Под сенью белого орла

Аркадий Кузнецов 2
Гербы Польши

В 960 г. князь Мешко Старый объединил ряд западнославянских племен в бассейне Вислы и закрепил свою резиденцию в городе Гнезно («Гнездо») в земле полян. Впоследствии эта часть страны получила название Великая Польша. Через шесть лет — в 966 г. — Мешко крестил Польшу по западному обряду, и вскоре Гнезно — уже центр архиепископства. Символом правящей династии Пястов, к которой принадлежал князь Мешко и его потомки, и ее столицы на щитах, знаменах и печатях становится белый одноглавый орел. Легенда ведет происхождение символа Польского государства из времен правления в VIII в. родоначальника династии князя Леха: он заложил город Гнезно на месте, где высоко в небе на фоне заката парил белый орел, а на холме было орлиное гнездо. Цвет багряного неба стал цветом поля герба Пястов и — долгое время — польского знамени, где изображался белый орел. В действительности, возможно, орел стал государственным символом по аналогии с черным орлом Священной Римской империи, но в знак независимости Польской короны орел стал белым и смотрящим в противоположную сторону. В качестве герба Гнезно белый орел в красном поле встречается с XIV в., когда город был лишь центром одного из многих польских княжеств.
С XI в. роль столичного города стал играть Краков — бывший племенной центр вислян. Князья и короли, правившие в Кракове, употребляли свои местные печати, положившие начало символике города. В начале XIII в. на печати изображался пеший воин в шлеме, с треугольным щитом, опирающийся на копье.
 В XV в. герб Кракова приобрел вид, сохранившийся до наших дней почти без изменений. На щите в лазоревом поле — изображение красной городской стены с тремя башнями и раскрытыми, в знак гостеприимства, воротами.В вopoтax изображен белый коронованный орел, означающий королевскую резиденцию. До XIX в. употреблялся щит вырезной (немецкой) формы.
 Варшава, упоминаемая в источниках с 1313 г., становится столицей Польского государства в 1596 г. К тому времени уже существовал городской герб. Изображение на нем восходит к языческому культу речного божества (или чудовища) с хвостом рыбы или дракона. Такой полумужчина-полудракон с поднятыми щитом и мечом — покровитель и защитник города — изображался на печати Варшавы в XIV в.Были и другие варианты — с полульвом-полуптицей. Наконец, в XVI в. на фигурном щите в красном поле появляется привычная вплоть до наших дней варшавская Сирена — женская фигура с рыбьим хвостом, смотрящая влево,с занесенным вверх кривым мечом и круглым щитом.
Девиз Варшавы гласит: zakocha; si; w Warszawie (т.е. влюбляться с Варшавой, влюбиться в Варшаве).
  С 1811 по 1915 годы - вначале при Наполеоне, а затем - в Царстве Польском Российской империи было официально запрещено использовать герб Варшавы. Но варшавяне демонстративно помещали по всему городу изображения Сирены.
       Варшава - русалка, вся чары сирены,
       Объятой горячим лучом,
       Вся водная звонность под брызгами пены,
       Но против зловражьей измены - с мечом.      
                (К. Бальмонт)
  В 1938 г. большой герб Варшавы увенчала корона с крестом, а Сирена повернулась вправо. В общем таким герб польской столицы остался и после 1945 г., лишь меч стал прямым. Скульптурное изображение Сирены перед самой Второй мировой войной украсило Варшаву.
   С сайта "Символы стран мира":
Автором открытого в 1939 году памятника на набережной Костюшко была известная польская художница Людвика Нитшова, а моделью — поэтесса и член харцерской (скаутской) организации Кристина Крахельская — позже написавшая популярную во время Варшавского восстания песню «Hej chtopcy, bagnet па broii» («Эй, ребята, примкнуть штыки!»). Крахельская погибла на второй день восстания, что поспособствовало росту ее популярности.
   Пикассо посетил Варшаву в 1948 году. Разглядывая строящийся в стиле Ле Корбюзье жилой квартал Коло, в одной из квартир он спонтанно нарисовал на стене русалку внушительных размеров (1,8 м на 1,7 м) с молотком в руке вместо меча. Несохранившееся в оригинале изображение благодаря фотографиям ныне помещается на многих местных сувенирах.
   Одна из польских автомарок называлась "Сиренка". "Сирена" назывался эксперимент, произведённый в космосе первым польским космонавтом М.Гермашевским. Существует и знаменитый театр "Сиренка".
