Аферист

Владимир Шатов
В начале тысяча девятьсот третьего года жители Парижа из газет узнали, что русский миллионер, золотопромышленник Сомов приехал в Париж по торговым делам.
- Говорят, он несметно богат! - к главному жандарму столицы Франции Фурье обратился богатый знакомый. - У него золотые прииски в Сибири.
Сомов разъезжал по городу в позолоченной карете на семёрке лошадей, запряженных цугом. Сам правил лошадьми, сидя на облучке с золотым причудливым орденом на груди. Первая лошадь белая в крапинках была цирковой. Она становилась на дыбы, красиво приплясывала при поворотах.
- А от меня, что требуется? - спросил жандарм.
- Он собрался продать часть золотых приисков, - пояснил банкир. - Каждый желающий сможет роскошно жить... Я хочу вложить в него деньги, но нужно всё проверить…
- Хорошо, - пообещал Фурье. - Я направлю к нему своего лучшего сотрудника. Он узнает о Сомове всю подноготную.
Вскоре в Россию выехал талантливый следователь Санторо. Ему потребовался месяц, чтобы собрать необходимую информация. Для этого он посетил Одессу, Киев и Петербург.
- Под видом русского богача скрывается одесский еврей Осип Шорин, - сообщил он начальнику, когда вернулся в Париж. - Он родился в семье бедного сапожника и с детства мечтал разбогатеть. Вот его история!
Будущий крупный коммерсант начинал торговцем с переносных лотков. Обычно он становился рядом с лотков другого продавца. После чего к нему быстро выстраивалась очередь из покупателей, он не успевал считать деньги.
- Что за непруха?! - шипел недовольный сосед. - Всех покупателей переманил противный мальчишка…
Удачливый Шорин, ссылаясь на спешку, предлагал ему выкупить у него по дешёвке весь товар и самому продолжить успешную торговлю.
- Заодно и конкурента уберу, - обычно думал сосед.
Однако приобретённый у Осипа товар оказывался не кондицией, а все его бывшие покупатели были подставными лицами.
- Каждый хочет зарабатывать столько, сколько тратит! - пошутил Фурье.
Шорин приобрёл авторитет в еврейской общине и предложил раввину продавать места в раю. Тот по его совету вывесил в синагоге схему рая с прейскурантом на места. С каждого купившего место в раю он имел процент за посредничество.
- Есть один верный способ определить, является ли человек честным - спроси его об этом! - Осип общался с уголовниками и учился у них. - Если он скажет «да», то сразу ясно, что он жулик.
Однажды он получил откат от банды Васьки Косого. Бандитам Шорин предложил схему проникновения в одесский банк через печные трубы. Ограбление прошло успешно, и он получил десять процентов за наводку.
- Ужас, сплошные нервотряпки! - учил он товарищей. - Всегда держите уши открытыми по Одессе… 
Осип помогал купцам вести дела против конкурентов. Подсказал купцу Розенбауму секретный рецепт, благодаря которому его вино не скисало бы по дороге из Одессы в Самару:
- Для этого нужно только добавить в бочки борную кислоту…
Обрадованный винодел отвалил аферисту немаленькие деньги за помощь. Но вскоре разорился, вино в бочках испортилось. А его конкурент Кутякин, бывший на короткой ноге с Шориным, довольно потирал руки, наслаждаясь чужой бедой.
- Если сделаешь кому-нибудь хорошее дело, возьми квитанцию на случай, если небеса, как налоговое управление! - сказал он, получая деньги.
Французский следователь подробно задокументировал подвиги Шорина и перешёл к описанию его следующего дела:
- Прогуливаясь по улице, аферист увидел курицу без перьев, у него созрел план. Забрав несушку, Осип отправился на сельскохозяйственную выставку в Киев.
Шорин прочёл лекцию о новой породе, представившись профессором:
- Я вывел новый сорт кур, которых не нужно ощипывать.
Ему охотно поверили и в Одессу хлынули агенты птицефабрик. В офисе компании их ждал десяток по живому ощипанных кур и купившись на такую демонстрацию, агенты охотно заключили с мошенником контракты.
- Компания «Идеальная курица» работает исключительно по предоплате! - предупреждал всех Осип. 
Деньги лились рекой, он заверял заказчиков, что куры вот-вот поступят к ним. Однако в назначенный срок на птицефабрики птички не приехали. Разъярённые фабриканты кинулись в офис «Идеальной курицы», но никого там не обнаружили. Лишь на полу их ждала обезглавленная ощипанная и распотрошённая курица. На шее у неё была записка:
- «Мы, селекционеры из Одессы, вывели курицу без костей и головы!»
