Кавказский Род

Галл Гелиа
ДАГЕСТАНСКИЕ ТУКХУМЫ ,  ИНГУШСКИЕ ТЕЙПЫ И ЧЕЧЕНСКИЕ ТУКХУМЫ-ТЕЙПЫ.
Народы Кавказа в своем общественном развитии прошли те же основные этапы развития, что и многие другие народы мира.  Рода и, фамилии, исторически лежали в основе дагестанского и вайнахского( ингушского ) общества. ... «тухумы» у дагестанцев (от перс. «тухум» — «ядро», «род») и «тейпы» у вайнахов (от араб. «тайфа» — «род», «племя»). Относительно происхождения тухумов и тейпов в научной литературе сформировались разноречивые мнения.
Сегодня природа дагестанских тухумов и вайнахских тейпов изучена досконально, что позволяет нам просто обобщить общепринятые определения. Таким образом, родственное ядро тухума и тейпа формировалось строго по мужской линии. Но в итоге они включали и приобретенных родственников, поскольку в число членов тухума или тейпа могли входить и пришлые, влившиеся в фамилию. Однако, при одинаковых основах рода в Дагестане, Чечне и Ингушетии (т.е. тухумы и тейпы) обладали отличными друг от друга качественными характеристиками. По словам Мамайхана Агларова, дагестанский тухум в отличие от вайнахского тейпа, осетинского аврида несравненно малочисленнее, чем роды других народов Кавказа, зато многочисленны сами тухумы. Если в Чечне население одного аула могло состоять целиком из представителей одной фамилии, одного тейпа, то в Дагестане в одном ауле или селе из 100-150 домов проживало в среднем от 6 до 12, а то и до 40 тухумов. Чеченский и ингушский тейп или осетинский аврида – это обширная фамилия. «Обширность» вайнахских тейпов определялась запретом на внутриродовые, внутрифамильные браки  и поощрением браков межродовых. В то время как малые размеры дагестанских тухумов определялась поощрением внутриродовых и осуждением межродовых браков у дагестанцев. Эти отличия имеют исключительно важное значение для понимания природы тухумов, тейпов и общественно-политического строя народов Кавказа в целом. Малые размеры дагестанских тухумов делали возможной появление крайне раздробленной политической системы – сети «вольных обществ . Обширность же тейпов, в свою очередь, предполагала более единую и обширную политическую систему в пределах всей народности, каковая и утвердилась в Ингушетии во главе с Мехк Кхелом (советом страны)
Однако дагестанский тухум и вейнахский тейп отличались не только семейно-брачными традициями, пределявшими степень политической мозаичности региона, но и своими социально-политическими функциями. Так, сами дагестанские тухумы не являлись политическими образованиями. Совет старейшин, кадий, правители, судьи, исполнители, предводители, смотрители, казначей, народное собрание, кодексы адатов (традиционное право) на уровне джамаата или союза джамаатов, князей и княжеских судов  – вот перечень политического «реквизита», которым обладала дагестанская традиционная административно-политическая единица . Тухум же ни одним из перечисленных органов или соответствующим статусом не располагал. Напротив, тухумная организация была крайне упрощена и однопланова. Что же касается структуры традиционного ингушского  общества, то тейп был необходимой и логической стадией в развитии идеи политического управления. Вайнахский тейп, в отличие от дагестанского тухума, имел, во-первых, институционализированные органы управления. У каждого тейпа был свой Совет и Суд  старейшин (тайпан кхел). . . К тому же ингушские тейпы имели в своей собственности определенную этническую территорию, включающую тейповую гору, пахотные и пастбищные земли, тейповую башню и отдельные тейповые кладбища, чего не было в дагестанских тухумах. Однако эти политические структуры дагестанцев и вайнахов, тем не менее, в своих культурно-правовых, социально-экономических и культурно-политических основах были довольно однотипными.http://www.moidagestan.ru/blogs/31791/12232


Серединная Чечня между Ингушетией и Дагестаном принято считать имела  два института социальной организации тейпы и тухкхумы . Подобная сложная система не известна и не совсем понятна ингушам , не все чеченские историки были согласны с такой историей чеченского общества.  Термин "тукхум" сегодня мало о чем говорит абсолютному большинству чеченцев. Лишь некоторые из них могут правильно сказать, в какой тукхум входит его тейп.
. М. Мамакаев в работе «Чеченский тейп в период его разложения»  представляет собой социальную, а не кровнородственную структуру и тем более не является классической родовой организацией. Характерный для рода запрет на брак между его членами не был обязательным внутри чеченского тейпа.
Кризис общинного землевладения для тейпов в Чечне ? . Большинство не имели своих этнических  территории. Общинное землевладение было характерно для классического ингушского рода..
Но в процессе развития и усложнения социальной жизни, стал процесс объединения тейпов в более крупные и сложные социальные организации — тукхумы. Чеченский тукхум, согласно М. Мамакаеву, «это своего рода военно-экономический союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством..Согласно классификации М. Мамакаева, в XVI-XVII вв. в Чечне сложились девять тукхумов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой[29]. Но количество чеченских тукхумов является предметом дискуссии, что, вероятно, объясняется отсутствием иной разницы между тейпом и тукхумом, чем просто количественная. ????????

....стараться объяснять  можно любую бессмыслицу ..  но, Если допустить что историки сочинили от себя или частью взяли с Дагестана ... тукхум род и тейпа род , буквально тейпа-тукхум   - "род родовой" , как внедряемый новый термин нАхчи взамен вейнах , нах- люди, чи - человек. "людской человек. "

Если вы не можете объяснить что-либо простыми словами, вы это не понимаете. Р. Фейнман
« Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не до конца это понимаете »
Альберт Эйнштейн
Тейп и этноним Вейнах  можно объяснить простыми словами