От Вильнюса до Клайпеды - дорогами Погони

Аркадий Кузнецов 2
   История городской геральдики Литвы делится на фактические периоды:
   Первоначальные гербы городов, получивших магдебургское право в XV-XVIII в.в., во владениях Великого княжества Литовского и литовских землях Речи Посполитой.
   Утверждение и уточнение городской геральдики в Российской империи, сильно отличавшейся от ранее принятой.
   Восстановление гербов прежнего образца и частичное утверждение новых гербов в годы первой Литовской Республики (короткий период 1918-1940 г.г.)и принадлежности Вильнюсского края Польше.
   Новое утверждение прежних и оригинальных гербов в советский период (в 1960-ые-80-ые годы).
   Восстановление и уточнение исторических гербов в первые годы восстановления независимости Литвы, принятие новых гербовых символов фактически всех городов страны, их геральдическая стандартизация.
  (Особняком стоит история Клайпедского края, большая часть которого веками была владениями Тевтонского Ордена, Пруссии, Германской империи и передана Литве в 1923 году).

               Описание большого современного герба Вильнюса:
В червленом поле большого герба серебряный Святой Христофор, идущий вброд через серебряную реку, на краях которой растет по дереву. Святой обеими руками держит золотое обрезанное дерево (места обрезанных веток серебряные) с двойным крестом на вершине. На левом плече св. Христофор несет серебряного младенца Иисуса с золотой державой и нимбом.
Щитодержатели представляют собой две аллегорические женские фигуры в серебряных и зеленых одеждах. Они над щитом держат зеленый дубовый венок, перевязанный лентами национальных цветов: золотой, зеленой, червленой. Правая аллегория Единства в правой руке держит связанные золотыми ленточками светло-коричневые прутья и золотой топор – т.н. ликторские пучки, левая аллегория Правосудия в левой руке держит золотые весы, ей у ног положен золотой якорь – символ Надежды. Под гербом на светло-коричневой с золотом извивающейся ленте девиз города: «Unitas Justitia Spes» (Единство, Правосудие, Надежда).
   По одной версии, герб у великокняжеской столицы литовских владений появился в 1330 году, при князе Гедимине, по другой - был дарован вместе с городским правами Ягайлой в 1387 г. Вторая версия выглядит убедительнее, если вспомнить, что лишь в 1387 г. началось католическое крещение Литвы, а Христофор - бывший язычник, ставший проповедником учения Христа. Но есть и аргументы у сторонников первой... Достоверно герб известен по печатям уже середины XV века.
 
"Почему покровителем Вильнюса стал святой Христофор и когда это произошло?

     Павел Лавринец, заведующий кафедры русской филологии Вильнюсского Университета:

Это большая загадка. Еще в середине XIX века над этим задумался знаменитый историк Теодор Нарбут (Teodoras Narbutas, литовско-польский историк, подданный Российской империи, куда тогда большей частью входила утратившее государственность литовско-польского государство; годы жизни: 1784-1864. Основная работа — десятитомная «История литовского народа» (1835-1841), которая в настоящее время оценивается довольно противоречиво: с одной стороны, в ней аккумулировано много ценной информации, часть из которой по др. источникам больше недоступна современным историкам. С другой стороны, значительная часть этой информации в труде Нарбута не подкрепляется ссылками в других источниках, поэтому часто невозможно определить, что основано на документах, а что на народных преданиях или на догадках самого Нарбута. Прим. Portalostranah.ru).
Нарбут был убежден в том, что герб у Вильнюса появился со времен Гедимина (О Гедимине см. краткий очерк истории Литвы здесь Прим. Portalostranah.ru).
Но времена Гедимина — это были языческие времена, и на гербе города в языческое время никакого христианского святого быть не могло.
И Нарбут углядел на старинных печатях города Вильнюса изображение великана Алциса (Алцис — персонаж дохристианской мифологии этих мест Прим. Portalostranah.ru), у которого в руках вовсе не посох с крестом, а вырванное с корнем дерево, а на плече у него не Христос, а девушка.
Нарбут предположил (в своем труде «История литовского народа» Прим. Portalostranah.ru), что первоначально на гербе был изображен этот великан Алцис, легенда о котором гласит что это был могучий богатырь нечеловеческого роста и невероятной силы, который взял себе в жены женщину с такой же необыкновенной силой но обыкновенного роста.
Алцис всегда носил свою жену у себя на плече — великану любое море, любая вода — было по колено Деревья он мог выдирать с корнем и ходил с ними как с тросточкой."
( С сайта Portalostranah.ru)
Как бы то ни было, на печати 1548 г. на плече у человека без ореола действительно сидит маленькая фигурка женщины! И крест-дерево стал просто ветвистым литовским посохом, то есть вырванным деревом... После унии Литвы и Польши 1569 г. в Вильнюсе(Вильно) стали (почему?)использовать как городской государственный литовский герб. В Гербовнике 1584 г. сказано:"... город Вильно использует также герб Погоня..." Однако к XVIII веку снова стал встречаться вариант с Христофором, причём вместо дерева с крестом он изображался с копьём и подпоясанный мечом или саблей. А в 1794 году - накануне третьего раздела и исчезновения с карты Речи Посполитой - появились щитодержатели, фигуры Единства и Правосудия, что было в классицистической традиции того времени. Впрочем, есть кроме этого светского толкования фигур, и христианское - изображены Каллиникия и Акилина, подосланные к Христофору, согласно его житию, римскими властями блудницы, принявшие от него веру в Христа и вместе с ним принявшие мученическую кончину.
До 1809 г. в печатях уже при Российской империи изображался герб с двуглавым орлом вверху и Христофором внизу, но затем остался лишь орёл. А в 1845 году по утверждению властей виленским гербом становится только Погоня:"Щит представляет в красном поле всадника в латах, скачущего на белом коне в правую сторону; в правой руке всадника поднятая к верху сабля, а левая держит серебряный щит, на котором изображен золотой осьмиконечный крест". Вариант 1859 г. был более приближен к средневековому рисунку герба.
Уже в 1920 году, при том, что Виленский край оказался под контролем Польши, стал вновь использоваться герб со святым Христофором, официально закреплённый в 1922 г. В 1939 г. его подтвердили литовские власти при передаче города Литве, но в 1940 году с началом советизации Литвы все "несоветские" гербы были упразднены.