   15 августа 1990 г. герб Варшавы был заново утвержден в варианте 1938 г.
   Гербы польских городов, существовавшие до потери страной независимости в 1795 г., можно разделить в геральдическом отношении на несколько групп. С повторяющимися земельными символами связаны города регионов Мазовии, Малой Польши и части Галиции, Великой Польши и Куявии. Особо выделяются: гербы силезских городов, созданные в условиях многовекового оспаривания территории Польшей и Чехией; гербы городов Поморья, захваченных в ХIII в. немецкими рыцарями, примыкающих геральдически к традициям немецкой Померании; гербы южной части Восточной Пруссии, появившиеся во времена господства Тевтонского ордена. Небольшую группу составляют гербы Подляхья и польской Судувы, тяготеющие к традициям Великого княжества Литовского.
Ряд городов Мазовии имеют гербы, восходящие к символам местных магнатов — «шожновладцев». Таковы символы Ломжи (скачущий золотой олень), Кутно (два золотых льва) и Василькува (голова лося). В ряде гербов — Томашув-Мазовецки — присутствует черный медведь — земельный символ. Есть изображения и покровителей городов — апостол Петр с ключом от рая в гербе Цеханова; «говорящие» гербы — ствол с тремя побегами в гербе Блонье («блоны» в славянских говорах — открытое, поросшее место; отсюда и сад Блонье в Смоленске). Выделяется также герб Плоцка, известный с XIII в., с изображением кафедрального собора с готической розеткой.
В 1781 г. последний польский король Станислав Понятовский даровал герб Остроленке. На нем в красном поле — коронованный белый орел, на груди которого черный щит с серебряным медведем и латинским девизом: «Этой птицей прославлен».
Города Великой Польши и Куявии также имеют в своих гербах преобладающие красный и белый (серебряный) цвета. Лодка с веслом в красном поле — «говорящий» герб города Лодзь (известен с XVI в.). Серебряная корона в красном поле — герб Влоцлавека. На центральной башне крепости помещен треугольный щит — герб князей Куявских. Похожая крепость, но с золотыми крышами башен и открытой створкой ворот — символ Калиша (XIV в.). В его гербе на стене изображен герольд с золотым рогом.
Герб Иновроцлава, с серебряными башнями в красном поле, напоминает об основании города в XIV в. Владиславом Молодым. Между башнями — королевский белый орел, сверху — серебряная лилия, башню поддерживают два золотых рога (детали герба Владислава Молодого).
Кроме герба Гнезно, в этом регионе белый орел, но с удлиненным хвостом, — в гербе города Петркув-Трибунальски.
С XIV в. известен герб крупнейшего города Великой Польши — Познани. Здесь цвет щита — голубой, в поле на башне с раскрытыми воротами стоят апостолы Петр и Павел. Но вверху — королевский герб с белым орлом. В воротах — скрещенные золотые ключи и крест над ними.
Родовые знаки местных феодалов нашли отражение в гербах Конина (серебряный конь, вставший на дыбы) и Пилы (красный стоящий олень). Необычен герб Скерневице — в фиолетовом поле золотой крест и три серебряные лилии (герб епископа Скерневицкого — город основан как его резиденция). В 1738 г. учрежден герб города Лешно с родовыми символами князя Рафаила Лещиньского — половиной черной головы быка и серебряным топором в красном поле — атрибутом местных плотников.
В гербах городов Малой Польши и Галиции преобладают другие знаменные цвета — золотой, серебряный и лазоревый (синий, голубой). Родовой герб магната Лелива — золотые шестиконечная звезда и полумесяц в лазоревом поле — стал также гербом сразу двух городов: Тарнува и Тарнобжега (известны с XIV в.). Обычно для различия поле герба Тарнува делают голубым, Тарнобжега — синим. Родовой герб магната Среньява — серебряный мальтийский крест в лазоревом поле — перекочевал на герб Жешува (XV в.). Святая королева Катажина с поднятым мечом и пальмовой ветвью в руках в лазоревом поле — известный с XIII в. герб города Новы-Тарг (о занятиях горожан напоминает мельничное колесо). Также в лазоревом поле изображен Архангел Михаил, поражающий змея, в гербе города Ланкут.
Как и для региона Альп, для Прикарпатья характерен культ змеи (дракона) — хранителя горных пещер. Вот и в гербе города Санок (XVIII в.) соседствуют Архангел Михаил, поверженный дракон и змея. Святая Малгожата (Маргарита), покровительница Новы-Сонча, также топчет ногами зеленого змея (XIV в.).
