Седьмая книга, рецензия

Елена Узун
Василий Медведь. Рецензия на сборник «Я человек из прошлого»

Книга  «Я человек из прошлого» явилась новым седьмым этапом активной творческой деятельности Елены Узун в жанре поэзии. Это сборник стихов, аллегорически созвучных  идее цикличности.  Он подразделен на составные главы - сезоны жизненных и личностных циклов, затрагивающих вопросы, как общечеловеческого, легко узнаваемого, так и глубоко личного характера, о тематических особенностях которых упомяну более детально ниже:
Рождественские  мотивы я бы определил как предвосхищение грядущегo жизненного цикла. Осмысление героиней задач и вызовов на новом витке.
Золото в серебре – освещение внутренней, сокрытой от внешнего глаза, жизни личности. Раскрытие идеи не растраченных сил и потенциалов, ожидающих своей реализации.
Зимние мысли – сезон переосмысления себя, время не простых внутренних прозрений, полемических, по сути, диалогов со своей самостью.
Время весны – разворачивание нового жизненно-личностного цикла и сопряжённые с этим эмоционально-эстетические состояния.
Вариации сирени – своего рода модификатор творчества, аромат предощущений, в итоге - ключ, способствующий переходу от темы весны к творческим откровениям  музыкальных ассоциаций.
Музыкальные посвящения – тонкие сферы,  уводящие в мир профессионально-эстетических пластов культуры, которые Елена Узун плодотворно разрабатывает на протяжении многих лет в качестве театрального критика, профессионального музыканта и журналиста
Необычная рубрика Без цели -  отражает моменты вечных сомнений и тревог творческой души, перерастая в куда более яркий раздел  Слова прорастают вольными крыльями, отражающий как раз плодотворность творческих помыслов на фоне буйного цветения лета.
Линии жизни  - продолжают идеи непредсказуемости движений судьбы. Хочу отметить в этой рубрике стих «Осенний Кишинев», красочно отразивший контраст восприятий на грани времён.
Разделы Чернила межсезонья и Туман Предощущений – посвящены свободно излившейся из души поэтессы череды стихотворений, метафизически чувственных и метафорически пророческих в поиске творческих истин- открытий.
Финальные разделы «Плач» и  «Весна . Война» навеяны трагическими событиями пандемии 2020 года и военных событий 2022 с миротворческим подтекстом, ярко выраженным в финальном опусе сборника «Стреляйте творчеством в пространство».
    Таким образом, сборник «Я человек из прошлого» приобретает стройную структуру - замысел, форма и содержание которой хорошо увязаны в одно комплиментарное, взаимодополняющее все части книги целое.
    Очень символичен и не случаен вводный краткий стих, аналогичный названию сборника. Елена говорит знаками внимающего будущему поколению сквозь призму отличительных морально-духовных и эстетических скреп, созданных нашим общим трудом в предшествующие новейшему времена и эпохи. Книга является, в некотором роде, личностно-поэтическим манифестом автора, предлагающим читателю принять участие в дальнейшем нашем общем обустройстве посредством размышления о вопросах, затрагиваемых поэтессой на страницах книги.
    Открывает сборник рубрика Рождественские мотивы, в стихах которой читатель окунётся в атмосферу ожиданий и предвосхищений грядущего витка жизненного цикла. Философская тематика тонко переплетена с привычным для всех нас содержанием личного порядка, и каждому переживанию – от обычного, тёплого, сопряженного с доброй надеждой, до - духовного упования молитвы – каждому эмоциональному опыту здесь нашлось место. Рубрика наполнена теплом и особой, обращённой  к деятельной будущности, атмосферой созидания.               
    В главе Золото в серебре представлены стихи более внутреннего, сокрытого от первого буквального прочтения и трактовки, содержания («Золото в серебре», «Серебряный глаз в золотистых ресницах»); тематика событий внутреннего порядка, богатых в своей смысловой многоплановости, и невидимых постороннему взору, представлена изысканно  и своеобразно. Зима, укутав снегом, словно покрывалом, замирающую землю-душу, даёт возможность личности осмыслить движение своих жизненных сил, проследить их направление и подготовиться к грядущему всплеску весеннего обновления.   
    Зимние мысли  -  живут мерцающим спектром внутренних противоречий – от медитативной меланхолии до призывно-бодрых посылов январского периода. В начале зимы мы предполагаем, размышляем о возможных ситуациях, планах. Новый год торопит решать, действовать – не застывать в паутине нерешительности прошлого. Забавно наблюдать, как сквозь серые краски зимней маяты просачивается февральская уверенность и жизнеутверждающая сила, убеждающая в том, что Елена не оставит своих творческих устремлений и смелых поисков в поэтическом слове. 
    Наиболее полно в сборнике представлен поэтический цикл Время весны, что  совершенно естественно для жизневосприятия поэтессы. В стихах, посвященных красочности и полноводности набирающего силу потока жизни, Елена воспела силу весенней свежести и никогда не преходящей новизны со свойственной ей особенною яркостью.
    Внутри данной главы возник ещё один цикл - серия стихов, посвященная тематике сирени как символу краткосрочности периода цветения жизни, равно, как и его естественной движущей силе – аромату жизни - незаменимому в момент творческого акта созидания.
