О князе Мышкине и Парфёне Рогожине

Игорь Ивашов
   На мой дилетантский взгляд, в романе «Идиот» князь Мышкин «вышел из повиновения» Достоевского-писателя. Фёдор Михайлович хотел создать образ «положительно-прекрасного человека» – почти Христа, пострадавшего от общества, в котором эгоизм и приземлённые чувства являются нормой. А получился у него «камень в болото» – слабый, больной человек, который стал невольным провокатором, соучастником и жертвой преступления из-за детской беззащитности, стремления «всех понять и простить» и неумения за себя постоять, настойчиво проявив свою – здравую, благую волю. Поэтому в любовном треугольнике с трагической развязкой, как ни парадоксально, не он, а злодей Парфён Рогожин, убивший в порыве неутолённой «животной» страсти Настасью Филипповну, представляется в романе более трагической, страдательной фигурой! Но таким, при последнем проблеске сознания, духовным зрением его увидел Лев Николаевич Мышкин, а писательский гений Достоевского заставил этим зрением посмотреть на Рогожина и увлечённого читателя.

29.07.2019 г.