Очень старого, языческого происхождения — изображение идущего медведя в гербах городов части исторической галицкой Червонной Руси: Пшемысля (Перемышля) — черный медведь под золотым крестом в лазоревом поле, и Хелма (Холма) — серебряный медведь между трех деревьев в зеленом поле. А герб города Замосць изображает его основателя — коронного гетмана Яна Замосцкого (1585 г.).
Также очень давнего происхождения изображение на гербе Люблина (1614 г.) — серебряный козел, объедающий зеленый молодой дубок. Дуб — символ силы и мощи, а козел — колдовства.
Силезия — область племенного союза силезян — вошла в польские владения в первой половине XI в. при короле Болеславе Храбром. В дальнейшем силезские земли часто отходили к Чешской короне, а с 1620 г. оказались под властью Габсбургов. В 1744 г. Силезию захватил король Пруссии Фридрих II. Все это так или иначе отразилось на особенностях развития геральдических символов.
Известный с 980 г., Вроцлав (Бреславль) несколько раз менял свой герб в зависимости от того, кому принадлежал. В 1262 г. половину герба составлял большой польский орел в красном поле, а половину — черный силезский орел в золотом поле. В XIV—XVI вв. место польского орла занял чешский белый лев. Во времена австрийского и прусского господства городской герб состоял из четырех частей: внизу были добавлены инициал «W» в золотом поле и святая Елизавета (Эльжбета) — покровительница города — в красном поле; в центре в черном круге — голова князя Вратислава, основателя города. После воссоединения с Польшей в 1945 г. был восстановлен герб образца 1262 г.
Другие гербы силезских городов не претерпели таких изменений. С культом могучего дуба связан герб Валбжиха — дуб на зеленых холмах. Герб города Еленя-Гура, данный в 1599 г., «говорящий» — красный олень с ветвью во рту стоит на зеленой горе в серебряном поле. Ранее — в 1753 г. — появился герб Легницы — золотой лев с двумя ключами в лазоревом поле (чешский лев — с герба основателя города, короля Владислава Погребовца). Серебряный замок с башнями в зеленом поле — герб Зелены-Гуры. Над крепостью — увенчанный шлемом местный земельный герб с бронзовым орлом в серебряном щите.
В Верхней (Горной) Силезии едва ли не в большей части городских гербов встречается земельный символ — золотой орел в голубом поле, составляющий правую половину щита. Такой вид гербы приобрели в XVIII в., когда нормой стало изображение земельного герба в городском. Так произошло с гербом Бельско-Бяла — города, состоящего из двух частей; однако в левую половину общего герба города вошли лишь серебряные лилии в красном поле Бельско (герб епископа Вроцлавского). Герб Бяла (1723 г.) — три красные розы в золотом поле — ныне остался лишь районным. Такая же композиция в гербе Ополе: только вместо лилий — половина золотого креста, в гербе XIV в. Бытома — уже изображен рудокоп с киркой, дробящей черную скалу (силезский орел — в левой половине). Половина белой башни в красном поле — часть герба Гливице.
Крупнейший паломнический город Польши — Ченстохова, — как ни странно, не имеет на гербовом щите, известном с XIV в., религиозных символов. Там помещены символы основателя города князя Владислава Опольчика — золотые орел и лев, стоящие на башнях серебряной крепости в лазоревом поле.
Города польского Поморья уже в X в. были торговыми центрами, в начале XI в. их подчинила Польша. С начала XIII в., после завоевания междуречья Эльбы (Лабы) и Одры, сюда пришли немецкие рыцари и овладели всем балтийским польским побережьем. В XIV в. большая часть Поморья была вновь отвоевана королями Польши. В дальнейшем немецкое господство сохранялось в районе Шецина (Штеттина), а к концу XVIII в. все Поморье вновь подчинили немецкие власти — на этот раз прусские.
Крупнейший город Поморья — Гданьск — получил герб в 1757 г., когда король Казимир Ягеллончик даровал ему магдебургское право (право городского самоуправления). Его волю отражает золотая корона в красном поле, под которой вертикально расположены два серебряных мальтийских (св. Иоанна) креста, напоминающих о немецких рыцарях, потомки которых осели в городе. Большой герб Гданьска дополняют два золотых льва-щитодержателя и латинский девиз на золотой ленте внизу: «Nec temere nec timide» (Не без надобности и не робкий).
Из российской истории известно, что герб Гданьска (Данцига) в XVIII в. стал родовым гербом графов Шереметевых, так как существовала легенда, по которой предок Шереметевых, некий прусский воевода, был оттуда родом. В действительности легенда вряд ли достоверна.
