Микеланджело Буонарроти-9

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Вазари оставил нам портрет Микеланджело: он имел круглую голову, большой четырехугольный лоб и выдающиеся виски, надломленный нос (удар Торриджани), глаза скорее маленькие, чем большие, смуглый цвет лица с крапинками, тонкие губы, умеренный подбородок, жидкую бороду, разделенную посередине на две части. Портрет этот не обещал ему большого успеха у женщин. К тому же он был нервен и сух в обращении, угрюм, необщителен, суров, и насмешлив.
Отсутствие нежной ласки и участия составляло большой пробел в его жизни и наложило в свою очередь печать на его характер. Был момент в его юности, когда он грезил о личном счастии и изливал свое стремление в сонетах, но скоро он сжился с мыслью, что оно ему не суждено; тогда великий художник весь ушел в идеальный мир, в искусство, которое стало его единственной возлюбленной. «Искусство ревниво,- говорит он,- и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая поняла бы Микеланджело. Он встретил в самом деле такую, когда ему было уже около 60 лет. Это была ВИТТОРИЯ КОЛОННА. Личность этой женщины, достойной Микеланджело, до сих пор приковывает к себе внимание историков и исследователей эпохи Возрождения. Высокие таланты соединялись у нее с широким образованием, подобно другим знаменитым женщинам того времени.
Виттория Колонна, была дочерью великого конетабля неаполитанского, Фабрицио Колонна, из старинного римского могущественного рода. Она осталась вдовой в 35 лет, когда горячо любимый ею муж маркграф Пескаро умер от ран, полученных в битве при Павии. Целых 10 лет до встречи с Микеланджело она оплакивала свою потерю. При встрече с Витторией Колонной Микеланджело был очень удивлен. «По рассказам о печалях и лишениях маркизы, о ее святости, он ожидал увидеть пожилую матрону в черном одеянии, со следами пережитой трагедии на лице. А он смотрел в яркие и глубокие зеленые глаза самой красивой женщины, какую он когда-либо встречал. У нее был нежный румянец на щеках, полные, приятно раскрывшиеся в разговоре губы, вся она дышала юной увлеченностью и любовью к жизни. Несмотря на сдержанную царственность манер, в ней не чувствовалось высокомерия.....»,-писал биограф. Отвести от маркизы глаз Микеланджело не мог.
Любовь его к Виттории была чисто платоническая, тем более, что и она, в сущности, питала к нему глубокую дружбу, уважение и симпатию, исчерпав в любви к покойному супругу весь пыл женской страсти.
При первой встрече с Микеланджело Виттория сказала: «Я ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ, КАК СТАРОГО ДРУГА, ИБО ВАШИ РАБОТЫ БЕСЕДУЮТ СО МНОЮ ВОТ УЖЕ МНОГО ЛЕТ.»
«ЗНАЧИТ, МОИ РАБОТЫ КУДА БОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫ, ЧЕМ Я САМ, МАРКИЗА», - ответил Микеланджело.
Дружба Виттории Колонны смягчила его сердце, смягчила и тяжелые утраты – сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины.

Микеланджело пережил и Витторию, смерть которой была для него трагедией.
Он откликнулся на ее смерть сонетом:      «Когда моих столь чистых воздыханий
Виновница навеки скрылась с глаз,-
Природа, что дарила ею нас,
Поникла от стыда, мы ж – от рыданий»
(перевод А. Эфроса)               

Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание; как и в жизни, он не любил многословия. «Я ОТДАЮ ДУШУ БОГУ, ТЕЛО ЗЕМЛЕ, ИМУЩЕСТВО РОДНЫМ», - продиктовал он друзьям.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 г., восьмидесяти девяти лет от рождения. Тело его погребено в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 
В трех родах искусства Микеланджело оставил три величайших в мире творения: «СТРАШНЫЙ СУД», «МОИСЕЯ» и КУПОЛ СВ. ПЕТРА. Он не имел ни учеников в традиционном понимании, ни, так называемой, «школы». Но целый мир, созданный Микеланджело, остался. Его изучали и изучают до сих пор. Один из известнейших поэтов эпохи Возрождения Лодовико Ариосто написал эпитафию:
«Микеле больше чем смертный, он – божественный ангел».

         К этому,пожалуй, добавить нечего.