Микеланджело Буонарроти-4

Койфман Валерий
 «Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

«Мадонна Брюгге».  В самом начале XVI века (около 1501г.) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Это единственная статуя Микеланджело, которая еще при его жизни была вывезена из Италии, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге.По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к римской «ПЬЕТЕ». И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
По своему облику Мария тоже близка к богоматери из римской «ПЬЕТЫ». Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников. Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой.

Перед нами два довольно редких скульптурных тондо работы Микеланджело.
Композиции в формате тондо– весьма сложные с точки зрения формального построения – получили особое распространение в творчестве флорентинских мастеров, именно здесь мастера уделяли особое внимание геометрическому совершенству образа, характерному для художественной концепции Возрождения.
В флорентинские годы возникли эти два мраморных тондо. (от итальянского tonde – круг) «ТОНДО ПИТТИ» (85 см. 1504г., Нац. музей, Флоренция) было выполнено для Бартоломео Питти. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Иоанн Креститель еле заметен, но Мадонна оглядывается на него.
«ТОНДО ТАДЕИ» (109 см. 1504г.,  Корол. академ., Лондон). Влияние Леонардо да Винчи  дает себя знать в более живой группировке фигур, большей мягкости форм, богатой игре светотени, заставляющей вспомнить о леонардовском  «сфумато». Креститель протягивает щегленка малышу  Христу, который резко отпрянул в сторону. Перед нами просто шаловливый ребенок. Этот необычный жанровый мотив, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах. Работа явно неокончена, но в этой «незаконченности» есть своё очарование.
Барельефы планировались для осмотра снизу вверх.

С флорентинским периодом связана самая ранняя из дошедших до нас живописных работ Микеланджело, кстати, тоже в формате тондо, – знаменитая «МАДОННА ДОНИ» (Дерево, масло. Диаметр 120см. 1504-1506г., Галерея Уффици, Флоренция). Картина дошла до нашего времени в старой раме, украшенной головами пророков, Сивилл и Христа. Все три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел. Интересно, что в этой картине вместо пейзажа на заднем плане группы обнаженных юношей, символизирующих человечество «до закона» – мир языческий. Их присутствие порождает воспоминание о безвозвратно ушедшем золотом веке человечества. Повернувшись назад Мадонна осторожно принимает младенца Христа из рук Иосифа. Несмотря на сложное построение главных фигур в тондо чувствуется полное равновесие.
Считается, что эта картина заложила основы нового стиля – маньеризма. Для этого нового направления в искусстве характерны причудливые формы, неестественные позы, едкая хроматическая гамма – полная противоположность гармонии Ренессанса.
«МАДОННА ДОНИ» является единственным дошедшем до нашего времени станковым произведением кисти Микеланджело, и, наряду с фресками Сикстинской капеллы в Ватикане, одним из немногих примеров живописного мастерства великого скульптора.
В 1504г. Флоренция стала ареной громкого турнира двух великих флорентийцев – Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых Пьеро Содерини, гонфалоньер справедливости (маршалл), призвал прославить город фресками в зале Большого совета и Палаццо Веккьо.
Это должны были быть два батальных сюжета, связанных с историей города и расположенных на противоположных стенах огромного зала: «БИТВА ПРИ АНТАРИ ФЛОРЕНТИЙЦЕВ С СИЕНЦАМИ» – для Леонардо; «БИТВА ПРИ КАШИНЕ С ПИЗАНЦАМИ» – для Микеланджело.
ЛЕОНАРДО видел в войне лишь «безумие и зверство». Участники битвы показаны у него во власти сокрушительной ярости, в жестокой схватке. Убедительность эмоций, особенно физиогномическая, потрясает зрителя. Кстати, ход и логику развития собственно битвы уяснить невозможно.
МИКЕЛАНДЖЕЛО нашел сюжет, давший ему возможность выказать все совершенство рисунка, так как в красках он не мог победить да Винчи. Воины застигнуты врасплох во время купания. Они спешат оставить воду, одни поспешно вооружаются, оборачиваясь назад, чтобы взглянуть, далеко ли еще неприятель, другие торопливо плывут, выбираясь на берег, причем многие в переполохе не могут найти своего платья или силятся натянуть одежды на мокрое тело. Все это дало возможность Микеланджело выказать такое мастерство в изображении тела в самых разных положениях, что народ стекался к его картону, лучшие художники изучали его и копировали; друзья и враги сошлись в единодушном выражении восторга.
 Рафаэль, бывший в отсутствии, оставил неоконченным заказ и вернулся во Флоренцию изучать эти картины двух старших гениев.
Судьба обоих произведений оказалась печальной. Фреска Леонардо была неокончена  им самим  из-за неудачной новой технологии росписи; а работа над фреской Микеланджело и вовсе не начиналась.