3. Читаем Евангелие

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***
Церковная мысль предлагает нам сегодня провести смысловые связи между двумя евангельскими чтениями: праздничным и рядовым, в них чтение евангелия праздника составляет как бы внешнюю формально историческую канву исследуемого нами евангельского события, а рядовое евангелие открывает нам сопряжённые с праздничным повествованием духовные смыслы …
Читаем первые стихи Евангелие праздника - Лк. 1:5-7 [Зач. 2]:
1:5 Был во дни Ирода, царя Иудейского, некий священник по имени Захария, из дневной чреды Авиановой, и жена его, из дочерей Аароновых, по имени Елисавета.
1:6 Были же они оба праведны пред Богом, поступая по всем заповедям Закона и ожидали оправданий Господних за свою беспорочность.
1:7 И не было им чада в утешение, поскольку Елисавета явилась неплодна телом, и оба они заматерели в бесчадии, состарившись во днях своих.
Это повествование представляет нам ту формальную трагедию, в которой находились Захария и Елисавета, ибо внутренняя жизнь каждого из них и их отношения меж собой, происходили в согласии со всеми теми многочисленными установлениями, которые предписывал иудеям Закон Моисея, в особенности для семьи священника. И они, как никто из иудеев, были вправе ожидать того благополучия, которое было обещано праведникам этим Законом! Но на деле мы видим совсем другое, нечто прямо противоположное тому, что было обещано!! - Они не имели детей!!! И уже не могли ожидать этого в будущем … - А чадородие, особенно обильное чадородие, считалось в иудейском обществе первейшим из благословений Господних и к безчадству иудейское общество всегда относилось как к верному признаку греховной порочности перед Богом. Захарии и Елисаветы это касалось в особенности, так как Елисавета была из рода царя Давида, из которого и должен был происходить ожидаемый всеми Мессия! И сам факт неплодства Елисаветы отсекал эту семью от всех иудейских мессианских упований, делая явным, по мнению иудейского общества, их недостоинство быть каким-то образом связанными с Мессией - соприсутствовать Ему в потомках своих. - Таким образом, то поношение бесчадства среди иудеев, тяготу которого несли на себе Елисавета и Захария, было тяжелее всякого другого поношения в Израиле.
Почему же подобная неправда - несоответствие внутренних состояний, убеждений, стремлений и внешних ожиданий двух этих людей, вообще стало возможным? Каковы же «духовные» причины телесного неплодства Елисаветы, ибо «душевные» причины этого, очевидно, отсутствовали?!
Чтобы в этом разобраться, нам необходимо обратить своё внимание на рядовое евангельское чтение рассматриваемого нами праздничного дня. Читаем начало Евангелия дня - Мф. 6:22-33 [Зач. 18]:
6:22 Светильник телу твоему есть око души твоей. Если душа твоя будет проста и бесхитростна, то и всё тело твое будет неповинным: чистым и светлым;
6:23 а если же душа твоя будет лукавой, то и всё тело твоё будет жить в темноте неразумия. Если тот свет истины, который светит тебе, есть тьма лжи, то какова же та тьма лжи, к которой ты идёшь?
Неочевидность «духовного» для «ветхого» человечества, делает «душевное» потолком восприятия и заставляет человека искать божественное среди явлений вполне и только психических! По всем понятным психическим критериям, по самому душевному своему состоянию, Захария и Елисавета должны были иметь благословение от Господа, ибо были: - «праведны пред Богом»; но это была «праведность душевная», а не «праведность духовная». Лукавость и искренность, хитрость и бескорыстие, ложь и правда, заблуждение и истина - вот то, что отличает свет от тьмы! Потерявшиеся меж светом и тьмой, ходящие с серости «тени и сени смертной», принимают тьму за свет, а «свет духовный» вообще не видят, ибо очи их душь слепы для «духовного света», а «свет душевный» отравлен тем, кто скрывает в каждом из нас свою волчью «сущность» под овечьей шкурой. 
Поэтому, реально, то есть «духовно», праведен пред Господом лишь тот из людей, который «открыл» в себе того, кто «прячется» в глубинах его души и объявил этому самому себе бескомпромиссную войну за торжество и царство совести в самом себе.
Очевидно, что Захария и Елисавета не были свободны от лукавства, так как не родился ещё Предтеча Иоанн, который первым указал людям на то, что - «свет, который в них, - тьма есть»: - «Порождение ехиднены! кто научил вас бежать будущего гнева?» (Мф. 3:7) и провозвестил пришествие Спасителя - того, кто сможет победить этого «зверя» в самом себе, ибо и сам Иоанн Креститель не имел силы и власти сделать это …