   В 1969 году были заново утверждены гербы ряда литовских городов, но не Вильнюса. Художник Арунас Тарабилда подготовил вариант с великаном Альцисом, несущим через реку жену - Яутерите, так как христианский святой категорически был противопоказан советским нормам... (Кресты при этом превратились в традиционный литовский дохристианский орнамент!) Но и такой вариант не прошёл даже при либеральной культурной политике Снечкуса.
   Помню, как в 1970-ые годы моя мама ездила в Латвию и Литву по туристическому маршруту. От той поездки до сих пор у меня лежит схема "По Латвии и Литве". На карте Рига и Вильнюс обозначены рисунками гербов. Но если у Риги - утверждённый тогда вариант исторического герба, то у Вильнюса - щит с башней Гедиминас и тремя лиственными деревьями. Символ, не лишённый логики, но не имеющий отношения ни к одному историческому гербу и нигде не утверждённый.
   И только 17 апреля 1991 года был возрождён изначальный герб Вильнюса как столицы независимой Литовской Республики - малый и большой герб. Несколько слов о дубовом венке в большом гербе. В Литве это - символ силы, мощи, когда-то посвящавшийся верховному богу грома Перкунасу. Некоторых смущает смешение в гербе языческих и христианских традиций, но - таковы особенности литовской культуры.

         Герб Вильнюса

Вперёд шагает богоносный старец,
С трудом переходящий реку вброд,
Когда вокруг кровавых битв багрянец,
Под тяжестью сгибаясь, он идёт.

Растущие по берегам деревья,
Святому Христофору смотрят вслед.
В служении есть повод для веселья -
Возможность избавления от бед.

В руках скитальца деревянный посох
И веры нерушимой крест на нём -
Воззвания к единству отголосок
И тяга к справедливости во всём.

От ветра развивается одежда -
Любовь во взгляде смелом и надежда.

               Александра Петрова
   Есть, кстати, вариант легенды об Альцисе, "примиряющий" язычество и христианство...
«Посадил на плечо Аутериту Альцес, пошёл по морю, как по луже скворец.
Хотел жениться на Аутерите. В Храм как назло ворота закрыты.
Пошли обратно. Навстречу  Святой. Альцес старца на другое плечо и понёс.
Покрестил, обвенчал верную пару монах. Живите миром, помните Божий Страх».

   У литовской столицы есть также своеобразный талисман - изображение железного волка. Он связан с легендой об основании города Гедимином в 1323 году.

Однажды Гедимин охотился в Понарах,
На шкуру он прилёг в тени деревьев старых
И песней тешился искусного Лиздейки,
Пока не задремал под говорок Вилейки;
Железный волк ему явился в сновиденье,
И понял Гедимин ночное откровенье:
Он Вильно основал, и, словно волк огромный
В кругу других зверей, встал город в чаще тёмной.
                Адам Мицкевич. "Пан Тадеуш". Перевод С.Мар (Аксёновой)

АЛЕКСАНДЭР СНЕЖКО

СНОВИДЕНИЕ КНЯЗЯ ГЕДИМИНА

История знает года...
Кто помнит? – Лишь может присниться.
В лесах жили люди тогда,
А рядом – зверь дикий и птица.
А власть над страною лесной
Справлял Гедимин – князь могучий,
Ходил на охоту и в бой,
Врагов разгоняя, как тучи.
Однажды проворный зверек
Увлек в дальний край, незнакомый.
Устав, князь под дубом прилег,
В дали и от слуг, и от дома.
А видел в своем вещем сне,
Что волк на горе под сосною
Выл звонко, как-будто в броне
Звал рыцарей в бой за собою.
Проснулся... А что значил сон?
- Вернувшись, спросил он у свиты.
- Пусть мной будет тот награжден,
Кто смысл разгадает укрытый.
Задумалась воинов брать
И те, с сединой над висками,
Как вещий тот сон разгадать,
Что с князем случится и с нами?!
Вдруг с дальней дороги пиит
Предскажет пророчее слово:
-Здесь крепость и город стоит
Так славный, что нету другого.
Кто взял за пилу, кто – топор,
И замок здесь встал над горою,
А город растет до сих пор
- Наш Вильнюс, где дом наш с тобою.

Авторский перевод с польского языка

В 1996 году в Вильнюсе открыт памятник князю Гедиминасу с фигурой железного волка у пьедестала (скульптор Витаутас Кашуба).

