Путин об эмигрантах из России

Геннадий Мартынов
Покинувших в силу разных причин. У нас стойкое мнение, что вина в том, что они покинули страну лежит, бесспорно, на самой стране. Ну раз покинули, значит сама страна и виновата. Видимо таково мнение и у нашего самого Главного. Этот вывод следует из его собственных слов. Вот эти слова: «Это вот такая вещь которую мы никогда не должны забывать в нашей истории, чтобы не повторять ошибки подобного рода».

    Эти слова он произнес во время чаепития с Натальей Солженициной. В своих неустанных трудах и многочисленных поездках по всей стране и в зарубежье ближнее и дальнее, он нашёл-таки время и возможность посетить экспозицию Дома русского зарубежья имени Солженицина. А поводом был впечатляющий юбилей его супруги. А все его поездки и посещения многих мест делаются не просто так. Вроде бы как из любопытства. Нет, совсем нет. Каждое такое  посещение – это факт государственный. Это одобрение или неодобрение каких-то положений. Это государственная линия, которой все должны придерживаться. Вот, как например, посещение этого центра самым нашим Главным. Ну раз он посетил, ну значит это хорошо. И мы все должны там тоже побывать.

  Как,например, однажды побывал Путин на выставке художника Серова на Крымской набережной. Ну и пошёл благодаря такому призыву, такому импульсу, данному с самого верха, целый вал посетителей. Однажды  даже едва и дверь на выставку не вынесли. Видимо, по мысли Главного и  в этот центр тоже должна выстраиваться длиннющая нетерпеливая очередь. Но странно как-то , очередь не выстраивается. Пусто в музее. Видимо, против своей воле, ошибся самый Главный. Напрасными оказались хлопоты.

   А там, в этом музее есть на что посмотреть. Вот,  пальто Солженицина - очень ценный экспонат. А я помню, как в музее Ленина близ Красной площади нам тоже показывали пальто Ильича. Настоящее. То самое, которое он носил в момент покушение на него, то есть на вождя, эсеркой Каплан. С указанием красным крестиком места, куда попали пули.

 И ещё есть один любопытный экспонат. Именно с него Главный начал осмотр экспозиции. Это большой ковер, вытканный крупной ниткой -портрет Солженицина. На фоне карикатурных изображений Ленина и Сталина. Очень ценный, уникальный экспонат. Которым теперь очень дорожит директор выставки. Ковёр принадлежал, понятно, самой Наталье Солжениценной, и был безвозмездно  подарен ею музею. Подобные подарки, я помню, делались только отцу всех народов.
 
    Привлекла внимание Главного также и куртка Набокова, создателя  Лолиты. Кстати, почему-то на его второй родине в Америке -  увлекательное повествование о двенадцатилетней девочки ни один издатель не решался  опубликовать. Почему? Потому, как известно,  Америка  была, есть и будет оплотом Демократии. Все знают. А потом вдруг эта самая Лолита была объявлена классикой мировой литературы двадцатого века.

   И потом, я не совсем понимаю, как это создатель бессмертной Лолиты оказался вдруг в компании гонимых со своей исторической Родины. Он уехал сам. А вот потом он действительно должен был бежать. Сначала из Германии, а потом и из Франции. И у него никогда и не было желание вернуться в Россию, в которой он точно уж никогда Лолиту не опубликовал бы. Он  это знал.

                ***** 
               
   За тем же чаепитием Главный заявил по поводу создания центра:  «После революции 10 млн. человек  оказались за пределами Родины. Мы должны знать об этом , мы должны помнить, что было причиной этих катастроф. И делать всё, чтобы ничего подобного нет повторялось».

Это он хорошо сказал. Только откуда он взял 10 млн. уехавших. Наверное, от туда же, где Солженицин взял 100 млн репрессированных. А вот у меня появились все же вопросы. Кто же были эти несчастные, вошедшие в такую круглую цифру. 10 000 000. Что, всё жертвы были гонимые страдальцы?  Вынужденные странники?  Этакие паруса одинокие в краю далёком,  кинувшие свой край родной.  Вот Зворыкин и Сикорский искали в краю далёком возможности для реализаций способностей своих мозгов и творческих потенций. И больше ничего. Хотя как сказать. Близкий друг Сикорского Туполев остался и нашел возможность встать на крыло родной стороне.
 
    А знаменитый бас Шаляпин. Он что, тоже был гонимым страдальцем? Совсем нет. Наоборот. Упрашивали остаться. В революционном бардаке кому какое дело до оплаты оперных партий, исполняемых знаменитым басом. Луночарский был уверен, что уедет бас, о чем поведал Ленину. Вождь в ответ только пожал плечами. Он и уехал, сказав что за так, за одни аплодисменты он петь не будет.

    Да платить-то чем певцу? Вот однажды Большой театр оплатил ему шубой. Бобровой шубой. Возможно взятой из реквизита театра. А шуба роскошная. Вы увидите её  на картине Кустодиева «Шаляпин». А вот говорят ещё, что главной причиной того, что великий актёр и певец так и не смог найти счастья в России, была его страсть к гедонизму и вообще шикарной жизни – а на Родине он не мог добиться соответствующих гонораров. А вот в Гранд-Опера обещали.

