Семья Николая Фешина

Алина Алексеева-Маркезин
 Николай Фешин.Портрет жены и дочери.
 
            Николай Фешин (1881 — 1955) рос в Казани, в семье владельца иконостасной мастерской. Когда мальчику было 4 года, его подкосил менингит: две недели ребенок находился в коме. После выздоровления мальчик замкнулся в себе и начал рисовать — все, что видел во время прогулок: пейзажи и лошадей мог писать до утра! А с 9 лет стал помогать отцу, работая в мастерской.
            
           Когда семья оказалась в нужде (мать покинула их вдвоем с разорившимся отцом), жил впроголодь, рисовал чертежи иконостасов, зарабатывая на хлеб и на школьную форму. После окончания публичной и художественной школ 19-летний провинциал отправился штурмовать Санкт-Петербург.
         
          Он успешно поступил в училище при Академии художеств, где сбылась его мечта — Фешину посчастливилось попасть в крайне популярную среди начинающих художников мастерскую Ильи Репина. Учитель со временем назвал его «наиболее талантливым в числе современных живописцев».
            
          В 14-летнем возрасте Николай Фешин остался без отца и, живя впроголодь и постоянно думая о хлебе насущном, он полностью посвящал себя живописи, которую часто отмечали похвалой преподаватели.Учебная работа "Беспризорник" практически полностью отразила его тогдашнюю жизнь.
          Уже тогда, в Академии, у молодого художника зарождается фирменный почерк - стиль «non-finita», который путем постоянных экспериментов с грунтами и красками и с использованием мастихина наряду с кистями, привел к более фактурной и свободной манере письма.
 
            Фешинская" индивидуальность заключалась в его уникальной манере, где использовался усложненный необычной цветовой гаммой выполненный мастихином полуабстрактный фон и лица героев, прописанные с фотографической точностью.
Николай Фешин, окончив академию с отличием, получил возможность за казенный счет посетить в 1910 году множество городов Европы, являвшихся центрами искуства и культуры. А после чего вернулся в Казань и стал преподавателем той художественной школы, выходцем которой был тринадцать лет тому назад.
Обосновавшись в Казани, Фешин поселился прямо в своей мастерской в здании художественной школы.
            
           Для переписки с заграницей Фешину, который не знал ни одного языка, требовался помощник-секретарь. Ею стала Александра Николаевна Бе;лькович (1892—1983) — дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина.
 В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху — 32 года. В 1914 году родилась их единственная дочь — Ия.
         
          Сначала они жили в Нью-Йорке.Тяжелый недуг (Николай Фешин страдал от туберкулеза) заставляет художника искать новое место для обитания с более подходящим климатом. Так он обосновался в Таосе, уже полюбившемся целой колонии американских художников. Здесь он построил дом, в котором соединил мексиканскую и русскую традиции. Внутреннюю отделку и все деревянные элементы (более 50 резных дверей и каждая — эксклюзивная!) он взял на себя.

              В Таосе Николая Фешина поразительно раскрылся как скульптор: портреты-изваяния отца, супруги и дочери, попытки заключить в пластику живописные элементы — восхищают! Кстати, появление электроэнергии в Таосе в 1928 г. позволило Фешину вырезать из дерева и достраивать дом по ночам, после напряженных занятий живописи днем. Дом можно смело назвать шедевром южно-западной архитектуры, симбиозом живописи, графики и металлоконструкций. Вот так дом: современный снаружи и удивительный внутри!
         
            Помимо этого, Фешин обучался керамике у местной индианки. Кстати, индейцы и цветовая гамма, характерная для Южной Америки, стали ключевыми моментами таосского экспрессионистского периода.
В 1931 году Фешин принял американское гражданство, намного позднее, чем его жена, поскольку не знал английского языка.

РАЗРЫВ С ЖЕНОЙ.

          В 1934 году в жизни Фешина произошла большая драма: после 20 лет совместной жизни Александра Николаевна потребовала развода. По версии Ии Фешиной, она хотела стать самостоятельной личностью, устав жить в тени мужа, и мечтала стать писательницей.
         Были претензии и к взрывной и импульсивной натуре самого Фешина. Переписка между Николаем и Александрой Фешиными продолжалась до 1938 года, он несколько раз пытался вернуться в Таос и восстановить их отношения, но А. Фешина отвечала неизменно холодно.
              Дом Фешина в Таосе был записан на имя Александры Николаевны, поскольку при покупке земли в 1927 году, не имея гражданства, он не имел и права на собственность в США.
            Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить).
 
           Питались они почти исключительно селёдкой и гречкой, которые Фешин покупал на местном рынке, вспомнив, как жил в студенческие годы в России; в результате оба заболели. Несмотря на то, что Фешин снял квартиру со студией и начал работать, его мучила депрессия, картины не продавались.

        Новым жизненным импульсом стало увлечение Ии Фешиной современными танцами, а также предложение галериста Эрла Стендаля перебраться в Лос-Анджелес. В Калифорнии Фешина ожидал успех: в галерее Стендаля он стал преподавать в художественных классах, причём у него могло одновременно обучаться до 80 человек, в основном — дизайнеры голливудских киностудий.

ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ художника поможет это письмо.