Можно считать, что второй по величине город Литвы - Каунас приобрёл герб с 1408 г., когда великий князь Витовт(Витаутас) даровал городу магдебургские права. Вероятно, князь участвовал в выборе символа, которым стал могучий тур(«таурус»). На печатях герб встречается, как и у Вильнюса, со 2-ой половины XV века.
С конца XV века над туром появился рыцарский крест. По одной из версий, он означал большую немецкую общину в городе. В 1540 г. при королеве Боне крест заменили латинским(общекатолическим). Так отразилось негативное отношение властей к лютеранству, распространившемуся среди немцев.
Белый тур на красном фоне,
Золотой крест между рог.
Чей же герб такой красивый?
Кто его придумать мог?
(Стихи неизвестного автора о гербе Каунаса).
   В отличие от виленского герба, у других городов Литвы до восстания 1831 г. сохранялись дороссийские символы, помещаемые теперь под двуглавым орлом, как это было и в украинских и белорусских районах бывшей Речи Посполитой. Но после подавления восстания политика царской администрации в Литве, как и в Польше, изменилась в сторону игнорирования традиционной символики и замены её заново придуманной.
   Описание герба Ковно и Ковенской губернии,утверждённого в 1843 году:
"В голубом щите памятник, воздвигаемый в воспоминание отечественной войны 1812 года, с надписью: "На начинающего Бог "; у подножия его две соединяющиеся между собой реки, в знак, что г. Ковно стоит при слиянии рек Немана и Вилии".
  72 года просуществовал ковенский герб с памятником "в воспоминание 1812 года" и был упразднён в 1915 году, после взятия города немецкими войсками. Герб исчез вместе с демонтированным памятником.
  Новый вариант герба с туром нарисовал Тадас Даугирдас. Этот герб стал использоваться в первой Литовской Республике, временной столицей которой стал Каунас. А в 1935 г. герб был утверждён заново, и это было единственное официальное утверждение герба города в межвоенный период:"В червленом поле на золотой оконечности серебряный тур (зубр) с золотым крестом между рогами и золотым оружием." В этом варианте тур был похож на зубра - сказалось влияние польской и белорусской геральдики в период Российской империи. Автор этого изображения - Йонас Бурба.
  В 1969 году был вновь утверждён исторический герб Каунаса. "На пересеченном снизу щите в верхней части в красном поле белый зубр, оконечность щита зеленого цвета. Щит окаймлен узкой каемкой серебряного цвета". Нюансы были в том, что не стало креста, а герб - поле и бык -  приобрёл цвета флага Литовской ССР. Ещё художник был вынужден удалить мошонку, не понравившуюся комиссиям...
  В 1993 г. герб Каунаса утверждён в виде, приближённом к рисунку Даугирдаса. А 19 мая 2009 г. утверждён большой герб Каунаса.Его описание:"В червленом поле приподнявший переднюю правую ногу серебряный тур, у него между рогами золотой латинский крест. Щитодержатель – золотой парусник с серебряными парусами. Над щитом, в червленом центральном парусе три золотые безанты 1:2. В верхней части герба на золотой ленте латинский девиз: «Diligite justitiam qui judicatis terram» (Любите праведность, правители земные)." Автор герба - Раймондас Микнявичус. Корабль символизирует торговый город в месте слияния двух рек - Нямунаса и Нярис. Девиз - из Книги Мудрецов.

  Историческая резиденция правителей Литвы - город Тракай среди озёр с его замками на полуострове и на острове. Герб город получил после дарования ему прав при Витовте, который после разгрома тевтонцев при Грюнвальде в 1410 г. проводил большую часть времени в своей островной твердыне и там же скончался в 1430 г. До нас сохранилась печать конца XV века, на которой изображён Иоанн Креститель, как покровитель города. Есть версия, что в облике Иоанна представлен сам Витаутас, который способствовал строительству в Литве церквей и монастырей. Но это сомнительно, так как великий князь сам не был крепок в вере и во многом в душе оставался язычником, перекрещиваясь несколько раз за жизнь. А фактически в Тракае чтут другого Иоанна - епископа Яна Непомуцкого, покровителя водоёмов, речников и рыбаков. Ещё одна загадка - герб Трок(Тракая) в польском гербовнике XVI века, где славный город символизирует воин с копьём и щитом. Может быть, это - воплощение Витовта? Но, скорее всего, это - возрождение эмблемы князя Кейстута(Кястутиса), отца Витовта(там воин держит меч). В дальнейшем, когда город пришёл в запустение, все эти гербы были забыты. И в 1845 г. заново утверждён такой вариант:"Щит разделен на две половины: в верхней помещен Виленский герб, в нижней, в золотом поле изображены крепостные ворота, над которыми поставлена дата - 1045 год и два крестообразно сложенных меча. 1045 год показывает время, когда город Троки был основан". Конечно, ворота замка - вполне обоснованный символ.
...Трокского замка на синем просторе
   Видишь твердыню у Трокского моря?
                (Юлиуш Словацкий)
А вот почему вопреки традициям в гербе помещён год основания Тракая(причём баснословный - теперь считается, что Старый Тракай был основан не ранее конца XII века, а Новый Тракай - при Гедимине или Ольгерде)?
  В варианте 1860 г. ворота замка гораздо меньше похожи на реальные сооружения. Позднее, до конца ХХ века, герб города не утверждался; в советское время, конечно, на сувенирных гербах отдавалось предпочтение замку и мечам. Но в 1996 году был возрождён вариант с головой Иоанна Крестителя. А воин, бывший даже более ранней эмблемой, признан земельным гербом, данным Тракайскому уезду. На щите у него - великокняжеский знак, "Столбы Гедимина".