Могу вспомнить и несколько художников, отнюдь не гонимых, но покинувших родное отечество. И многих таких, как например, Репина, Серебрякову Билибина и других звали вернуться. Кроме  Билибина никто не вернулся. Великий живописец – сказочник  умер в блокадном Ленинграде.

                *****
    Мне тут одна дама напомнила про «философские пароходы». Её поддержал известный тролль, доставший на прозе многих. Пришлось ответить обоим. И вот каким был мой ответ:

       «Уважаемая Артемида, вы не поняли, к сожалению, смысл моей реплики. Кто же отрицает, что были «философские» пароходы. Были. Но я то о другом. А именно о том, что у истории особенно в моменты тектонических разломов есть свои законы. Революция и есть такой трагический разлом. И побеждает всегда тот, кто проявит больше силы воли и даже жестокости. Неизбежно и неотвратимо. Почитайте мировую историю. Франция – это самый яркий пример. Противостояние роялистов и якобинцев. Многие из них кончили жизнь на Гревской площади. Там не было пароходов. Их вообще тогда ещё не было. А вот разбежавшихся по всем странам была целая огромная толпа. Куда там пароходам. И сколько их прибежало к нам на ловлю счастья и чинов. Одного из них звали Дантес. Но были и патриоты, решившие остаться. Один из них сказал, что Родину не унесёшь на подошвах своих сапог. Ему тоже отрубили голову. И у нас побежали. Всякие благородия, а потом работали в Париже таксистами и гарсонами. Были и прохвосты. Читайте «Бег» Булгакова.

А вот Дождику скажу. Ведь просил не раз не приходить. Достал своим хамством и тупостью. Не в дверь – так в окно. Но тем не менее отвечу. Не надо мне рассказывать о Туполеве. Я знал его лично. Давно это было. Я работал в его КБ. Это здание и ныне находится на берегу Яузы. В нем же на последнем этаже находилась и шарашка та самая.
 
   Война началась не в 41 году. Значительно раньше. И по мере того, как приближалась большая война, напряг в стране становился все больше. Не надо думать, что пятая колона есть у нас только сегодня. Была она и в те годы. Да ещё и какая. И в любом царстве-государстве в напряге смертельной опасности сама страна будет очищаться от тех, кто неспособен защищаться, или даже хотя бы подрывает боевой дух. Не говоря уж о диверсантах и шпионах. Или скажите, что их не было? Власов целую армию набрал из таких.

  А в условиях подозрительности и страха под топор может попасть любой. Даже и невинный. Это объективно. Почитайте Анатоля Франса. «Боги жаждут». (Les Dieux ont soif). Там всё сказано по этому поводу. А интриги и всякие распри были и в те времена. Донос – первейший и лучший  способ, чтобы расправиться с оппонентом. Были они и тогда. Вот и попал Туполев однажды. А Сталин, можно сказать, его защитил. Трижды Туполев был награжден высшей наградой. Одну из них получил в 1945 году. А сколько было Сталинских премий. Почему же об этом ни единого слова?
                *****
    Ладно, в том же музее вспомнили про уехавших в послереволюционные годы. Насчитали 10 млн. Вспомнилось, не важно, кто и как  голосует. Важно кто и как считает. Вот в этом случае у меня смутные подозрения, что сама юбилярша со своим благоверным и считала. Рука уж сильно поднаторела. И у меня вопрос. А почему бы им было не подсчитать, сколько Россия потеряла после известного соглашения, подписанного в Вискулях. А их было минимум 25 млн. И сколько было мытарств, слёз, искалеченных судеб, да и смертей тоже. И ни одной витрины в залах центра!Ни одной! А это как! И кто в этом виноват?

     А виноват в этом один из трёх подписантов. А ему музеище в Екатеринбурге. Да такой, какой свет не видывал. И куда там пирамиде Хеопса. А я ведь не случайно упомянул имя генерала предателя Власова. Ведь его тоже упомянутый супруг юбилярши назначил в толпу мигрантов из России. Назначил, не поверите,  в патриоты России.

    Да ведь сегодня как-то неудобно об этом упоминать. Поэтому мы и не найдём фотографии генерала-иуды в залах музея. А несколько ранее Наталья Солженицина  убрала, по её мнению, самые сомнительные места из «Архепилага» вследствие этого «неудобства» . И совсем удалила  страницы, посвященные генералу Власову.  Вот, что она пишет сама по этому поводу:

   «Я решила это полностью элиминировать, потому что наше общество не готово сегодня это обсуждать. Пусть еще пройдут десятилетия, когда люди будут обсуждать это». Изящно выражается мадам. Употребила французский глагол eliminer, означающий устранить, удалять.

То есть, как это понимать? Просто! Мы ещё не совсем дозрели, поясняет мадам,  для понимания истиной роли Власова  в истории нашего отечества. А для неё-то с её мужем он патриот России. Может быть Путин, посетивший музей для чаепития, не знает об этом? Может и не знает. Потому как же он мог открывать недавно поставленный памятник Солженицину в Москве, да ещё и произносить благодарственную речь? Я лично здесь в легком недоумении. Он здесь благодарит от чьего имени, от своего или всего нашего народа. Если от своего, то это его личное дело. А если от имени всего народа, то тут он явно перебрал.
 
                *****
    В заключение я хочу привести несколько строк Ахматовой. Их знают все. Я бы начертал их при входе в музей Русского зарубежья. Прочтите и вы поймёте почему.
 
 Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.