Мгновение Готфрида Лейбница

Виктор Морозов
     Философские системы классиков немецкой философской мысли формировались под влиянием развития естественных наук и математики. К сожалению, к этому времени вопросы взаимосвязи математики и философии, на которые обращал свое внимание предтеча всей немецкой классической философии Г. Лейбниц, стали декларативными.

     Для одного из основоположников дифференциального исчисления, математика и философа Г. Лейбница, основным понятием был не просто «дифференциал» как бесконечно малое изменение функции. Это понятие для него с самого начала являлось и математическим, и философским понятием движения. Г.Лейбниц предположил, что приращение функции dy=f(x+h)-f(x) может быть не равным 0, но вместе с тем столь малым, что, умножив его на любое конечное число, всё равно невозможно получить конечную величину. Г.Лейбниц ввел «дифференциал» как бесконечно малую величину, чуждую в свое время и математике, и здравому смыслу. Но, несмотря на это парадоксальное допущение, ему удалось радикально изменить господствующую до этого идею исчисления движения. Дифференциалы у Г.Лейбница – это «монады», многообразные динамические центры движения бытия и … Духа. Каждый такой центр движения, «монада», потенциально неисчерпаем и не имеет последнего «дна». Как центры совместного непрерывного движения, монады символизируют неуловимый предел возможного изменения всего и всё более глубокого погружения в относительное обездвижение, в «сон сингулярности». Одни из монад погружаются в «сон», а другие одновременно «пробуждаются» к нарастающему движению. Монады подобны друг другу и на уровне бесконечно малого приращения движения, у недостижимого «дна» своего абсолютного покоя, обнаруживают неуловимую взаимосвязь между собой. Погружение монад в подобный «сон сингулярности» создает возможность для их совместного движения, обретения ими новых, бесконечно малых различий между собой. Такие различия образуют основу многообразия и единства монад, когда на фоне непрерывности всеобщего движения возникает иллюзия их независимости друг от друга, дискретности. Г.Лейбниц  по какой-то причине считал  монады независимыми друг от друга. Но сама его философская система и логика обращения к области бесконечно малых величин говорит об обратном. Эта логика допускает, что взаимосвязь между монадами определяется существованием бесконечно малых и мгновенных изменений единого для них Духа. Причем все эти физически недостижимые мгновения составляют основу движения вечности, образуют изначальную возможность для безграничного творчества Духа.
Как показала история, отдельные достижения рационального мировосприятия, свойственные науке, как бы они ни были велики, сами по себе существуют в ореоле заблуждений, скрывающих сущность большинства явлений. Только некоторые из них влекут за собой изменения в понимании основы для всего сущего. К одному из немногих таких событий в осмыслении этой основы следует отнести открытие дифференциального исчисления.

     Последние годы жизни Лейбница были напряженными. В окружении ученого были интриги придворных «ученых» и нападки со стороны церкви. 14 ноября 1716 года Готфрид Лейбниц почувствовал недомогание и  через мгновение, в присутствии лекаря,  умер. За гробом мудреца, который подарил миру невиданное открытие, физически недостижимое мгновение, шел только один человек - его секретарь.