На многих гербах поморских городов изображен земельный красный грифон (встречающийся и в немецкой Померании) — символ богатства. Грифон выступает из морских волн (Слупск, герб известен с XVII в.), стоит на берегу реки Парсеть (Бялогард), держит в лапе золотой цветок клевера (Волин). Голова грифона в золотой короне в лазоревом поле — герб Щецина, известный с XIV в. Белое знамя с красным грифоном держит конный рыцарь также в гербе Кошалина. У рыцаря — гербовый польский щит, поле герба — лазоревое. Во времена принадлежности города Пруссии и Германии существовал другой герб — голова Иоанна Предтечи в красном поле.
С церковными владениями связаны гербы: Колобжега (Kольберг) — со знаками епископа Кашинского и замком на берегу моря с двумя лебедями; Квидзина (центра Померанского епископства) — с крестом, посохом и тиарой. О борьбе Польши с Тевтонским орденом в устье Вислы напоминает герб города Старогард-Гданьски — золотая корона между тевтонскими и иоаннистским крестами в красном поле.
Мазурия — южная часть Восточной Пруссии — с середины XIII до начала XV вв. была владениями обосновавшегося на землях пруссов Тевтонского ордена. Города возникли здесь, главным образом, как рыцарские замки. И это отразили геральдические знаки городов. Так, на гербе Мальборка (Мариенбург) — резиденции магистра Тевтонского ордена — остался подробный рисунок замка, известного в польской культуре по поэме Мицкевича «Конрад Валенрод». На современном гербе место тевтонского гербового щита на главной башне занимает красный щит с белым орлом.
С XIV в. известен герб города Ольштын (Алленштейн) — апостол Яков в синем плаще с посохом, красная башня замка и половина черного тевтонского креста в белом поле. После присоединения южной части Восточной Пруссии к Польше (по решениям Потсдамской конференции в 1945 г.) с герба исчезли тевтонский символ и башня.
На территории, отошедшей в XV—XVIII вв. от владений немецких рыцарей в Пруссии к Польше, оказался город Бранево, в 1748 г. он получил герб — на серебряном поле бук в зеленой долине (бук, как и дуб, почитался пруссами в языческие времена как священное дерево). Ранее, в середине XIV в., Польша отвоевала город Торунь (Торн) на границе Куявии. В XV в. город — родина Коперника — стал иметь в гербе трехбашенную красную крепость в серебряном поле. Бывший местом военных столкновений Польши с тевтонцами, город Хелмно получил в гербе ленты двух рукавов Вислы в красном щите — цвета крови, пролившейся в средневековых битвах.
Северо-восточные районы Польши — Подляхье и часть Судувы (Сувалькии) вплоть до разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. относились к землям Великого княжества Литовского, слившегося с Польшей по унии 1569 г. Едва ли не большая часть старинных городов здесь включает в гербы «погоню» — скачущего всадника с герба литовских князей (что характерно для ряда городов в Литве, Белоруссии, Латгалии, на Смоленщине и Псковщине — везде, где были в это же время литовские владения). Литовский всадник с поднятым мечом скачет над башней в красном поле герба Седльце (XVIII в.). Похожий герб (всадник над замком) — у города Пулавы (это также родовой герб князей Чарторыйских). Пограничное положение между землями Польши и Литвы отмечает герб Дрогичина с белым орлом и «погоней» в смежных полях, над ними — зубр в зеленом поле, символ начинающейся здесь Беловежской пущи. Белый орел также распластал крылья над всадником в гербе Белостока, утвержденного в 1809 г. после присоединения города к Российской империи.
Ранее — в 1720 г. — король Aвгуст II дал герб городу Сувалки. У него два персонажа — святые Рок и Ромуальд, и золотой крест, осеняющий в красном поле зеленые Вигровские Горы. Другой король Август — Сигизмунд II Август — даровал герб основанному им в 1557 г. городу Августов: королевские инициалы «S.A.» и малый буквы «P.R.» («Poloniae Rex» (король Польский) под серебряной короной в красном поле).