  Крупнейший город Жемайтии - Шяуляй(Сауле, Шавли) получил герб в 1791 г., при административной реформе в поздней Речи Посполитой. Герб был круглым, с именной подписью самого короля Станислава Августа Понятовского и тремя изображениями в кругах и между ними - медведя в красном поле - символа Жемайтии, знака "Всевидящее око", очень популярного в эпоху Просвещения и телёнка с фамильного герба Понятовских. Интересно, что до 1831 г. использовался герб без телёнка: скорее всего, сами горожане не хотели вспоминать о последнем короле, отрёкшемся от уничтоженного государства. В 1845 г. "шавельский" герб стал иным:"Щит разделен на две половины: в верхней герб Ковенский, а в нижней три поставленные рядом бабки хлеба". И вариант 1861 г.:"В лазоревом щите золотой крест, сопровождаемый 4 золотыми колосьями". Уже в 1912 г. на волне национального возрождения предлагалось возродить первый герб. И в 1919 г. герб 1791 г. вернули, только разделив его на три равных поля, сделав более геральдичным. И в 1968 г. был вновь составлен почти такой же герб, даже с королевским тельцом, но с заменой "Ока" на треугольный знак солнца. В постсоветские годы довольно долго решали, как точно должен выглядеть герб Шяуляя; наконец, в 2001 г. был утверждён такой:"Щит большого герба разделен на три поля. В переднем червленом поле черный обращенный медведь с серебряным языком, когтями и цепью того же цвета на шее. В заднем лазурном – лучистый золотой глаз Божьего Провидения. В серебряной оконечности щита червленый телец. Над щитом пурпурная княжеская шапка с золотыми дугами, усаженными серебряными перлами, и золотой державой наверху. Бока щита украшают две, связанные внизу червленой лентой, зеленые лавровые ветви с червлеными ягодами." Автор - Агнюс Тарабилда, сохранивший во многом дизайн дяди - автора прежнего варианта Арунаса Тарабилды, сделавшего поля щита прямоугольными.
  Хотя Паневежис(Поневеж) с XVI века был административным центром, герб там приняли только под занавес периода Речи Посполитой - в 1791 г. Причиной тому, поговаривают, несговорчивость магнатов, от которых зависел город. Башня с открытыми воротами означала в этом гербе открытость местных жителей. Местные власти ухитрились использовать этот герб вплоть до 1840 г., но затем и там был придуман новый символ. В этом случае герб 1843 г. оказался вполне отражавшим чаяния горожан - в нижнем поле, под "губернской"ковенской частью с колонной была изображена соха. Хлеб был в Поневеже важнейшим, доходным товаром. Уже в 1919 году, на заре литовской независимости, герб переработали: убрали уже несуществующую колонну и вверху поместили два снопа льна - такого же доходного для Паневежиса, а соху заменили плугом. Но в 1922 г. привычную соху возвратили. В 1969 г. был возрождён тот же герб, но с двумя полями - красным и голубым. Наконец, с 1980-ых годов в городе заново открыли первый герб 1791 г., и в 1993 г. берега Нявежиса вновь украсила гостеприимная башня. "В серебряном поле червленые ворота с тремя башенками и над ними возвышающейся башней. Двери ворот, окна и оконечность щита черные." Автор эталона - Арвидас Каждайлис (он же дизайнер герба 1969 г.). "Сельскохозяйственный" же герб отдали Паневежскому уезду.
Похоже, но не без мистики развивалась история герба города Тельшяй в Жемайтии. Первый герб (1791 г.) изображал в лазоревом поле святого епископа Краковского Станислава, воскрешающего мёртвого (в его именины - 8 мая - была учреждена городская ярмарка; не забудем, что герб утверждал последний король Польши Станислав Август). В 1845 г. в новом варианте под губернским полем с ковенской колонной изобразили кадуцей в красном поле - знак торговли. В 1861 г. кадуцей хотели заменить золотыми поясом и монетами, в 1880-ые годы власти не позволили князьям Огинским вновь использовать герб с епископом. А в 1970 г. в лазоревом поле с посохом, напоминающим епископский, но с лентой, в той же позе, что и епископ, появился...чёрный медведь, символ Жемайтии. (Думайте всё, что хотите, но - святой-оборотень???) В 1991 г., наконец, всё встало на свои места - конечно, был возрождён герб с епископом.
Чудесные превращения святых продолжились в городе Аникшяй. В гербе 1792 г. изобразили новый мост через реку Швентойи и на нём - статую св.Яна Непомуцкого, "приглашённого" из Тракая. Вспомнили про исторический герб лишь в 1970 г. Но на мосту вместо епископа оказалась...девушка с водяной лилией и книгой в руках, олицетворяющая "красоту местной природы и литературные традиции края". Что и говорить, поэма Антанаса Баранаускаса "Аникшяйский бор" общеизвестна в Литве. Но это не помешало в 1992 г. всё же восстановить первоначальный вид герба с детализацией:"В лазурном поле, которое от лазурной оконечности отделяют серебряные облака, коричневый трехарочный мост с обычных цветов статуей св. Йоанна Непомуцкого. Святой в правой руке держит черный крест с серебряным Распятием, а в левой – зеленую пальмовую ветку. Ряса и шапка черные, комжа серебряная, плащ коричневый, вокруг головы – пять серебряных шестиконечных звездочек. Щит с боков опоясывают две зеленые с коричневыми стеблями и червлеными ягодами ветки, внизу связанные червленой ленточкой, правая ветка – лавровая, левая – плюща".
Определённые казусы не миновали и постсоветское время. В 1792 г. покровитель Вилькии св. Юозапас(Иосиф)с деревцем с цветами лилии в руке выглядел молодо - безусый, безбородый, даже женоподобный. В гербе 1998 г. он - с густыми чёрными усами и бородой. Постарел за 200 лет?
Герб Расейняя - "говорящий": в 1792 г. городу было пожаловано изображение рыси. В 1845 г. герб поменяли на два рога изобилия в зелёном поле (не согласившись с предложением местных жителей поместить в нижнее поле "в пояс три пяди пшеницы"). В любом случае особенно мятежный в 1831 г. город с правительством Жемайтии не собирались оставлять с видом решительного зверя..."В зеленом щите вилообразный крест, в углах которого 3 золотых яблока" - это уже проект 1861 г., вызванный, вероятно, малой популярностью нового символа. Рысь восстановили уже в 1919 г., а в 1989 г. сделали более "внушительной" - уж очень она подходит к здешнему лесному краю.
Герб города Кедайняй - пример того, как городским гербом становятся частновладельческие символы. В 1590 г. король Сигизмунд III Ваза даровал городу права и герб, которым стал герб его сюзерена - рода Кишек. «В середине лазурного поля серебряную подкову коня, именуемую potkowa, остриями, или концами обращенную вниз, у которой внизу два золотых креста, третий же наверху, также внутри подковы два лосося, обычно именуемые lasos, один вверх, другой вниз обращенными головами». Но в 1627 г. на Анне Кишковне женился Христофор Радзивилл, получив в придание Кедайняй(Кейданы), и изменил герб:"Щит скошенный, в золотом поле черное орлиное крыло с ногой, которая высунувшись в лазурное поле держит подкову с крестами". То есть объединил часть герба Радзивиллов с гербом Кишек, да ещё и показал, как он крепко держит супругу и приданое... Такой герб был возобновлён в 1922 г., но крыло и подкову изобразили отдельно. В 1968 г. пытались вновь утвердить "панский" герб! В 1991 г., наконец, восстановили образец Х.Радзивилла.
Герб же Биржая оказался "симметричен" - вначале(с 1589 г.) там был орёл Радзивиллов, в затем (с 1642 г.)- два соединённых герба, такое же изображение, что и у Кедайняя. Тот же герб восстановили в межвоенной Литве, но уже в 1968 г. была предложена версия герба Радзивиллов:"В красном поле белый флаг с черным орлом, на груди которого щиток с изображением 3 золотых охотничьих рожков в красном поле". Официально её приняли, понятно, лишь в 1989 г., в 1997 г. вид герба стал несколько другим:"На золотом поле герба реящий на коричневом древке серебряный флаг с черным орлом. Ноги и клюв птицы золотые, когти серебряные. Щит окружен зеленым лавровым венком".
  Герб Вилкавишкиса (1791 г.) во все времена повторяет герб семьи управляющих городом Пак(Рас) - красная лилия в лазоревом поле.
  Необычен герб Укмерге, интересна и его история. В 1578 г. город, назвавшийся тогда Вилкмерге, имел знамя с изображением св.Михаила. Это знамя изображено в печати 1733 г. рядом с кентавром и другими таинственными символами. А в 1792 г. щедрый на герботворчество король Станислав Август пожаловал другой герб:«из руин поднимающийся дом, на его уже отстроенной мансарде – сердце словно заменяющее алтарь, а над ним положена открытая книга и такая над ней надпись: «Вечная благодарность», а на открытой книге, в правой стороне, королевский герб с подписью: «Королю», в левой же – роза пяти листиков с подписью: «Приятелю». Какой памятник сентиментализма! Королевским гербом, названным здесь, был всё тот же красный телец. Возможно, возрождаемые руины должны были символизировать возрождение государства при короле. Судя по всему, герб разработали и рисовали сами горожане - он напоминает скорее миниатюрный круглый живописный этюд того времени. В 1845 г. герб Вилкомира, как стал называться город в Российской империи, вновь стал иным:«щит пересеченный, наверху герб Ковенской губернии (обелиск), внизу в червленом поле три перекрещенные звездообразно золотые связки льна, в знак того, что жители отличаются выделкой льна, почти исключительно занимаясь такой торговлей». Непонятно, что было изображено в варианте 1861 г. - три стебля льна или три василька. Ввиду частой сменяемости герба даже после 1918 г. предпочтение отдали опять-таки льну, изображая в гербе Укмерге цветущую льняную пядь. Гораздо сильнее был интерес к старой геральдике в Литве в 1960-ые годы - в 1970 г. был возрождён герб с символами 1792 г., но изображёнными более геральдично - цельнее дом, вместо стебля с цветком розы - розетка и без подписей в книге. В 1992 г. герб приблизили всё же к изначальному виду, не восстановив только подписи. А три связки льняной пряжи  перешли в герб соседнего Купишкиса(1970 и 1997 г.г.), в верхней части которого - волнистые перевязи в голубом поле, означающие слияние рек Купа и Левуо.
