Алтайские самородки. Ванин и Шукшин

Алла Черри
Так случилось, что в юности встретились мой отец, в то время студент МИСИ, и замечательный человек,  борец и артист Алексей Ванин*. Помните старый фильм «Чемпион мира» и этого могучего красавца в главной роли – Ильи Громова? А его фактурную внешность в «Калине красной», где он прекрасно сыграл брата Любы Байкаловой Петра? Было ещё множество других ролей и эпизодов…

…Они познакомились в спортзале ДСО «Строитель» в Доброслободском переулке, занимаясь греко-римской борьбой, и с тех пор судьба то разводила их, то странным образом сводила вновь. Мой папа Василий стал инженером-строителем, а Алексей благодаря своей интересной внешности и проявившемуся актёрскому таланту начал успешно сниматься в кино.

Когда подросла я, то несколько раз видела Алексея Захаровича, дядю Лёшу, в нашей маленькой московской квартирке. Он казался мне добродушным, сильным, красивым человеком.  С удовольствием вспоминаю его интересные рассказы – о спорте, о кино, о жизни. Но больше всего он, конечно, любил вспоминать о Василии Макаровиче Шукшине. Ведь он тоже родом с Алтая. И никак не мог примириться с безвременной кончиной в 1974 году своего дорогого Шукшина.

- С Василием Макаровичем, пожалуй, никого не сравнишь, - говорил Алексей Захарович. – Я до сих пор не верю, что он ушёл.  У меня дома остался его портрет, так что он всегда со мной. Я с ним и сейчас дружу, советуюсь. А ещё каждый год в июле приезжаю на Алтай, в Сростки, где отмечают день рождения Макарыча. Там собирается столько народу!  И я в это время на виду у всех, как близкий человек Шукшину.  Горжусь, что я земляк этого удивительного и талантливого артиста, режиссёра, писателя.
 
Я снимался у Шукшина, и нас называют шукшинистами по нашей манере. Мы не играем, мы просто живём.  Вася говорил:  играть надо только в водевилях, в опереттах или дома.  А в кино – это большое преувеличение.  Надо рвать душу и делать так,  чтобы никто не подумал, что ты актёр.  Если играешь водителя – ты водитель, кузнеца – ты кузнец.

Мне было сложно, когда Василий был у камеры. Тогда  я ему так и говорил: «Вася, я не могу, чтобы ты стоял у камеры».  Обычно когда я в спорте слышу свисток, то уже не помню ничего, автоматически борюсь, так же когда слышу: «Мотор!» - тут же забываюсь, я – другой человек. Но когда вижу Василия у камеры, почему-то думаю, что он как-то осуждающе смотрит. И я просил его отойти, чтобы не видеть. Так мы договаривались. А в «Калине красной» он сам снимался, и уже не было такого чувства, то есть мы вместе репетировали, делали одну картину. Там было полное взаимопонимание. Мы только всё обговаривали. Он говорил: «Ты иди, сам с собой поталдычь, а как будешь готов, скажи, и будем снимать». 

Когда на творческих встречах Алексея Ванина спрашивали, каким был Шукшин, он неизменно отвечал:

- А вы читайте его книги. Герои его произведений – это он сам, это его голос. Больше и лучше о Шукшине никто не расскажет.
 
Очень ждал он запуска в производство кинофильма «Стенька Разин». Уж там-то ему давно была заготовлена роль казака. И только смерть Шукшина помешала их общим планам…

Как жаль, что и Алексей Захарович не дожил до славного юбилея Василия Макаровича (ушёл из жизни в 2012 году). Ему наверняка было бы что рассказать о нём в селе Сростки, где в конце июля  2019 года прошёл пятидневный Всероссийский фестиваль "Шукшинские дни на Алтае". Тысячи людей приехали туда, к Пикет-горе, чтобы отпраздновать девяностолетие великого  сына Алтая – Василия Макаровича Шукшина.

ВАСИЛИЮ ШУКШИНУ

Он уже в невозвратной дали –
Самородок. Талант. Человек.
О таких говорят: соль земли,
И таких не забудут вовек.

Чашу жизни испил он до дна.
Много каялся, много грешил.
Но гордилась большая страна
Тем, чьё имя – Василий Шукшин.

Пусть спокойно, безоблачно спит
В поднебесье, где горестей нет.
Пусть калиною красной горит
Над Вселенною новый рассвет.

25 июля 2019 г. 

________________________

*Алексей Захарович Ванин (9 января 1925, пос. Благовещенка, Ребрихинский район, Сибирский край — 22 мая 2012, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, художник, мастер спорта по классической борьбе, заслуженный артист Российской Федерации (1998). Участник Великой Отечественной войны.