Солженицын

Олег Ласуков
С раннейшего детства был я книгочеем запойным. Наш рабочий посёлок при сахарном заводе, до основания пропахший  самогоном, знал два вида развлечений – выпить и подраться. По телевидению  показывали столь знакомые и сейчас сюжеты о неисчислимых благодеяниях родной  партии и дорогого Леонида Ильича.

А в книгах было такое-е!.. Мир приключений, фантастики, неземной любви, войн, интриг в коридорах власти… всё  это было для меня много реальней нашей пролетарской действительности.  Когда приключения и фантастика в  нашей районной библиотеке закончились, я принялся за классику и в год с небольшим проехал её. Далее мой взор обратился на публицистику и исторические труды. Мне всегда казалось, что история, которую нам преподают в школе, о  многом умалчивает.

Однажды увидел на нижней полке  стенограммы всех съездов КПСС. Наугад открыл одну. Это была стенограмма XXII-го съезда. Нет, не знаменитого XX-го, на котором Хрущёв разоблачил культ личности Сталина, а именно XXII-го. Антикультная речь у нас  не была напечатана,  но, оказалось, что на XXII-м Никита Сергеевич произнёс не менее пламенную речь и  стенограмма её  напечатана  была. Так я пополнил свои знания о том, что был у нас  Сталин, который почём зря расстреливал всех подряд и загонял невинных людей в лагеря.

Тема заинтересовала, и я стал слушать «Голос Америки» и «Свободу».  И именно в этот период по миру  пошла невероятно мощная волна по поводу высылки из СССР великого русского  писателя Александра Солженицына. Я узнал, что Солженицын был жертвой сталинских  репрессий, несправедливо отсидел в лагерях и написал об этих лагерях книгу «Архипелаг  ГУЛАГ». Эту книгу мгновенно издали, наверное, во всех читающих странах мира и  шум вокруг неё был нескончаемым.

Конечно, мне захотелось почитать.  Однажды «Голос» помянул, что единственной книгой Солженицына, напечатанной в Советском Союзе, была повесть «Один день Ивана Денисовича». Из библиотек она, конечно, была изъята, и я стал спрашивать у знакомых. Нашёлся знакомый,  который, прилагая палец к губам, дал мне на пару дней потрёпанный экземпляр «Роман-газеты»...

Разочарование было убийственным.  Нет, про житие советского лагеря было сообщено много познавательного. Но как это было написано…  Создалось впечатление, что писал человек очень злобный и мстительный, сквозь  слова пробивалась очень неприятная тональность. Язык был странный, тяжеловесный  с большим применением слов мною никогда не слышанных: «натопчивая печь», «невподым»,  «внимчивый»…  Будто автор не расставался со словарём Даля.
Словом, при некотором  удовлетворении части моего любопытства по этой теме – эстетическое впечатление  было отвратным. Если это и литература, то уж не моя точно. (Я вот так и не смог  за всю жизнь насладиться Достоевским. Не мой писатель, что поделать) Однако на вкус и цвет товарищей нет. О величии Соженицына Запад трубил во все СМИ, даже советская печать  вынуждена была огрызаться, публикуя фельетоны об «отщепнце-предателе».

Однажды по «Свободе» передали  запись пресс-конференции Солженицына. Я впервые услышал его голос. И был этот  голос злой, интонация истеричной и неприятной. Говорил он только то, что было приятно услышать западным  журналистам. Слово «коммунисты» он произносил с брызжущей ненавистью… За  давностью лет не помню конкретного, но ответ на один вопрос запомнил. Его  спросил один англичанин:

«Ну, а что-нибудь положительного о советской системе  вы сказать можете?»

Ответ елеем растёкся по западным сердцам:

«Ничего  определённо положительно сказать не могу. У нас есть бесплатное образование и  медицина, но это всё находится на таком низком, убогом уровне, что не стоит  даже и говорить...»

Вот тут я возмутился до крайности.  Нынешние старушки с неистребимой тоской вспоминают вседоступную советскую медицину,  когда не нужно было идти в три часа ночи, чтобы попасть к врачу. Лекарства были  все неподдельные и дешёвые. Они лечили, а не давали смертельных осложнений. Я в  детстве однажды провалялся месяц в больнице. Да, в палатах не было цветов,  кондиционеров и телевизоров. Но кормили и лечили хорошо. Всех без исключения.

А об образовании вообще молчал  бы. Наши школьники на всех международных олимпиадах только так разделывали  сверстников из цивилизованных стран.

