Чудесный кувшин

Максим Рябов 2
(бирманская сказка)

Давным-давно жил в нашей деревне бедный юноша. У него имелись оставшаяся от родителей хижина и клочок земли, на котором он выращивал рис. Ещё возле хижины рос огромный баньян, в котором, как утверждала молва, обитал добрый дух — пуонг.

Юноша хоть и прозябал в бедности, сохранил привитое ему родителями благочестие и по два раза в день, проходя мимо дерева, совершал молитву и подношение пуонгу. Так продолжалось и год, и два, и целых пять лет.
 
Вот как-то раз этот молодой человек собрался, как обычно, с утра на поле и привычно, высыпал на полочку под баньяном пястку риса, возблагодарив доброго духа за его заботу и доброту. Так-то они ни в чём не проявлялись, эти самые забота и доброта, но привычка - большое дело, да и приятно думать, что о тебе хоть кто-то заботится. Вот парень, не особо о том задумываясь, и делился последним с бестелесной сущностью.
 
Каково же было изумление юноши, когда пуонг вдруг заговорил с ним! Из баньяна раздался тихий голос, который сказал:
- Приятель, ты верен заветам своего покойного отца. Ты каждый день приносишь мне то горсточку риса, то банан, то манго, а то и просто цветную тряпочку, обделяя себя, но заботясь о том, кого никогда не видел и в чьём существовании сильно сомневаются твои односельчане.
- Да, это так. - Согласился упавший ниц юноша и, с опаской подняв голову от земли, посмотрел на корни заговорившего с ним дерева.
- Так вот, - продолжал пуонг, - за твоё благочестие я хочу тебя отблагодарить. Возьми лопату и копай в десяти шагах к востоку от корней моего дома. Копай осторожно, и на глубине двух локтей ты найдёшь глиняный кувшин. Возьми его, очисти от земли и скажи в него своё желание. Всё, что пожелаешь, даст тебе мой подарок.
- Спасибо тебе, добрый пуонг! - Воскликнул юноша и в знак благодарности так приложился лбом о землю, что едва не вышиб себе мозги.
- Да не за что. - Небрежно ответил пуонг и большой баньян снова замолчал.

Немного придя в себя и потирая шишку на лбу, юноша сходил в хижину за лопатой и принялся осторожно копать в указанном ему месте. Примерно через час работы под лопатой что-то звякнуло и, отбросив инструмент, парень принялся выгребать землю руками.
Вскоре его взору предстало сперва широкое горло, а затем он извлёк из ямы и сам кувшин. Посудина оказалась небольшая, около локтя в высоту, и не слишком широкая, примерно  в три ладони. Сбоку приделана ручка, дно плоское.

Юноша отнёс находку к маленькому пруду за хижиной, тщательно вымыл кувшин внутри и снаружи, просушил на солнце, занёс в своё жилище и, как велел добрый дух, сказал в горловину:
- Хочу, чтобы у меня появилась красивая одежда.

Едва эти слова слетели с его уст, в кувшине что-то зажужжало и тут же через край свесился кусок красивой материи. Потянув за него, парень вытащил из чудесного сосуда нарядную рубашку, вышитые штаны и изящные кожаные сандалии.
- Оно работает, работает! Благодарю тебя, о добрый пуонг! - Воскликнул юноша и тут же заказал полный кувшин золотых монет.
Надо ли говорить, что и это желание тотчас же исполнилось.

Высыпав золото на циновку, молодой человек немедленно заказал драгоценные камни. Кувшин, погудев минуту, наполнился до краёв самыми чудесными самоцветами, среди которых сверкали бриллианты самой удивительной огранки и изрядной величины.

- Я богат, я теперь богат! Я могу получить всё, что пожелаю! - Радостно закричал юноша и, небрежно высыпав драгоценные камни прямо на пол,  принялся восторженно подбрасывать благодетельный кувшин.
Он подбросил его один раз и поймал. Подбросил другой раз и поймал, а на третий раз подбросил так высоко, что кувшин ударился о потолочную балку, и ловить оставалось разве что глиняные черепки.

Сел тогда юноша и горько заплакал. И плакал он так минуты две. Потом подумал,   вытер слёзы, протёр глаза и убедился, что его новая одежда, золото и драгоценные камни по-прежнему лежат на циновке, и ничего с ними не случилось. Разве что упали на них несколько осколков кувшина.

Повздыхав об утраченных возможностях, молодой человек решил, что грех будет не воспользоваться возможностями появившимися. Он переоделся, обулся в новые сандалии, завязал в узелки и спрятал за пазухой своё богатство, ещё раз совершил подношение пуонгу и навсегда ушёл из деревни, а баньян прошелестел ему вслед голосом доброго духа:
; Везёт же дуракам.

Что стало с нашим героем потом, мне доподлинно неизвестно. Говорят разное. Одни утверждают, что он внёс всё своё достояние в монастырь, принял сан и жил припеваючи. Другие сообщают, что парень остался в миру, женился на дочке богатого купца и с помощью тестя пустил деньги в оборот. Третьи утверждают, что он подался в столицу, где вскоре  заделался известным ростовщиком. Иные же клевещут, что он увлёкся игрой и вскоре промотал всё своё богатство. Но как бы то ни было, добрый пуонг, живущий в большом баньяне, сказал правду: дуракам везёт, а благочестивым дуракам везёт  вдвойне.