Микеланджело Буонарроти-8

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой и....поэзией, которой он стал заниматься еще в 1496г., т.е. в 21 год. Поэзия Микеланджело – это отдельная большая и интересная тема, поэзия помогает понять его характер и душу.
 Но все-таки мы перейдем к Микеланджело–архитектору.

Как свидетельствуют все старые источники, специального архитектурного образования он не получал, зато  постоянно имел перед глазами первоклассную архитектуру ФЛОРЕНЦИИ, Рима. Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески и даже Браманте, хотя тот принадлежал к враждебной ему в Риме партии.
К архитектуре Микеланджело подходил как скульптор. Она была для него таким же живым организмом, беспокойным, динамичным, как и его скульптура. Микеланджело почти никогда не прибегал к перспективным наброскам, ибо он не мыслил себе архитектурный объект, воспринятый только с одной точки. Именно поэтому он так любил вылепленные от руки глиняные модели (чисто скульптурный прием). Мастер постоянно вносил различные изменения в наброски, внося улучшения уже и в процессе строительства объекта.

Одним из крупнейших архитектурных проектов Микеланджело в Риме было оформление КАПИТОЛИЙСКОГО ХОЛМА. С этим холмом у итальянцев, особенно у римлян, связаны многие исторические события, церемонии и легенды Древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии, и этот холм нередко называли „Capitolo mundi“ («Главой мира»).
Когда всесильный император Карл V посетил в апреле 1536 года Рим и ему была оказана торжественная встреча, то триумфальное шествие даже не смогло подняться на Капитолийский холм, в такой мере он был запущен. Тогда и приняли решение заново отстроить холм, вернуть ему былой статус общественного центра города.
Микеланджело приступил к практическому осуществлению проекта в 1544 г. и работы заняли целое десятилетие, а окончательные работы на холме продолжались вплоть до начала 17-го века.

Микеланджело преобразовал площадь, придав ей трапецевидную форму. В торцовой части она ограничена Палаццо Сенаторов (ратушей), увенчанной башенкой, а по бокам два величественных дворца: Палаццо Консерваторов (справа) и заново построенным тогда Капитолийским дворцом (ныне Капитолийские музеи) – оба дворца с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястр  и горизонтальными карнизами. Боковые дворцы под углом 800 сходятся к парадной лестнице через открытое пространство, заполненное лишь низкой линией балюстрады. В центре площади стоит античная бронзовая статуя Марка Аврелия, перенесенная сюда по предложению Микеланджело еще в 1538 г. (ныне стоит копия, а оригинал – в Капитолийском музее). Особую эффектность площади придает рисунок вымостки площади. Эллиптический орнамент, который особенно хорошо виден сверху, повторяет звездчатую форму центральной площадки, где находится конный всадник. Статуя и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершают этот ансамбль. В результате Рим получил строгое и  чуть театрализованное архитектурное пространство, создающее поразительный по своей зрелищности и праздничности эффект.

А теперь мы перейдем к главному архитектурному творению Микеланджело к Собору Св.Петра, а вернее к его знаменитому куполу.
В 1546г., когда Микеланджело было уже более 70 лет, он был назначен главным архитектором Собора Св. Петра. Микеланджело поставил первым  и непременным условием своего назначения отказ от содержания, и никакие настояния, ни даже гнев папы не могли его поколебать.
Он хотел посвятить остаток жизни этому делу как чистому служению идее, тем более что пенсия его обеспечивала, а привычки оставались так же просты.
Семнадцать лет своей жизни отдал Микеланджело этому последнему труду. Он смотрел на него как на священную миссию, посланную ему Богом, и ничто не могло отклонить его от этого пути. Много пап сошли еще на его глазах, но ни один не думал трогать его полномочий.
Он сам сделал модель из глины, по ней была изготовлена деревянная, которая хранится доныне в Ватикане. К сожалению, Микеланджело не суждено было дожить до окончания своего труда.
После его смерти преемники продолжали работать по его модели, и купол был закончен Джакомо делла Порта и Доменико Фонтано.

Безусловно, проектируя свой купол, Микеланджело вдохновлялся великим творением флорентийца ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ, в частности расчеты кривизны купола мастер проводил, пользуясь данными по куполу Брунеллески, которые ему прислал из Флоренции племянник Леонардо.

Микеланджело спроектировал купол, упирающийся в небо – его высота от земли составила 130м. Он как бы собирает воедино и завершает все здание этого самого грандиозного христианского храма всех времен.Купол задуман как выполненная из травертина (камня) полусфера, опирающаяся на барабан и укрепленная тяжелыми ребрами, которые сходятся вверху к фонарю, в основании которого сейчас находится знаменитая смотровая площадка.
Опорный барабан купола – это массивное сооружение, украшенное сдвоенными колоннами и пилястрами в теле барабана. Уже в процессе работ Микеланджело внес изменения в оконные фронтоны, чередуя треугольную форму с дугообразной (лучковой), хотя по проекту – все треугольные. Это свидетельство метода работы мастера, постоянно вносящего исправления.
После смерти Микеланджело строительство собора продолжалось еще полвека; огромная церковь наполнялась роскошью и произведениями искусства, лучшие мастера расписывали стены и украшали алтари. Это новое чудо света затмило все творения прошлых эпох; оно повергало зрителей в трепет и изумление – и миллионы паломников с давних времен склонялись ниц перед великим собором. Купол Собора Св.Петра стал символом власти, а также моделью для куполов в западно-европейской и даже американской архитектуре – достаточно сравнить его с куполом Капитолия в Вашингтоне.