Разговор о дружбе в троллейбусе

Валентина Карпова
Ранний вечер. Полупустой троллейбус. На очередной остановке входят два молодых – лет двадцать пять-тридцать – парня и плюхаются с размаху на свободное сиденье прямо напротив меня, продолжая начатый на улице спор:

- Нет, Андрюха! Как хочешь, но ты не прав! Настоящая, подчёркиваю – настоящая, дружба всё-таки существует!

- Да, ну… - не соглашается, по видимому, уже не первый раз тот, кого назвали «Андрюха» - Прямо детский сад, честное слово… Дружба какая-то... Ну, ладно в школе ещё, но потом… Много ты видел её? Можешь привести хотя бы один вразумительный пример, но из реальной жизни, а не со страниц романов, где у неё постоянная прописка? Молчишь? Вот и молчи…

- А вот и могу! – не сдавался его попутчик – Мы с тобой! Как ты сам охарактеризуешь наши взаимоотношения, а?

- Колян… засчитываю тебе удар ниже пояса! - слегка смутившись, ответил тот – Во-первых, о присутствующих не говорят в порядочных домах ЛондОна и Парижа, а во-вторых… - и вдруг почему-то обратился ко мне, возможно, заметив мой интерес к их разговору – Извините, а как вы считаете: что скрывается под таким понятием как «настоящая дружба»? Встречалась ли она вам на жизненном пути?

В другой ситуации я бы не стала отвечать по целому ряду причин, но в тот раз
 почему-то поддержала разговор:

- Честно?

- Безусловно! – не сговариваясь, воскликнули оба.

- Нет, такой, чтобы за друга и в огонь и в воду, нет! Но и вместе с тем я бы не стала утверждать, что она не существует вовсе. Вероятно, мне просто не повезло…

- Простите мне мою бестактность! – не унимался Николай – Я понимаю, что про возраст с женщиной не есть бон тон, но… Вот вы же значительно старше нас, так?

- Допустим! – улыбнулась его юношеской горячности я – И что же из сего факта следует?

- Ну, как… Неужели же в вашей жизни не было таких друзей либо подруг, которых бы вы считали настоящими?

- Понимаете, молодой человек… В ваши годы я, подобно вам, тоже верила в существование чистых альтруистических взаимоотношений, но потом «розовые очки» наивности как-то сами собой исчезли и то, что я принимала за абсолютную истину, оказалось банальным использованием, заинтересованностью – только и всего…

- Послушайте! – явно не соглашаясь, вскипел Николай – Но это же неправильно!

- Что именно вы посчитали неправильным? – задала я встречный вопрос, при этом обратив внимание на то, что Андрей, наоборот, кивнул согласившись с моими определениями.

- Всё! При чём тут использование? Настоящая дружба свободна от проявлений меркантильности!

- Безусловно! – усмехнулась я – Вот почему пятью минутами ранее я вам честно призналась в том, что на моём пути ничего подобного не встретилось, да уже и не встретится, поскольку я давным-давно научилась выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми по несколько иному принципу.

- «Ты мне – я тебе?» - заметно ерничая спросил тот.

- Ну, зачем же так опошлять столь интересный разговор? Не стоило бы вам отвечать, но я всё-так отвечу: нет, совершенно иначе! Как у всякого общительного человека, у меня много приятелей как того, так и другого пола. С некоторыми из них отношения длятся уже не один десяток лет. Хотите знать на чём они основываются? – те согласно кивнули – На отсутствии взаимных претензий! То есть, они знают, как знаю и я, что если есть возможность помочь в случае какой-то нужды, но не материального характера, ни один из нас не уклонится и не преминет сделать то, что окажется ему по силам. А если не смог, то, значит, действительно не смог – и никаких обид, и никаких упрёков. Всё говорим в глаза друг другу, не стесняясь открыто сказать «нет!».

- Над вашими словами следует поразмыслить… - подал голос молчавший всё это время Андрей – Но всё же у меня возникло некоторое сомнение…

- Говорите!

- Вы, что, хотите уверить нас в том, что в вашем кругу отсутствует использование друг друга как таковое?

- О, нет! – вновь улыбнулась я – Не хочу! Куда же без него? Но оно, это самое использование, не наносит разрушающего воздействия как на сами взаимоотношения, так и на каждого из нас, прежде всего из-за того, что результат исключает материально-выгодную подоплёку! - и я прошла ближе к выходу: троллейбус подъезжал к моей остановке – Благодарю вас, молодые люди, за весьма содержательную беседу, но за сим расстанемся!

- Простите нас! – прозвучало мне в спину.

- Да не за что мне вас прощать! – ответила я и помахала рукой во след удаляющемуся троллейбусу.