Отдельный период в развитии городской геральдики Польши — 1795—1918 гг., когда польские земли были поделены между тремя державами. В Австрийской империи, а позднее — Австро-Венгрии в польских владениях было создано королевство Галиция, входившее в австрийскую часть империи. В российских владениях в Польше в 1815 г. было образовано Царство Польское с центром в Варшаве. Польские владения Пруссии, а затем и империи не были выделены в особую земельную единицу. Из польских территорий, ранее входивших в Речь Посполитую, с 1815 г. к России отошли Мазовия, Куявия, Подляхье, Судува и часть Малой Польши, к Австрии — южная часть Малой Польши, часть Верхней Силезии и Галиции, к Пруссии — Великая Польша, другая часть Верхней Силезии и часть Поморья.
Понятно, что принципы, по которым развивалась в это время геральдика в Польше, укладывались в официальные каноны трех империй. Вместе с тем, именно городские гербы в условиях потери государственности хотя бы отчасти продолжали национальную традицию. Правда, имела место определенная «перекройка» ряда гербов. Так, в гербе Познани вместо белого польского орла появился чёрный прусский орёл в золотом щите... Вновь официальное утверждение городских гербов в Польше прошло во всех ее трех частях в основном в последней трети XIX в. (в Царстве Польском — в 1870-х гг.).
В Царстве Польском наибольшие изменения претерпели гербы губернских городов (кроме Варшавы). Сувалки, например, получили вместо изображений святых зеленую ель на горе и две голубые речные ленты в золотом поле. Гербом Ломжи стала ладья, плывущая по серебряной реке в лазоревом поле. А в гербе Плоцка от собора остались две башни, но добавились ключи и колосья. Уездные города российской части Польши получили, как и во всей империи, губернский гepб к правом верхнем углу. Из новых городов можно отметить герб Александрува-Куявски с инициалом Александр I — «А», выложенным из кирпичей (герб 1880 г.).
В германских владениях ряд новых гербов был составлен по достаточно простому принципу — половина знаменного золотого креста в черном поле с половиной верхне-силезского орла (Хожув, 1868 г.), разрез земли с угольными пластами (Сосновец, 1904 г.), чайка, держащая рыбу, на песке и серебряный замок в лазоревом поле (Сопот, начало ХХ в.), «говорящие» ели и скачущий олень (Эльк, XIX в.). B 1916 г., во время немецкой оккупации Царства Польского, был утвержден герб центра медицины — города Отвоцк под Варшавой — половина белого орла в красном поле и чаша со змеей в золотом поле.
После провозглашения независимости Польши в ноябре 1918 г. страна пережила период острой политической борьбы и социальной нестабильности, что не способствовало вниманию к местной геральдике. Впрочем, в 1926 г. герб появился у нового порта на Балтике — Гдыни — в красном поле меч и две рыбы. Лишь в конце 1930-х гг. — перед самым захватом Польши гитлеровцами — полувоенный авторитарный режим попытался укрепить патриотический дух в стране, усилив внимание к символике. Именно тогда заново утверждаются гербы Варшавы и других городов. В 1937 г. появился герб нового промышленного центра силезского горного бассейна — Катовице — с модернизированными символами: наковальней, молотом, шестеренкой и земельным пластом (первый герб у Катовице был ещё с 1816 года).В основу ряда гербов — Миньска-Мозовецки, Тчева, Лукува, утвержденных в 1938—1939 гг. — положены старые феодальные родовые знаки. Появились новые «говорящие» гербы (Хмельник).
В послевоенной Польше новое упорядочение городских гербов произошло в 1960-е гг. Фактически Польша при коммунистах избежала идеологических новаций в геральдике, сохранив традиционные символы, в том числе церковные. Лишь белый орел, как и в государственном гербе, кое-где в городских гербах лишился короны. Новые гербы, составленные в те годы, были определенно «индустриализированны». Символы промышленности присутствуют в гербах Воломина (1969 г.) и Руда-Слёнска (1966 г.). В гербе Сталёва-Воля заводские трубы и электрическая дуга образуют буквы «S» и «W».
Новый этап в развитии городской геральдики начался в 1990 г. Посткоммунистическая Польша пошла по пути восстановления элементов больших городских гербов. Так, в гербе Плоцка восстановлены девиз «Достоинство и труд усиливает» и два креста — Грюнвальдский и Валечный, обрамленные лентами цветов городского знамени — желто-красно-голубыми. 7 июля 1991 г. заново утвержден герб Пшемысля с короной на вершине и девизом: «Свобода царит в городе».
Наконец, в современной Польше произошел, пожалуй, единственный в своем роде городской геральдический прецедент. С 1990 г. в правом верхнем углу герба Радома — родины, безусловно, самого почитаемого в мире поляка современности папы Иоанна Павла II помещен личный папский герб под золотой тиарой.