О жертвах и палачах

Анна Каплинская
Задумывались ли вы, кому живётся проще: "зайчику", которого изначально заклеймили трусом или "волку", который испокон веков злодей и душегуб?
Палач или жертва? Одного презираем, другого жаль... А если взглянуть иначе? Сейчас покажу как...
Доля жертвы - страдать. Находиться в вечном модусе страха, беспомощности и фатальности. Эти эмоции - три основные константы страдальца. Возможна ли эмоция, если спровоцировавший её раздражитель лежит вне поля индивидуума? Нет, невозможна. Для того, чтобы сделать посыл эмоцией необходимо личностное участие. Без "Я" и сознания любые, даже самые изощрённые попытки психологического насилия и прочей подобной тирании не более, чем пустой набор фонем. И что же получается, что жертва САМА "санкционирует" у себя страх, неуверенность и немощность?.. Мало ли что внушает толпа, не всегда же мы согласны с её мнением, не так ли?.. И лишь когда согласны, то выходит что-то типа "ну, приуныл(а)". Жертва в человеческом обличии сама соглашается на боль и страдания. А что, очень удобно! Все вокруг тогда такие мягкие, податливые, сопереживающие.. Никто не выглядит хитрым, коварным и готовым воткнуть нож в спину. И вот ключевой риторический вопрос: если идейный смысл жертвы надевать терновый венец, то что, простите, делает палач?..
Только не торопитесь, дайте этой мысли настояться..
Палач - злобное орудие сильного мира сего (или он самый и есть). Сущность, абсолютно безэмоционально выполняющий свои действия в отношении ДРУГИХ. А теперь самое интересное: ТАК РАЗВЕ ЖЕРТВА И ПАЛАЧ ДЕЛАЮТ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ? Упрекнем данный несовершенный концепт в его суровости и, строго приподняв бровь, заметим: так Палач же зло для Других. Что же Жертва.. Она сама в себе и для себя страдает. Да неужели? Вы обращали внимание на лица тех сочувствующих, которые жаждут помочь? И много ли вы там видели величия человеческой самости? Нет, я, безусловно, не считаю, что взаимопомощь и поддержка - это плохо. Наоборот! Вот только давайте различать сущностное стремление помочь Другому и бессвязное нытьё о том, как кому-то чего-то там жаль. Верно оно там у Ницше: "Я пришел вам помочь, а вы жалуетесь, что я не хочу с вами плакать".
Вернёмся немного назад, к рассуждению о Палаче. А чем его нелегкий труд не принуждение извне, покорность перепетиям жизненного пути и последняя инстанция реализации? Разве легко казнить? Разве в здравом уме и рассудке можно добровольно заставлять страдать, обрастаяю туманом ненависти, отчужденности и отвергнутости? Нельзя. Так чем же Палач не Жертва, а Жертва не Палач. Разница лишь в масштабе разворота полотна своих страданий миру, не более.
А теперь совсем критически к человеческой личности: кто мы? Жерты или Палачи? Парень бросает девушку, и вроде сразу очевидно, кто тут причина страданий, а кто жертвенный ягнёнок. А знаете ли вы, не казнил ли этот ягнёнок день ото для того самого палача постоянными истериками и упреками? И чьё насилие в эквиваленте больше?
Все понятия можно трактовать относительно. Статус жертвы не делает никого хорошим, а статус палача - плохим. Жертва казнит себя сама своим страхом, а Палач страдает своим предназначением... Карты путаются, роли меняются... Но ведь по сути, мы говорим об одном и том же: о страданиях. Совершенно неважно как их представлять: с глазами полными слёз или с топором в руках. Грань между убивающим и убитым в человеческом сознании - нечеткий пунктир, проведенный самими людьми (потому, что так проще). В действительности, это все не более, чем взгляд на одно и то же с разных углов.
Ну и кого теперь нужно жалеть?.. Никого, включая себя. Жалость - это оправдание. А оправдание - бегство от сути. За что жалеть и кого? За то, что сам не в состоянии смотреть в лицо демонам, которых сам(а) и породил(а)?
Уходить надо от этих категорий палача и жертвы, вот в чем весь фокус. Тот, кто безжалостен к себе не боится палачей. А палач не казнит невиновных. Вина, но только не в отношении других и не в форме потупленного взгляда - вот оно спасение. Осознавая свои (!) ошибки следует их принимать как важного гостя: с достоинством, не робея и не отводя глаз. Только так и приходит осознанность. И стойкость.
Пройдя весь путь ошибки от её совершения до разбора последствий с холодной головой и чистым рассудком, появляется характер. Только в этом случае внутренний устав так можно звать. Нет ничего дурного в том, чтобы "показывать характер", то ли дело демонстрация незрелости и хамоватости, которая зовется в быту так же.
Подведу итог: бросайте жалость к себе и другим. Не позволяйте никому вас жалеть и казнить. Вы сами - ваш личный критерий терпимости и лояльности. Ищите себя, ведь вы гораздо замечательнее, выше и лучше чем монстр и/или убожество. Чистая призма Сознания - вот единая цель, способ и предмет самосовершенствования.