"Да будет усеян твой путь розами и лилиями!" Эта восточная фигура пожелания может относиться к городу Алитус. Вначале, в 1581 г, он получил от Стефана Батория в красном щите герба белую розу - символ покровительницы города, Пресвятой Девы. Костёл Вознесения Девы существовал тут с давних времён и недавно заново отстроен. Позднее город потерял этот герб, возобновился городской герб уже в 1792 г., но  с тремя растущими лилиями. В составе Российской империи город вообще не добился прав и герба, периодически присылался на утверждение вариант с лилиями, но безуспешно, причём цветы стали за это время изображаться сорванными. В таком виде был заново составлен герб города и в 1922 году - три отдельные лилии с красными цветами в золотом поле. В 1968 г. вновь был утверждён герб с розой в фигурном щите. В 1995 г. лишь форма щита поменялась на стандартную для Литвы.
Другой город на Нямунасе, Пренай - один из многих "геральдических близнецов" Москвы, как и Джурджу, Сень, Реджо-ди-Калабрия... Ведь в его гербе - Георгий Победоносец, попирающий змея. Его полное изображение появилось в 1791 г. Лишь в 1876 г. был заново нарисован герб города, но...в усечённом виде - лишь копьё, пронзающее пасть чудовища. (Похоже на герб подмосковного Егорьевска). Вновь в изначальном виде герб Преная восстановлен в 1996 г.:"В лазоревом щите изображение: Св.Георгий на гнедом коне в серебряных латах и пурпурном плаще; уздечка коня и прочая сбруя - серебряные. Святой у ног коня колет копьём зеленого дракона, изрыгающего червлёное пламя". Чуть больше повезло близкому городу Мариамполе - в его гербе 1792 г. также был св.Георгий на коне, поражающий дракона, и в варианте 1876 г. остался воин, попирающий змея, правда, пеший. Но в описании говорилось так: "В червленом щите рыцарь в золотых латах, поражающий золотым копьем серебряного дракона с черными глазами, языком, крыльями и хвостом". Иными словами, "чудо Георгия о змие" превратилось в средневековый роман о рыцаре, боровшемся с драконом... Затем, в советские времена, у города, переименованного в Капсукас в честь руководителя коммунистов, в 1970 г. был утверждён совсем другой герб с красным квадратом(!), символизировавшем "живые революционные традиции", и перемежающиеся квадраты с искрами в чёрном поле - "бывшее тяжелое прошлое города, идеи лучшего будущего, борьбу с буржуазными, религиозными идеями" и пятилистником клевера в белом поле - "символом стремления к счастью". Что и говорить, для Литвы такая идеологичность в городском гербе была нехарактерна. Ну, и в 1997 г., конечно, восстановили конного Георгия, в золотом поле.
А вот другой особо чтимый, в том числе в геральдике, святой - архангел Михаил, прописанный как "ангел с мечом и весами", в гербе, данном в 1593 г. городку Нова-Воля на границе с Восточной Пруссией, устроил и российские власти в 1876 г., возобновившие в слегка иных цветах тот же герб города, называвшегося тогда нарицательно для россиянина, пересекающего границу - Вержболово. И в 1993 г. символ борьбы со злом и справедливости вновь появился в гербе Вирбалиса.
Уж эти политические казусы недавнего прошлого... Вот, например, герб города Арёгала - два поднятых меча в красном поле(1792 г.). В период 1920-30-ых годов он был восстановлен в том же виде. Но в советское время мечи опустили. Вероятно, так буквалистски понимались официальное миролюбие и "борьба за мир" в позднем СССР - ведь поднятое оружие означает готовность к бою, а опущенное - мир. В 2001 г. восстановили исторический вид. И возродили первоначальный девиз:VER;IAU GYVYBE PRARASIM NEI LAISVE"("Скорее потеряем жизнь, чем свободу"). То есть смысл мечей был не в объявлении кому-то войны, а в отстаивании свободы.
Шакяй(Шаки) в Сувалкской губернии получил проект герба в 1876 г.: стебель льна и шесть кабаньих клыков в серебряном поле. "Юмора не поняли" в советское время, когда лён стал двумя льняными снопами, зелёная трава - поясом, а клыки были правоверно изображены в своём поле, но названы в описании...языками пламени. В 1998 г. всё исправили:"Щит рассечен на красное и серебряное поля, поверх всего зеленый пониженный пояс. Над ним в первом поле изображены два скрещенных серебряных снопа льна, во втором поле шесть чёрных кабаньих клыков, выходящие по три из сторон поля."
Вновь - потеря и восстановление исторической справедливости - в истории герба Скуодаса в западной части Литвы. С 1645 г. в гербе изображалась голова Иоанна Крестителя (покровитель даровавшего ранее городу права старосты Жемайтии Иоанна Ходкевича), затем оказавшаяся в проёме арки городских ворот с надвратной церковью. Использовали этот герб в Шкудах, как назывался город, до 1850 г., затем надолго забыли. В 1970 г. был составлен такой герб:"В синем поле красные каменной кладки ворота, увенчанные 3 золотыми коронами". Без святого и без куполов. В 1992 г. исторический герб восстановлен, ворота стали золотыми - не полагается по правилам геральдики "финифть на финифть".
Зарасай на крайнем северо-востоке Литвы стал городом в 1843 г., но ещё раньше Николай I, побывав лично в местечке Ёзеросы, как оно тогда официально называлось, в 1836 г. переименовал его в Ново-Александровск в честь наследника (велика была традиция в империи увековечивать царскую семью по национальным окраинам)и даровал герб: под двуглавым орлом - птица Феникс, в знак будущего расцвета города. В 1845 г. герб изменился - "Оба поля пересеченного щита лазурные, наверху Ковенский обелиск, внизу обелиск, воздвигнутый у Новоалександровска в 1841 году в память сооруженного Ковенского шоссе." Новопостроенное шоссе связывало Петербург и Варшаву.
В ХХ веке тот герб был забыт, и в 1969 г. город обрёл оригинальный символ: "Герб представляет собой пятиугольный щит голубого цвета с черным основанием и узкой каемкой серебряного цвета. В верхней части в голубом поле под золотой луной фантастическая рыба-косуля. В нижней части в черном поле серебряный меч.Рыба-косуля под золотой луной символизирует богатую природу края.Серебряный меч на черном поле символизирует партизанскую борьбу народа в годы Великой Отечественной войны. (Рыба-косуля белого цвета с голубым глазом)". Герб полюбился местным жителям и туристам, выдержал неодобрение сверху и в 1996 г. был переутверждён. Только луна теперь понимается как солнце, гербовое соответственно стало светлее, и уточнено:"Косуля-рыба и солнце символизируют расположение Зарасай в одном из красивейших мест Литвы, между озерами и лесами. Меч символизирует битвы прошлого и правосудие."
"Никогда еще в геральдическом перечне не было такого зверя! Он — плод фантазии литовского художника Раймондаса Минкявичюса."("Геральдическое путешествие", "Костёр", №3, 2011)
Ещё один город, получивший первый герб в XIX веке - Швенчёнис(Свенцяны). Герб 1845 г. был таким:"В верхней половине щита герб Виленский, внизу в голубом поле изображены две рыбы, которыми изобилует Свенцянский уезд". В 1922 г. в щите остались одни рыбы, причём правильнее размещённые - одна над другой. В советском варианте тоже остались рыбы, правда, не одни:"Герб представляет собой пересеченный щит, в верхней части которого на красном фоне изображение трав, символизирующее всесоюзного значения фабрику лекарственных трав.В нижней части в голубом поле 2 рыбки, символизирующие большое количество озер в районе (более 200)". В 1992 г. восстановлен вариант 1922 года.
Город Кретинга был изначально владением курляндского епископа и назывался Кретинген, но позднее перешёл к великим князьям литовским. Занимавшийся церковным строительством в городе гетман литовский Ян Кароль Ходкевич, тот самый, что потерпел поражение у стен Москвы в 1612 г., дал  ему, названному Карольштадт, герб с изображением Богоматери - его покровительницы. Однако Казимир Сапега в 1621 г. принял герб уже со св.Казимиром в окружении роз. Позднее город потерял права, и герб забылся. А в 1920-ые годы появился новый - с идущим львом. Так трактовали грифона в гербе Ходкевичей. "В 1970 году справедливость была восстановлена и гербом города стал грифон с мечом" - так тогда считали (по книге Е.Римши "Геральдика Литвы"). И всё же из многих вариантов в 1992 г. выбрали изначальную Богоматерь, поскольку тогда она будет изображена в единственном гербе в Литве, а святой Казимир есть и в других."В серебряном поле образ Пресвятой Девы Марии, держащей на руках младенца Иисуса. Тела естественного цвета, корона Марии золотая, рубаха пурпурная, плащ лазурный." Автор восстановленного герба - Лайма Рамонене.


