остановилась только в 1954 г. с принятием жесткой денежной политики. Валютный курс, установленный в 1949 г., стал относительно высоким. Международный платежный баланс вышел из равновесия, конкурентоспособность японской промышленности ослабла. Для того, чтобы справиться с новыми проблемами, правительство решило сократить расходы на тяжелую и химическую промышленность66.
Налоговая реформа Карла Шоупа сыграла немалую роль в восстановлении японской экономики. Некоторые специалисты считают, что система профессора Колумбийского университета была проста и совершенна.
Она основывалась на принципе прямого налогообложения. Были введены твердые ставки налога, введен ряд акцизов. Согласно реформе, были сформированы резервные фонды для гашения колебаний цен, валютных рисков и т.д. Реформа характеризовала понимание того, что необходимо накапливать упорядоченные внутренние сбережения67.
Послевоенные реформы, проведенные оккупационными войсками, сыграли огромную роль в развитии экономики Японии. Они способствовали избавлению от инфляции, накоплению сбережений. Без них не произошло бы
экономическое чудо, которое началось в середине 1950-х гг. После заключения Сан-Францисского мирного договора закончился период оккупации. Возвращение Японии суверенитета было важным моментом в жизни страны, несмотря на то, что Япония все еще была ограничена в своих действиях из-за военных соглашений с Америкой. К 1952 г. Япония стала одной из империалистических стран, где господствовал монополистический капитал.
В период восстановления экономики Японии (1945-1955 гг.) налоговые поступления являлись одной из основных статей дохода (в 1953 г., например, они достигли 90% в местном бюджете). Кроме того, главное значение придавалось «спецзаказам» во время Корейской войны. «Спецзаказы» стали основным источником притока иностранной валюты в Японию в 1951-1952 гг. Отсюда можно сделать вывод, что американская помощь играла огромную роль во времена восстановления экономики Японии.