    Вариации сирени непредсказуемо переросли в самостоятельный заметный раздел, чему способствовала  внутренняя мощь возрождения природы, созвучная быстротечности аллегорической весны, усилившей особенное отношение к феномену расцвета человеческой жизни - ведь любовь истинна и в ней нет лжи. Мы любим, порою ошибаясь, и продолжаем жизнь, надеясь на то, что искренность наша будет порукой в разговоре со своей совестью, и что все процессы – плодотворные и не совсем, как это бывает порой – имеют свой глубокий смысл и назначение в итоге. Автор предлагает и призывает нас: «Жить!».  Жить, как мы всегда хотели, и действовать ответственно, согласно убеждению. Не бояться поступков. Опираться на верою обретённое. Тогда всё справедливо.
    Особое место в книге занимает рубрика Музыкальные посвящения. Здесь Елена обращается к вопросам этического и духовного содержания посредством поэтической трактовки музыкальных произведений -  как  культовых, общеизвестных, так и работ, обративших на себя внимание поэтессы в последнее время.  Эта рубрика – своего рода дань, приношение музыковеда, академического музыканта, великому искусству, способному озвучить наитоньчайшие грани живой, ищущей души, воссоздающей сызнова внутренние связи с вечностью. Все вопросы бытия - нашего с вами – затронуты в этих стихах; от - стремления к духовному труду и возрождению  путем спасительного размышления (Надежда); сквозь осмысление жизни и тяжести ее животворящего креста (Распятие); через познание величия гения музыки, ставшего голосом всего мира, и обратившемся посредством своей Музыки, от всех нас, ко внимающим Небесам (Бесконечный пассион); и до – личностной субъективности, неповторимости  процессов внутреннего делания на пути человека к своему обновленному состоянию (Три грации). Живой струей вдохновения окроплены мимолетно-утонченные ассоциации с творчеством Чайковского и патетикой «рахманиновской бездны».  Завершает данную рубрику мощное стихотворение  «Полифония таланта», в котором раскрыты многоплановые аспекты понимания автором сути протекания процессов творческого акта.
И если рубрика Без цели- это особое состояние, соединимое прихотливым рисунком смыслов, передает  непосредственность творческого процесса как бесконечную цепь сомнений, несовершенств и тревог, когда надежда вовсе покидает поэтессу. То  следующий раздел  «Слова прорастают вольными крыльями»  обнадеживает и доказывает, что всё необходимо в топке творчества, как накопление сил, идей, фантазий, быстро сгораемых и вновь возникающих в постоянном движении и переплетении с природными красотами.
Идею непрерывной текучести ситуаций отражает раздел Линии жизни.
Рубрика Чернила межсезонья – мрачновата, загадочна, тревожна и показательна в том, насколько поэтический образ шире возможной его трактовки.  Она необычно наполнена, бездонна, густа, а сами «чернила» порой проявлены или почти прозрачны. Посыл рубрики показать обратную, мощную составляющую неприметной, на первый взгляд, жизни. Равнодушие внешнего мира стимулирует в итоге парадоксально-активную творческую реакцию поэтессы. Все совершается внутри нас, а на внешнем плане - ветер земля и звезды. «Чернила межсезонья» об осенней воде и особом ощущении холода, отрезающего чуждое от твоей сути - снимающее лишнюю восторженность и, напротив, огорчения, чтобы идти новым здоровым шагом далее.
    Туман предощущений  - самый характерный акцент для творчества поэтессы Елены Узун. Попытка говорить о музыке Малера прекрасными метафорами объяснима. Вопрос, как эти неуловимые образы чередуются в строках автора? И как невесомо испаряется конкретика бытия в завершающем шлейфе возвышенных строк? Творчество невозможно остановить, предугадать – при всем старании оно не подвержено классификации и в любой момент может возникнуть и исчезнуть в атмосфере погружений и предощущений.  А, значит, автор, живущий корнями прекрасного прошлого, не ставит окончательной точки и венчает свой новый сборник символом Бесконечности.
    Cборник Елены Узун «Я человек из прошлого» отражает вполне животрепещущие темы человеческой боли, смерти, сострадания - как универсальную составляющую бытия. Рубрика Плач  объединила  трагическое ощущение 2020 года, прошедшего под знаком пандемии и потери многих известных имен в истории искусства. Увы, сгорела  Национальная филармония Молдовы, что отражено в скорбном стихотворении Плач. Весь год держал нас в изоляции друг от друга, усиливая состояние беспомощной неизвестности. Но, чем сложнее обстоятельства, тем ярче проявляется творческая реакция, что Елена и показала нам в этой проникновенной рубрике.
    «Творчество во спасение» стало сквозной идеей рубрики Весна. Война, пронзающей сознание нестандартной реакцией на военные события 2022 года. Строки поэтессы - «Инверсия смерти - рождение сна, стреляя в другого, пронзаешь себя»; «В небе маячат призраки, соединяя мосты смерти минувшей-нынешней, той, не ушедшей беды. Кому же мстят бесконечно, причем живушие Мы? Бродят и бродят по кругу тени вечной войны»; «Стреляйте творчеством в пространство, жизнь заряжайте волшебством. Танцуйте «Спящую красавицу» перед нажатым в Вас курком. В сплетенье хрупких крыльев истина, в нежнейших красках есть заряд. Куда важнее шорох крыльев, чем выстрел - жизнь важней огня» - говорят сами за себя.

Хочу пожелать новой книге Елены Узун своей независимой жизни, своего благодарного читателя. Самой же поэтессе творческого полноводья и свободно творящего духа.