   Дорогой брат Паня.
     Давно, давно я не писал тебе, но это не значит, что я позабыл о вас.
Совершенно другая страна, другой народ и другие интересы. А главным образом напряженная борьба за свое существование за 10 лет, кажется, вытравили всякую связь с родиной. Не раз пытался писать и каждый раз откладывал, не находя сюжета...
 
      Я бы хотел знать, что случилось с нашей семьей за эти 10 лет. Сам я с Ийкой живу теперь в Калифорнии. Не могу похвастаться, что был очень счастлив за последние 3 года с тех пор, как развелся с Шурой, или, вернее, она развелась с нами. Увлекшись одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь ее взбалмошный характер, поставила все вверх дном. Изломала мне жизнь. Не шутка проживши с человеком больше 20 лет начинать строить жизнь сначала. Было нестерпимо больно.

       Конечно, при разводе она взяла все ценное, что было приобретено мной здесь в Америке, и мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Исковеркала и нам и себе жизнь и мается теперь, стараясь доказать и себе и всем, что она великий гений. Ну, да не бывает худа без добра.
 Правда, все эти переживания состарили меня по крайней мере на 10 лет, зато я приобрел свободу, и, может статься, когда-нибудь соберусь навестить Россию и поглядеть на Вас.
 
          Жизнь очень странная вещь, Паня, и иногда преподносит такие штуки, о которых ты никогда и не думал. Не знаю, как ты, а я понемногу начинаю стареть, да и пора, за 50 лет перевалило, не шутка.
Строил дом, потратил на него почти все, что скопил, а сколько вложил энергии, уж не говорю, думал, пригодится на старость, и все пошло прахом — начинай сначала, но силы уже не те, что были раньше. Ия, так привязанная к матери раньше, теперь потеряла к ней дружбу и привязалась ко мне и живет со мной. Решила быть танцовщицей и работает очень усердно и чувствует [себя] более или менее счастливой. Она, бедная, перестрадала больше всего.

       Потерявши дом и семью, я и до сих пор не могу найти место, где бы я мог работать так же легко, как у себя в студии дома. Прошлую зиму ездил в Мексику. Теперь думаю поехать на Яву. Я никогда не был в Азии, и охота посмотреть по пути Японию, Китай и, может быть, Индию. Ну, вот и все интересное, что я могу сказать тебе.
     Я живу сейчас в Аризоне на хуторе, приехал сюда по делу, совершенно дикое место, как у нас в Сибири. Только климат другой — жарко...

Твой брат Николай
P. S. Не можешь ли узнать, что сталось со всеми моими приятелями Сапожниковой, Беньковым, Медведевым и т. д.?
29 сентября, 1949,
Санта-Моника, Калифорния

       Остаток жизни Фешин провёл в одиночестве, переписываясь с дочерью, которая изредка навещала его. В 1953 или 1954 году он написал на русском языке свою автобиографию, которая публиковалась только по-английски в выдержках; в основном она посвящена событиям жизни в России. Сбережения его закончились, художник жил на нищенские заработки от частных уроков рисования.
 
         Николай Иванович Фешин скончался во сне 5 октября 1955 года, не успев закончить пейзажа, над которым работал. В 1976 году при первой же создавшейся возможности Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, такова была его последняя воля. 2 ноября 2011 года прах Ии Николаевны был захоронен на Арском кладбище в одной могиле с отцом. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника

СУДЬБА ДОЧЕРИ .

       «Каждый из многочисленных портретов дочери отражает и безмерность отцовской любви, и блестящее мастерство большого художника. В портретах Ии кисти Николая Фешина идеальное и реальное, желаемое и действительное, жизнь и искусство счастливо соединялись».

       По словам поэта и художника, последнего председателя Товарищества передвижников и первого председателя Ассоциации художников революционной России Павла Радимова, «головка Ии в многочисленных набросках и этюдах Фешина блистала всем восторгом отцовской любви»
Ия Фешина изучала современный танец и стала профессиональной балериной. В 1930-е годы она выступала в концертном зале «Голливуд-боул» в балете «Весна священная» Игоря Стравинского.

       В 1936 году Ия состояла в коммунистической балетной труппе под руководством балетмейстера Лестера Хор тона. Завершив карьеру танцовщицы, Фешина попыталась соединить танец с психиатрией, оказавшись среди пионеров арт-терапии.

Ия Фешина дважды была замужем.
               Первый раз в 1945—1954 годах за писателем, композитором-модернистом, художником-абстракционистом, поэтом, философом и астрологом Дэйном Радьяром.
           Второй раз — с 1954 года за Беннеттом Брэнемом , который был её соратником в арт-психотерапии и соавтором научных статей. Брак между ними был зарегистрирован в Лос-Анджелесе 26 апреля 1954 года. Брэнем был моложе супруги на девять лет.
          В 2002 году (Ия жила с дочерью в Таосе и Альбукерке)
Во втором браке у Ии родилась дочь НикаэлаВ семье её называли «Никки"
 Своё имя она получила в честь деда. Она вышла замуж за Марка Доннара и имеет двух дочерей: Кайлу и Рейчэл Доннер.

СУДЬБА ЖЕНЫ.
            После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Она была вынуждена снимать дешёвое жильё или ютиться в мастерской, питалась один раз в день в таосском ресторане Kashina Lodge, причём никогда не платила.
              Владелец ресторана раз в году приезжал к ней домой, забирая в уплату те из работ Фешина, которые ему нравились. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу — «Шаги в прошлое» («March of the Past») — два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе.