Астроном Исмаил-эфенди аш-Шинази

Али Албанви
Исма‘ил-эфенди б. ал-Хаджжи Ибрахим б. Мухаммад б. Чинайа аш-Шинази (1753/54–1798/99) — известный учёный XVIII века, астроном, философ и математик, автор множества научных трудов на арабском языке, является первым астрономом и первым создателем астролябии в Дагестане.

Исма‘ил-эфенди род. в сел Шиназ Самурского округа. Он происходит из династии учёных из тухума Минтар (Минтарар), сложившейся в XIII веке в сел. Шиназ. В селении Шиназ на родовом кладбище, где похоронены представители шиназского тухума Минтар (Минтарар), сохранилось несколько надмогильных стел потомков Исма‘ила аш-Шинази, которые также были учеными (эфенди). Среди них его внук, который носил имя своего знаменитого деда, – Исма‘ил-эфенди, сын Са‘ид-эфенди.

В XVIII веке в сел. Шиназ Исма‘ил-эфенди открыл университет, в которой изучали философию, логику, математику, астрономию, медицину. В начале XVIII века Исма‘ил-эфенди открыл первую в Дагестане обсерваторию. Развалины астрономической школы сохранились до сегодняшнего дня в селе Шиназ Рутульского района Дагестана. Астроном Исма‘ил-эфенди составил полное описание и руководство для применения астролябии на практике.

В коллекции рукописных книг Дагестанского госуниверситета хранится рукопись, переписанная Исма‘илом аш-Шинази в начале 70-х гг. XVIII в., во время его учебы в лезгинском селении Микрах, в мадраса ученого ‘Абд ал-Гани ал-Микрахи. В колофоне субкомментария на комментарий сочинения по логике ал-Исагуджи Асир ад-дина ал-Абхари говорится о переписке субкомментария в 1185/1771–72 г. Исма‘илом, сыном паломника Двух Святынь Ибрахима, сына Мухаммада, в среду, до полудня, «в мадраса нашего благодетеля и покровителя ‘Абд ал-Гани-афанди ал-Микрахи». Судя по дате, переписка была осуществлена Исма‘илом в возрасте около 18 лет. В 1188/1774–75 г. Исма‘ил аш-Шинази завершил переписку комментария ал-Фанари на сочинение ал-Исагуджи «при нашем наставнике (устад) ‘Абд ар-Рахиме».


Исма‘ил-эфенди обучал своих учеников астрономии по книге «ал-Халаса фи-л-хисаб» («Изложение по арифметике») автора Баха’ ад-дина ибн ал-Хусайна ал-‘Амили (1547–1622). В 70-е годы XX века южнодагестанскими исследователями после долгих поисков был обнаружен телескоп Исма‘ил-эфенди, которым он пользовался в XVIII веке. Находился он в краеведческом музее города Уфы, исследователи имели подробное описание этого прибора, но не смогли вернуть его на родину. Далее в начале 80-х гг. XX века учеником сельской школы в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценным изображением, нанесенным на клинок.

Исма‘ил-эфенди оставил после себя множество комментариев и глоссариев по различным областям науки. Основным занятием Исма‘ил-эфенди и его учеников было усовершенствование астрономических приборов. До нас дошла лишь одна из рукописей астронома, которая находится в рукописном отделе ДГУ (г. Махачкала, Дагестан). Рукопись эта состоит из нескольких научных трудов самого Исма‘ила, которые пока остаются неизученными. Завершает он свой научный труд следующими словами:

Дагестанский учёный и религиозный деятель ‘Али Каяев (1878–1943) в своей книге «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов») пишет об Исма‘ил-эфенди следующее:

«Исма‘ил-эфенди происходил из селения Шиназ, расположенном в Самурском округе. Известен как первый астроном в Дагестане. Он пользовался книгой „Хуласат ал-хисаб“ („Кратко об арифметике“), по которой обучал астрономической науке. С помощью астрономических приборов он обучал способам измерять горные высоты. Однако никто кроме самого Исма‘ил-эфенди не сумел применять эти способы. Кроме астрономии Исма‘ил-эфенди преподавал такие науки, как математика, инженерия, философия. Он также написал много научных трудов по этим наукам. Не известно, где изучал эти науки Исма‘ил-эфенди. Но, очевидно, что учился он этим наукам у учёных в соседних областях Ширвана и Азербайджана. Исма‘ил-эфенди был одним из учёных людей двенадцатого века (по хиджре), он был жив ещё в 1195 году (1780 г.)».


Автор: ‘Али Албанви


ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-‘АМИЛИ, МУХАММАД БАХА’ АД-ДИН ИБН АЛ-ХУСАЙН (1547–1621) — известный сефевидский математик, астроном, философ и поэт. Занимал должность шайх-уль-ислама при дворе Шах-‘Аббаса I (ум. 1629) в г. Исфахане. Автор труда «Кашкул» («Сума нищего») и «ал-Халаса фи-л-хисаб» («Изложение по арифметике»).

АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИГУМУКИ, АЛ-ГАЗИКУМУКИ, АЛ-ГАЗИ АЛ-ГУМУКИ, АЛ-КИБУДИ — нисба восходит к дагестанскому селу Гази-Кумух (ныне сел. Кумух, Лакский р-он).