Ну, а потом по «голосам» начали  читать вслух книги плодовитого Солженицына. «Архипелаг» действительно содержал много  фактов и человеческих историй времён сталинских лагерей. Но отчего-то после  первых глав при прослушивании матушка-скука охватила меня. Всё больше  представлялся мне Солженицын как писатель да, трудолюбивый, но бездарный, злобный  и просто скучный.  А уж когда начали, на ночь глядя,  почитывать такие «глыбы», как «Раковый корпус» и «Август четырнадцатого», то  явно слышалось, что сам чтец с большим трудом подавляет зевоту.

Но западная пресса продолжала  оценивать его труды по однобальной системе – «гениально». А в горбачёвские времена и наша пьеса пошла взахлёб воспевать Солженицына на все лады.
Потом он вернулся. Ехал на поезде  из Владивостока в Москву, выходил на станциях поступью пророка и губернаторы  несли ему хлеб-соль. Я сам как-то увидел «великого» на улице родного города. Он шёл  по проспекту царём-батюшкой, а губернатор-коммунист с мэром были в его свите. Решительно  мессия шествовал в глубокой задумчивости о судьбах народных.

Потом, после антисталинской  истерии времён Перестройки наконец стали появляться и взвешенные труды с публикацией  подлинных документов. Оказалось, что Александр Исаевич ещё и враль, каких мало.  Именно солженицынские цифры и факты считались непреложной истиной при  публикациях в журнале «Огонёк».
Вот репрессировал Сталин 50 миллионов и всё  тут.

Вот расстрелял 40 тысяч офицеров перед войной и ослабил Красную армию.
Вот  был Берия палачом кровавым, который потом Сталина и отравил…

Архивы НКВД доступны. Из  внутренней переписки следует, что в редкие годы число заключённых превышало 2,5  миллиона человек. А, уголовники никуда не девались, и в этой цифре были  большей частью. Они, знаете ли тоже сидели в лагерях, а потом рассказывали как  их «репрессировали».

На 100 тысяч населения в СССР  приходилось 1200 человек заключённых. В современных США – 800. Какие десятки миллионов репрессировал Сталин? А население СССР до 1941 года быстро росло.

Перед войной действительно  уволили из армии из 150 тысяч – 40 тысяч офицеров – ветеранов гражданской, по  старости в основном. Расстреляно было не более 1,5 тысяч. За воровство, насилие  и участие в авантюрах Тухачевского. На из смену пришли молодые офицеры, которые  до 41-го года набирались опыта в течении двух лет.

Об управленческих талантах Берия  написаны уже десятки книг. Он превратил Грузию в цветущий край, создал лучшую в  мире разведку, не пустил немцев к каспийской нефти, блестяще организовал  атомный проект и имеет ещё множество заслуг перед неблагодарной страной. Ну, а  изнасилование старшеклассниц – это песни Хрущёва и Солженицына.

И так далее и тому подобное…

Итак, некие злые языки  утверждают, что «великий» писатель  нарочно писал друзьям антисталинские письма с фронта, чтобы его арестовали, но не расстреляли. Статья такая. В лагере заключённый Солженицын добросовестно «стучал».  После выхода из лагерей облизывал  Хрущёву все места. Вот цитата: «Мне будет очень больно, если я в чем-нибудь  поступлю не так, как этого требуют от нас партия и очень дорогой для меня  Никита Сергеевич Хрущёв».

Добрые языки возмущены такими наветами на святого. Не было этого и всё тут!

После «Архипелага» писатель, был выслан из  страны и был вознесён Западом до небес. Жил в Америке и журил её за то, что она  мало вмешивается в дела СССР.  После перестройки вернулся,  обиженный, что книги его мало печатают. А власть, между прочим, очень расстаралась. Напечатали столько, что уж в подземных переходах предлагали солжениинское  ППС за бутылку водки... Вернувшись учил всех нас, как обустроить Россию и ругал Америку за то, что вмешивается  в наши дела. Жил он «по лжи» и никак иначе...

Но лично моя главная претензия к  Солженицыну – эстетическая. Уж если врёшь и передёргиваешь – делай это  художественно, умей писать. Вот сочиняют Суворов и Бушков. Столько наворочали в  своих книгах – историки за головы хватаются. Но писать, черти, умеют. Не оторвешься…

Знаю многих интеллигентов,  которые до сих пор произносят его имя с придыханием и считают своим жизненным  ориентиром.

Я таки с ними не согласен, но лучшим судьёй будет время.