  Составлялись в 1960-ые годы гербы и для городов, ранее их не имевших. Вот каким стал герб Кибартая в Сувалькии(родина художника Левитана):Герб представляет собой четверочастный пятиугольный щит с узкой серебряной каемкой.В первой и четвертой четвертях в красном поле 5 золотых яблок с зелеными листьями, расположенные конвертом. Во второй и третьей четвертях в синем поле 5 серебряных топоров. Яблоки символизируют богатую землю, а топоры – начала металлообрабатывающей промышленности (они были первыми изделиями в городе).Окантовка и прожилки листьев выполнены золотом.В значковом варианте в верхней части щита на серебряном поле дается название города на литовском языке черными буквами". В 1998 г. переутверждён тот же герб в стандартном щите. Пять топоров - символ основателей местечка - плотников, а яблоки - символ знаний, цивилизации и - с 1919 г. - местного футбольного клуба "Свейката"("Здоровье").
  В 1970 году был утверждён герб Игналины - города, долгое время обслуживавшего атомную станцию. Несмотря на это, герб уже тогда оказался гимном природе, а не "мирному атому". И был переутверждён в 1997 году, только пятиугольный щит заменили на с окружностью внизу. "В лазурном поле в столб три серебряные водяные лилии с золотой пыльцой. Герб символизирует прекрасную природу этого края озер – город Игналина почти полностью окружен озерами, а во всем районе их насчитывается 209". Автор обоих вариантов - Вайдилуте Грушяцкайте. Был и другой проект герба Игналины, близкий по идее - три стилизованные дерева и волны озера.
   Утена - город на северо-востоке Литвы - с 1969 г. имеет очень "благожелательный" герб."В пятиугольном щите на синем поле изображена золотая подкова и восьмилучевая серебряная звезда, символизирующие богатое прошлое и перспективное будущее".
   "Ширвис" по-литовски лось. Герб города, где жили предки известного российского артиста - Ширвинтас, утверждённый в 1968 г. в "суровом стиле" и подкорректированный в 1997г. - "говорящий":"Щит рассечен на красную и синюю части. Серебряная голова лося, между рогов которого серебряный меч с золотой рукояткой".
   "Говорящим" можно назвать и герб Таураге(1969 г.):"Герб имеет форму пятиугольного щита, в коричневом поле которого серебряный охотничий рог, символизирующий местность, в которой расположен город". В 1997 г. поле щита стало красным, а сам щит - с закруглением внизу. По-литовски "tauro ragas" - рог тура.
   Такие же минимальные изменения произошли и в гербе Мажейкяя(1968 г. и 1996 г.):"Герб представляет собой пятиугольный щит с голубым полем и золотой окантовкой, в котором размещена золотая стрела-молния в натянутом луке того же цвета.Цвет поля щита символизирует местонахождение города у реки. Лук символизирует славное прошлое города, а стрела-молния – растущую в городе электропромышленность".
   Герб курорта Друскининкай появился в конце 1960-ых годов. Это - один из уникальных городских гербов, подсказанных живописью.
Дух литовской земли, дух сосновый - сегодня мой сон
Охранит, как и прежде, простит мне былое кокетство!
Самый щедрый подарок тому, кто в долину влюблен –
Возвратить, что оставлено в сказке далекого детства.
                (Галина Мальцева-Маркус)
   Коронованные сосны в лазоревом поле - образ картин Миколоюса Константинаса Чюрлёниса, жизнь которого связана с городком, куда многие приезжают, чтобы посетить дом-музей художника, композитора, мыслителя Серебряного века. "В пятиугольном щите на синем поле 3 стилизованные коронованные сосны (сосны серебряные, короны золотые). Сосны символизируют природу и курорт, связь местности с жизнью и творчеством М.К.Чюрлениса". Автор герба - Арунас Тарабилда. Тот же герб утверждён и в 1994 г. - с уточнениями, такими,как форма щита с закруглением и придание коронам народного литовского стиля (доработал герб Агниус Тарабилда).

