Три. Революционеры и поганое общество

Сергей Десимон
ИЗ КАТЕХИЗИСА РЕВОЛЮЦИОНЕРА.

ОТНОШЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА К ОБЩЕСТВУ.

                ***
                «§ 12. 
Принятие нового члена, заявившего себя не на словах, а на деле, товариществом не может быть решено иначе, как единодушно».
                ***
Надо сразу нового члена условиями приёма в товарищество вязать противозаконными делами. Способствовал беззаконию, противопоставил себя на деле обществу, порвал с ним, а лучше убил какого-либо яркого представителя общества – и надейся – возможно, товарищество единодушно примет тебя в свои ряды, точнее говоря, в разряды, но сразу на высокий разряд не рассчитывай, сначала побудь «третьеразрядным».

                ***
                «§ 13. 
Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живёт в нём только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором – все должны быть ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть родственные, дружеские или любовные отношения, он не революционер, если они могут остановить его руку».
                ***
Вот так вот и закончен абзац, «если они могут остановить его руку». То есть из контекста понятно, что руку настоящего революционера остановить не смогут. Было бы не понятно, что революционер собирается делать своей рукой, если бы не шла речь об отвержении каких ни было нормальных любовных отношений. Но мы то прочитали уже половину катехизиса и знаем: революционер своей рукой собирается совершить некоторые, покрытые тайной избранных, противоречащие нравственности, действия. «Он не революционер, если они могут остановить его руку». Ай да революционеры, ай да разрушители, подсознательно проговорились, теперь понятно, как они без естественных «любовных отношений» обходились, – с помощью руки, которую остановить никто был не в состоянии. Извините, за второстепенные мысли, отвлекающие от основного. Всё у них какое-то неестественное.

Начали с конца, но вернёмся к началу. Жить в мире и быть свободным от него, невозможно – это понимали и революционеры, и они используют давно проверенный инструмент разрушения – антитезу любви – «все должны быть равно ненавистны». Вот и Азеф так думал и поступал: ему были равно ненавистны и революционеры и контрреволюционеры, хотя тех и других он использовал в своих целях, притворяясь для всех своим.
                ***
                «§ 14. 
С целью беспощадного разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, во все слои высшего и среднего сословия, в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократии военный, в литературу, в третье отделение и даже зимний дворец».
                ***
Это какая же шиза (схиза-расщепление) должна произойти в душе? Возможно ли, быть с одной стороны беспредельно преданным разрушителем с соответствующим внутренним миром и одновременно изображать из себя добропорядочного члена общества? Безусловно, революционеры должны были заканчивать курсы актёрского мастерства, перевоплощений, изменения внешности, осанки, походки, их должны были обучать психологии. Но было ли это на деле? А вот болезненное расщепление психики, надо полагать было.

Хотя, если следовать законам Катехизиса надо было становится чистым нигилистом, каковым был, по нашему мнению, Азеф. А как для него подходит: «должны проникнуть всюду», добавим от себя, даже в «третье отделение»! Такое впечатление, что специально для него писалось, и все положения катехизиса становились для него программой на долгие годы.
                ***
                «§ 15. 
Всё это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий. Первая категория – не отлагаемо осуждённых на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осуждённых по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так чтобы предыдущие номера убрались прежде последующих».
                ***
Обращаю ваше внимание на слово «раздроблено», не поделено, не разделено, а раздроблено, в значении разбито. В последних словах снова подчёркивается разрушительный характер действия против определённой категории общества.
Именно этому и посвятил часть своей жизни Азеф, этому же посвятили свою жизнь и последующие наследники революции. Списки, осуждённых на смерть, составленные по произволу товарищей - обыкновенная практика революции.

                ***
                «§ 16.               
При составлении такого списка и для установления вышеречённого порядка должно руководствоваться отнюдь не личным злодейством человека, ни даже ненавистью, возбуждаемой им в товариществе или народе. Это злодейство и эта ненависть могут быть даже отчасти и, кроме того, полезными, способствуя к возбуждению народного бунта. Должно руководствоваться мерою пользы, которая должна произойти от его смерти для революционного дела. Итак, прежде всего, должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергичных деятелей, потрясти его силу».
                ***
«Первая категория– не отлагаемо осуждённых на смерть». К этой категории организацией, в этом абзаце впервые упомянуто слово «организация», отнесены умные и энергичные деятели правительственного уровня, способные причинить вред революционной организации, то есть те, кто стоит за созидание, а не за разрушение. Заметим себе такие вредны, ни для народа, ни для отдельных революционеров, а именно для организации. Как видно «посвященные» не намерены считаться, ни с мнением товарищества, ни с мнением народа. Положения катехизиса осуществлял Азеф в наиболее циничной её форме.

                ***
                «§ 17.               
Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временную жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта».
                ***
«Посвящённые» взяли на себя право распоряжаться не только жизнями своих второсортных товарищей, но жизнями членов, по их мнению, «поганого» общества. Невольно возникает ни менее «поганая» мысль, которая первой, безусловно, пришла в голову «посвящённым»: если мы даруем второй категории временную жизнь только с целью совершения ими зверских поступков в отношении народа, то, почему бы нам не поспособствовать этой второй категории, не спровоцировать их на эти зверства. Ведь среди «посвящённых» – это же высший пилотаж.   
                ***
                «§ 18.               
К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особым умом и энергией, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями, опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, влияние, связи, богатство и сила сделаются таким образом неистощимой сокровищницею и сильною помощью для разных революционных предприятий».
                ***
Если первые две категории, обречённые на смерть, мешали организации по принципу конкуренции, так как обладали государственной властью, то использование «скотов», обладающей властью денег, с точки зрения «посвящённых» и Азефа было вполне разумно.
                ***
                «§ 19.               
Четвёртая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что следуешь за ними, между тем прибрать их в руки, овладеть их тайнами, скомпрометировать их до нельзя, так чтоб возврат был для них невозможен, их руками и мутить государство».
                ***
Мы ещё раз убеждаемся – программа написана словно для короля провокаторов Азефа.
                ***
                «§ 20.               
Пятая категория – доктринёры, конспираторы и революционеры праздно-глаголющих в кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих».
                ***
                «§ 21.               
Шестая и важная категория – женщины, которых можно разделить на три главных разряда. Одни – пустые, обессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться, как третью и четвертою категорией мужчин. Другие – горячие, преданные, способные, но не наши, потому что не доработались ещё до настоящего безфразного и фактического революционного понимания. Их должно употреблять, как мужчин пятой категории.
Наконец женщины совсем наши, то есть вполне посвящённые и принявшие всецело нашу программу. Они наши товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценное сокровище наше, без помощи которых обойтись невозможно».
                ***
Какая изощрённая ложь. Раз есть произвольные категории и разряды, есть произвол их установления. За примером далеко ходить не надо. Так называемым, «не нашим» женщинам, «горячим, преданным, способным» должно говорить, что они вполне посвящённые, что «они наши товарищи», «драгоценное сокровище наше, без помощи которых обойтись невозможно», и использовать их между тем, как мужчин пятой категории. Надеюсь, вы уловили связь – можно говорить одно, но делать совершенно другое. В этом срытый смысл катехизиса.