АЛ-ГУМУКИ, (ЗАМИР-‘АЛИ) ‘АЛИ ИБН ‘АБД АЛ-ХАМИД (‘АЛИ КАЯЕВ) (1878–1943) — дагестанский учёный и религиозный деятель. Родился в сел. Кази-Кумух Лакского района (ныне сел. Кумух Лакского р-она). Рано осиротевший ‘Али воспитался у тёти, которая дала возможность в течение 15–20 лет учиться в мусульманских школах на арабском языке. Ему повезло что учителя-мударрисы оказались на редкость подготовленными и, оценив его способности и трудолюбие, умело направляли ‘Али. После мактаба будущий учёный сменил пять медресе в Дагестане. Он совершенствовал свои знания у известных в то время учёных-арабистов Дагестана — Халила Курахского из сел. Курах (ныне Курахский р-он), Джабра’ила-Эфенди Хотодинского из сел. Хотода (ныне Шамильский р-он), Мирза-Кади из сел. Балхара (ныне Акушинский р-он), Муртаз-‘Али ал-Кудали (1873–1937) из сел. Кудали (ныне Гунибский р-он), Шайх-‘Али-Эфенди ас-Сугури из сел. Согратль (ныне Гунибский р-он). В 1905–1907 гг. учился в египетском «Ал-Азхар» (г. Каир), имел тесные связи с Рашидом Рида (ум. 1935). Автор двух связанных друг с другом биографических трудов. Первый из них «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов») написан на «тюркском» языке. В настоящее время известны два списка этого сочинения, отличающиеся количеством статей и объёмом информации в части из них. Биографии в них структурированы в хронологическом порядке, начиная с дербентских учёных XI в., завершая учёными XIX в. Второй труд создавался ‘Али Каяевым на арабском языке и не был им завершён. Он состоит из текста, написанного на 150 листах, и многочисленных вкладок в виде оригиналов документов и их копий, которые служили источником информации для автора. Каяев стремился придерживаться хронологического принципа, но структуры работа не имеет, как и басмалы и хамдалы, и по сути является незавершённой. Исследователи используют для него условное название «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов»).

АЛ-МИКРАХИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Микрах (лезг. Муграгъ, Миграгъ), Докузпаринского района Дагестана.

АЛ-МИКРАХИ, ‘АБД АР-РАХИМ-ЭФЕНДИ (конец XVIII в.) — южнодагестанский учёный-богослов. Имел своё собственное медресе, в котором сам и преподавал. Один из наставников богослова Исма‘ил-эфенди аш-Шинази (ум. после 1780) из сел. Шиназ Самурского округа.

АШ-ШИНАЗИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Шиназ Самурского округа (ныне Рутульский р-он, Южный Дагестан).

АШ-ШИНАЗИ, ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ АЛ-КУРДАМИРИ АШ-ШИРВАНИ (ум. после 1780) — известный южнодагестанский учёный XVIII века, астроном, автор множества научных трудов на арабском языке. Родился в сел. Шиназ Самурского округа. Основал своё медресе — известном даже на Ближнем Востоке. В медресе изучали математику, геометрию, медицину, логику и астрономию. До последнего времени хранились в доме потомков какие-то приборы для слежения за звёздами, изготовленные самим шайхом Исма‘ил-Эфенди. До сих пор в сел. Шиназе сохранились развалины университета. Исмаил-эфенди, будучи из числа ученых двенадцатого века хиджры, был еще жив около 1195 (1780) г. Переписчик сочинения «Шарх Исагуджи» («Комментарий на «Исагуджи»). Автор: Шамс ад-дин Мухаммад б. Хамза ал-Фанари (ум. в 834/1431.). Комментарий Шамс ад-дина Мухаммада б. Хамзы ал-Фанари на сочинение по логике — «ал-Исагуджи», сокращенное переложение известного философа и астронома Асир ад-дина ал-Муфаддал б. ‘Умара ал-Абхари (ум. 663/1265 г.) «Исагуджи» — трактат по логике (вернее, введение в логику) ал-Абхари, представляющий арабскую версию греческого сочинения «Исагоги» Порфирия — обработки «Категорий» Аристотеля. Дата переписки: 1188/1774-75 г. Исма‘ил-Эфенди из сел. Шиназ переписывал сочинение под руководством «устада ‘Абд ар-Рахима».

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ГОЛОДА — село ныне расположено на территории Закатальского района современного Азербайджана, 8-9 км., севернее от г. Закатала.

ШАНГОДА — село в Гунибском районе Дагестана. Административный центр сельского поселения «Сельсовет Шангодинский».

ШИНАЗ (рут. Сыназыр) — одно из древнейших сёл Южного Дагестана. Расположено на высоте 1750 метров над уровнем моря в Рутульском районе Дагестана.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АСТРОЛЯБИЯ (греч. «берущий звезды») — один из старейших астрономических инструментов, служивший для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел. Основан на принципе стереографической проекции.
ГЛОССАРИЙ (лат. «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.


ЛИТЕРАТУРА

1. Закарияев З.Ш. Стелы с историческими хронографами из дагестанских селений Шиназ и Гельхен // История, археология и этнография Кавказа. Т. 17. №4. 2021. С. 823–847.

2. Гусейханов М.К., Цахаева К.Т. Влияние ислама на развитие естествознания в Дагестане // Исламоведение. 2010. №2. С. 27–36.

3. Нухиял — самый древний род с. Голода. (по генеалогической таблице, составленной Мухаммадом Наккаевым). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9DHfJS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.07.2019). — Яз. рус.

4. Оразаев Г.М.-Р. Из биографических очерков Али Каяева о дагестанских учёных (Учёные в области естественных наук — астрономии, космографии, хронологии) // Вестник Института ИАЭ. 2015. №3. С. 96–103.