Друскининкай.Над зеленью Литвы
Плывут протяжно облака, как звуки.
Деревья опрокинуты в покой.
Разбужена весенняя соната.
Склонился царь усталой головой.
Огонь поёт с вершины зиккурата.
                (Елена Краплак)

   Минералогический курорт на реке Нямунас - Бирштонас получил в 1995 г. выразительный герб:"В синем поле золотая фантастическая рыба с серебряными зубами, испускающая со спины серебряные струи воды". Скульптура рыбы, пускающей фонтан, многие годы уже была неофициальным символом города, но не сохранилась - оказалась затоплена водами Каунасского моря.
   Город Вевис, расположенный между Вильнюсом и Каунасом, известен в истории культуры крупной типографией 1610-1660 г.г., организованной князем Богданом Огинским в православном монастыре Евье(Вевиса), бывшего тогда его имением. Это отображено в современном гербе, принятом в 1999 году. "В синем поле золотой печатный станок (пресс)".
   Даже в современных гербах относительно новых городов геральдисты Литвы используют красивые исторические и легендарные символы. Так поступили и в Электренае - городе, построенном с 1962 г. для обслуживания ТЭС."Молнии символизируют Электренскую ТЭС, при строительстве которой и был основан город. Также молнии частично связаны с бывшей здесь до города деревней Перкункемис, название которой происходит от Перкунаса - бога грома и молний (также небес, правосудия и т.д.).Нижняя звезда символизирует деревни, затопленные при образовании водоема Электрену марёс. Верхняя звезда символизирует возникший город."(Герб принят в 1999 г.)
    Многие новые гербы отражают природу края. Как, например, символы Варены (1970 и 1995 г.г.) - пчела и цветки вереска в голубом поле; Лентвариса(2001 г.) - кленовые листья в красном поле, напоминающие о парке усадьбы Тышкевичей; города Пагегяй(1994 г.) -кукушка("геге") в зелёном поле с золотым ключом;  Рамигалы (2004 г.) - в зелёном поле аист с поднятой ногой (кто не видел их летом в Литве?)

   В 1252 г. захватившими побережье Балтийского моря тевтонскими рыцарями был построен Мемельский замок. Башня и стена замка были изображены в печати города Мемеля(литовское название - Клайпеда), известной с 1619 г. Там же были представлены две вышки по краям, звёзды  и лодка внизу.
   Описание герба Мемеля в немецкой энциклопедии 1905 г.:"Герб Мемеля - червлёный щит с золотой крепостной башней с воротами в центре и двумя сторожевыми деревянными вышками по сторонам на зубчатой стене и с золотой баржей внизу." Герб оставался несколько веков фактически одинаковым, только исчезли звёзды. В 1923 г. Клайпедский край(Малая Литва)был передан Литовской Республике, в 1939 г. занят войсками фашистской Германии, в 1945 г. вновь возвращён Литве уже как советской республике. Герб без каких-либо "идейных" моментов оказался полностью пригоден и в 1969 г. Вот как обосновывал его автор нового варианта Йонас Стумбрас: "Герб вероятней всего появился в XIII веке. Самый старый вид его знаком с XVI в. В центре щита на коричневом (красном ?) поле изображение крепостной стены с большой башней и воротами в центре и 2 малыми башнями по сторонам. Внизу на волнах кораблик. Изображения выполнены золотом. Щит окаймлен узкой золотой каемкой". В 1992 г. только ещё раз кое-что уточнили: щит из норманнского сделали с закруглением внизу, восстановили четыре звезды и рельефы на башне и стене.


Один из самых простых и в то же время красивых гербов на свете - конечно, у Паланги. Посёлок, где с давних времён собирали на берегу моря янтарь, в ХХ веке стал видным, известным курортом. С этой местностью связана старинная легенда о морской богине Юрате и рыбаке Каститисе из деревни Швянтойи(ныне в черте Паланги).
       (Майронис. "Юрате и Каститис")
Юрате полюбила Каститиса и увлекла его в свой подводный янтарный замок. Но верховный бог Перкунас разгневался, узнав, что богиня полюбила простого смертного, и поразил молнией замок Юрате. Сама она была прикована к скале на дне моря, а её дворец раскололся на множество кусочков янтаря. И вот, когда Юрате рыдает в глубине, волны выбрасывают на берег янтарь, а самые малые его бусинки - это слёзы прекрасной богини...
Россияне постарше помнят эту легенду по часто показывавшемуся по ТВ литовскому мультфильму 1959 года "Янтарный замок".
В 1960 г. в Паланге открылся фонтан, посвящённый Юрате и Каститису.
Фонтан журчит, и где-то за окном
милуются Юрате и Каститис…
      (Иосиф Бродский. "В Паланге")
Герб Паланги по эталону Гражины Ошкините утверждён в 1996 году. Лазурное поле символизирует Балтийское море, серебряная корона - богиню Юрате, а янтарное ожерелье напоминает о даре моря и легенде.

"Давным давно в Балтийском море жило большое морское чудище. Оно топило корабли прибрежных рыбаков, рвало сети и распугивало рыб. В одной рыбачьей деревне жила девочка-великан. Все люди её называли Нерингой. У девочки-великана было очень доброе сердце, она была смелой, трудолюбивой и помогала всем жителям этой деревни. Как только до неё дошли слухи про злодейства морского чудища, Неринга очень разозлилась. Она твёрдо решила помочь Куршским людям. Девочка-великан, пробираясь к тому месту, где жило морское чудище, придумала как его победить. Она черпала песок, насыпала его в свой передник и, войдя в Балтийское море, сыпала длинный и высокий вал. Этот вал должен бал отделить большое морское чудище от людей. Куршские люди были очень рады и благодарны девочке-великану, поэтому образовавшийся полуостров назвали её именем - Неринга. Море, образовавшиеся между полуостровом и побережьем, назвали Куршским. Там люди ловят рыбу, купаются и вспоминают смышленую девочку-великана, которая оберегла от злого Балтийского чудища".
...Герб Неринги очень необычен - в его основе вымпелы рыбаков из селений Куршской косы. Все они - чёрно-белые, образующие различные фигуры. Первый вариант герба был составлен в 1968 г.архитектором Ричардасом Криштапавичюсом.
"На гербе изображено 6 черно-белых знаков, это вымпелы, которые несли рыбаки на мачтах своих корпусных рыбацких баркасов. Эти знаки указывали порты приписки: Юодкранте, Пярвалла, Прейла, Нида, Пилкопа и Расите. В нижней части на голубом фоне буква N – первая буква названия города".
Позднее, в 1997 г. герб немного скорректировали: уточнили некоторые вымпелы, изобразили белый прямоугольник как знак занесённых песком деревень - ведь девочка продолжает свою работу...