Микеланджело Буонарроти-5

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Но, как считал Микеланджело, «кисть не была его призванием». С радостью он оставил свой знаменитый картон и поспешил в Рим на зов папы Юлия II, вступившего в 1505г. на папский престол. ЮЛИЙ II был папой и воином, он жил и умер с мечом в руке, и он же, благодаря провидению, давшего ему Рафаэля и Микеланджело, оставил после себя, и благодаря себе, вечные памятники Возрождения не только в истории, но и на стенах Ватикана, в соборе Святого Петра.
Судьба отмерила ему немногие годы могущества  и он торопился сам и торопил других. Он презирал препятствия и не терпел возражений.
Вызвав из Флоренции великого скульптора, он поручил ему сначала грандиозный проект собственной гробницы. Но это предприятие затянулось и прервалось на долгие годы.

Однажды, когда уже была прервана работа над гробницей Юлия II, папа вызвал к себе Микеланджело из Флоренции, где тот находился в семье отца. Юлий II объяснил ему, что он ожидал его с нетерпением, потому что решил поручить ему громадный и достойный его таланта труд, а именно: РАСПИСАТЬ ПОТОЛОК СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ. Микеланджело должен оставить резец. И для чего?
Во фресочной живописи, по его собственным словам, он мало что понимал. Правда, Микеланджело исполнил знаменитый картон во Флоренции, но там его гордость составлял рисунок, а не краски. Притом здесь предстояло несколько лет упорного труда и соперничества с лучшими живописцами того времени. Со своей стороны, Юлий II то гневно грозил Микеланджело, то уверял, что он только ему дает случай показать всему миру, как велик его талант во всех родах искусства. 

Микеланджело решил, что Юлий прав: он должен доказать свое искусство, наперекор всем.
Юлий II думал изобразить на потолке 12 ангелов. Микеланджело создал свой план, грандиозный и прекрасный, и в этом не встретил препятствий.
Папа дозволил ему свободно распорядиться пространством и средствами, заранее наслаждаясь плодами его творчества, когда художник в нескольких словах нарисовал перед ним задуманную в целом картину. 

Сикстинская капелла представляла собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40,23 х 13,41 м). Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20,73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Поверх окон образуются полукружия (люнеты). Стены Сикстинской капеллы, расчлененные карнизами на три зоны, были расписаны предшественниками Микеланджело. Нижняя зона украшена имитацией шпалер; в средней зоне идут сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Ботичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли; верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап, изображенных в рост на фоне ниш.
Таким образом, перед Микеланджело стояла задача расписать  потолок, причем он должен был связать тематику своих фресок с фресками на стенах. Он сам придумал конструкцию лесов из балок, не касающихся стен, уже покрытых фресками, и подобные леса  с тех пор стали широко употреблять при расписывании потолка и верхней части стен.

Над росписью Сикстинского потолка Микеланджело проработал около четырех лет , с мая 1508 до октября 1512 года. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Папа все время торопит его с завершением заказа,  дело доходит до того, что неугомонный Юлий угрожает художнику сбросить его с лесов и однажды даже ударяет посохом. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни. В стихотворении, озаглавленном «К Джованни», Микеланджело описал в иронических тонах, как трудно ему приходилось, когда, годами лежа на спине, он выполнял свои фрески, принимая самые невероятные положения и захлебываясь он капавшей на лицо краски. Работа была тем более тяжелой, что, в основном, мастер, осуществил ее собственноручно. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений. Если вспомнить, что для каждой фигуры художник делал множество набросков и этюдов, а затем и картон, то станет ясным грандиозный масштаб этой работы, которая была под силу лишь гению.

Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены из библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей, представленных в самых разнообразных позах. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены («ЮДИФЬ И ОЛОФЕРН», «ДАВИД И ГОЛИАФ», «АМАН», «ПОКЛОНЕНИЕ МЕДНОМУ ЗМИЮ»).
В распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Всё это огромное количество фигур дано в различных масштабах: фигуры сивилл и пророков крупнее фигур среднего пояса, а в библейских сценах масштаб нарастает по мере движения зрителя от входной стены к алтарной (таким образом художник хотел подчеркнуть значение главных эпизодов).
Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развития действия. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).

В многофигурной сцене «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП» встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком; мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас; старик с умирающим юношей на руках и др.).

С ближайшей сцены, изображающей «ГРЕХОПАДЕНИЕ» и «ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ», начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Тем самым ей отводится центральное место. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из Рая. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.

В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид; украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, она покидает райский сад, в котором некогда царила. С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела. В его образе замечательно выражено и гордое самосознание, и непоколебимое мужество, и трагическая обреченность.

В сцене «СОТВОРЕНИЕ ЕВЫ» бог выступает как главное действующее лицо. Он действует только словом. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кватроченто. Он даже не дотрагивается до нее. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: «Встань».

Его фигура исполнена такой огромной силы, что мы невольно верим в его способность сотворить любое чудо. Для того, чтобы у зрителя создалось впечатление о грандиозном величии божества, Микеланджело сознательно делает фигуру бога-отца настолько большой по размеру, что она едва помещается на отведенном ей поле. Этим приемом достигается  особая монументальность. Ева послушно следует слову творца.

В следующей сцене Микеланджело изобразил «СОТВОРЕНИЕ АДАМА». Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от библейского текста («И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его»,- Книга Бытия, I, 27), художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит бог-отец, окруженный ангелами. Позади него развивается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой  линией. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение.

Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом крае земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир  астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства.

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Конечно, слова  и описания не в силах даже отдаленно выразить красоту и величие плафона Сикстинской капеллы. Их нужно видеть, ибо в них личность Микеланджело, сердце, темперамент. Художник не прошел фон золотом, как это было принято в то время. Юлий требовал золота. «Плафон выглядит слишком бледно»,- говорил папа. Художник отвечал, что так и должно быть, не нужно золота, потому что пророки и святые были бедны и не носили золота и богатых одежд. На этот раз победа осталась за ним.
Известно, что нетерпеливый папа являлся довольно часто в капеллу во время работы Микеланджело над фреской. Он откровенно восхищался работой, но и торопил с окончанием. Наконец однажды на вопрос, когда же он закончит плафон, художник ответил по обыкновению: «КОГДА ОКОНЧУ И БУДУ ДОВОЛЕН РАБОТОЙ». Взбешенный папа стал кричать, что достаточно, если он, папа, доволен, и в заключение обещал сбросить его на землю вместе с лесами, если он их не уберет ко дню всех святых. Микеланджело по себе знал, что папа способен исполнить угрозу, и к назначенному дню леса были убраны. Еще пыль не успела улечься, как уже Юлий II служил мессу в этой капелле, и изумленные невиданным искусством римляне, стекаясь толпою, восторженно любовались чудным плафоном.

Микеланджело было 37 лет, когда он окончил работу над плафоном Сикстинской капеллы. Его единственной заботой, кроме творчества, была его семья, которая постоянно нуждалась в поддержке. Личная жизнь Микеланджело была неустроенной, он о себе почти забыл. Жил уединенно, с одним слугою, не любил ни блеска, ни шума и отдыхал только, меняя один труд на другой, или за чтением Библии и Данте.

 Через 2 года (21 февраля 1513г.) умер Юлий II, с его смертью Микеланджело ожидали новые испытания. На папский престол взошел Лев Х из рода Медичи. Он любил и покровительствовал искусству, как и все Медичи, но...еще больше любил веселье, праздники, роскошь, разгул. И ему было очень трудно терпеть вблизи себя сурового Микеланджело. Рафаэль был любимцем и избранником Льва Х. Но и гений Микеланджело не  должен оставаться праздным, а служить его собственной славе, хотя и не вблизи папского трона.