Жизнь, посвящённая служению искусству

Директору ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполнилось 90 лет


Каждое произведение искусства несёт в себе те идеи, которые волновали его творца, и важно, чтобы оно встретило своего зрителя. А чтобы сделать такие встречи возможными, необходим особый талант. Ирина Александровна Антонова наделена им в полной мере. В течение пяти с лишним десятилетий она является директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и эти годы стали славной эпохой.

Свою работу в музее она начала в 1945 году, после окончания войны, а в 1961 году стала его директором. В то время музей ещё не занимал такого видного места среди культурных центров мира. Его мировая слава и диалог на равных с крупнейшими художественными собраниями – результат деятельности Ирины Александровны Антоновой.


Живая жизнь шедевров

Сейчас уже стали легендами такие выставки, как «Москва – Париж», «Пикассо», «Модильяни». О выставке «Москва – Париж» следует сказать особо. Вначале она проходила во Франции, затем продолжилась в Москве. Организаторские способности Ирины Александровны сделали возможным показ произведений таких художников, как Малевич, Кандинский, Филонов. Для 1981 года это был очень смелый шаг.

Легендарным стал и относительно недавний проект 2004 года – выставка «Москва – Берлин. Тоталитарное искусство». Знакомство с произведениями, созданными в годы господства фашистской и сталинской идеологий, стало для многих настоящим потрясением.

Музей называли островком свободы – показывались работы тех авторов, творчество которых выходило за рамки идеологических установок. Когда в 1974 году была предпринята реорганизация действующей экспозиции, то впервые были широко показаны шедевры, прежде хранившиеся в Государственном музее нового западного искусства, закрытом в 1948 году. Долгие годы многие произведения были недоступны для широкой аудитории, и чтобы вновь сделать возможным их показ, потребовалось немало мужества.

В 1974 году перед посетителями музея предстала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Произошла своеобразная остановка полотна в Москве после возвращения из Японии во Францию. Ирина Александровна лично просила о содействии в показе картины тогдашнее руководство. Посетители музея стояли в очереди по 7 – 8 часов, чтобы на 15 секунд увидеть легендарный портрет.


Зримая музыка, звучание картин

Декабрь, снег, вечерние сумерки… А в стенах музея звучит гениальная музыка в исполнении самых прославленных музыкантов мира. Благодаря стараниям, инициативе и огромной энергии Ирины Александровны стало возможным проведение легендарных «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Интересно, что программа часто делается созвучной проводимым в музее выставкам – стиль, эпоха картин находят выражение в переливах звучащей музыки.

Исполнение музыкальных произведений в стенах музея давно стало традицией. Заслугой Ирины Александровны стало открытие для слушателей произведений Шнитке, Стравинского и, конечно же, «Всенощного бдения» Рахманинова.

Юрий Башмет признавался, что поместил бы Ирину Александровну в число величайших женщин истории человечества. Продолжательница дела основателя музея Ивана Цветаева ни на минуту не останавливает свой вдохновенный труд – преображение мира через чудотворную силу искусства.


*************
Статья написана в 2012 году и впервые опубликована на сайте civility.ru


Рецензии