- Нашлись люди, пожелавшие купить новую породу, но следов «профессора» не обнаружили... - продолжил рассказ Санторо. - Зато в кабинет московского банкира Плотникова постучался солидный посетитель. Он попросил предоставить сейф для хранения очень ценного предмета, продемонстрировав небольшой кожаный мешочек.
- Для чего?  удивился Фурье
- Природа человеческого любопытства великая сила, рассчитывал Шорин, - пояснил следователь. - Бизнесмен не сможет удержаться, чтобы не узнать, что же там внутри…
Осип не хотел раскрывать тайну, но, помявшись, высыпал на стол пригоршню драгоценных камней: изумруды, сапфиры и алмазы. Плотникову он объяснил, что нашёл камни в каньоне Крыма, добавив:
- Камней там настолько много, что ими буквально усыпано всё вокруг!
Шорин взял с него слово, никому не раскрывать тайну, хотя банкир славился тем, что не умел хранить секреты. О чудесном мешочке узнал богатый фабрикант Терещенко. Желая заработать, он разыскал старателя.
- Благодарю за честь попасть в мир Вашего зрения! - сказал Осип, входя в его помпезный кабинет.
В ходе беседы он пояснил, что раскрывать место, где нашёл эти камни, не собирался, но может взять богатого инвестора, который сможет профинансировать работы, в долю:
- Двойная бухгалтерия залог двойного дохода.
Богач был рад, но сомнения закрались в его голову, он уговорил Шорина показать его помощникам месторождение:
- Я не настолько дурак, чтобы расписываться в собственной глупости.
Осип согласился, но с условием, что те пройдут остаток пути к карьеру с завязанными глазами. Экспедиция двинулась в долгий путь к крымскому каньону. Вернувшиеся посланники, восторженно поведали Терещенко, что драгоценные камни и впрямь лежат практически на земле.
- Причём камней этих, - убеждали они, - на миллионы рублей!
Двадцать пять богатейших людей России вложили деньги в созданное предприятие, поделив руководящие места в перспективной горной компании. Первоначальный капитал составил два миллионов рублей.
- Неплохо! - оценил Фурье
- Это только начало… - уточнил Санторо.
Пока сильные мира сего делили кресла корпорации, Осип, вдруг осознал, что хлопоты, связанные с миром бизнеса, не для него, и согласился уступить инвесторам долю в компании, в обмен на триста тысяч рублей.
- Нос не дорос до таких дел! - пришлось признать Шорину.
Совершив сделку и выручив деньги, он покинул Россию. О чудесном месторождении узнал выдающийся русский геолог, ему стало интересно:
- Что же это за копи такие, где встречаются рубины, алмазы, сапфиры, и прочие камни, которые обычно никогда не залегают вместе.
Он обследовал месторождение и пришёл к выводу:
- Копи не более чем пустышка. Камни были попросту подброшены на место и присыпаны землёй. Никакого месторождения нет!
Следователь артистично передавал интонацию персонажей истории, что Фурье практически находился внутри событий.
- Как же он провернул эту сделку? - спросил жандарм.
- На вырученные от куриной аферы деньги, Осип купил в Европе непригодных для огранки драгоценные камни на сумму всего двенадцать тысяч рублей. Зарыл их в землю в районе месторождения и провёл операцию по одурачиванию людей, которые собаку съели на финансовых трюках.
- Гениально! - оценил Фурье. - Не хочет ли он повторить это у нас? Нужно проследить за ним. Отправляйтесь в его офис и проверьте всё!
Санторо принялся выполнять приказ и выяснил, что Шорин вёл в Париже шикарный образ жизни, подготавливая публику к следующему делу. В назначенный день и час открылось его торговое заведение. Он арендовал двухэтажный дом в центре города и соответственно обставил.
- Его помощники, их человек сорок, имеют на соседней улице костюмерную, - доложил следователь. - Наряженные, они заходят в заведение, выходят, меняют одежду и грим в костюмерной и заходят.
Создавалось впечатление заинтересованности парижан. Богачи стали проявлять интерес к торговой конторе и посылали представителей.
- Разузнайте детали торговли и денежные суммы, которые требуются для заключения контрактов! - велел ему Фурье.
На следующий день у дверей офиса появился незнакомец. Его пригласили в отдельную комнату на первом этаже для деловой беседы.   
- Всё солидно! - Санторо увидел работающих машинисток и мог слышать, как им диктовали деловые контракты на разных языках мира.
Посетитель казался персоной серьёзной, его провели в кабинет к Шорину на второй этаж. За спиной Осипа на стене висела большая карта России, где в районе реки Лена были обведены разноцветные кружочки.
- Заходите! - он поставил на документах оттиск золотой печатью, подписал золотой ручкой.
На его столе лежали пятикилограммовые золотые слитки. Сам он был сосредоточен, немногословен и крайне деловит.
- Итак, - спросил Шорин посетителя, - чем вы, сударь располагаете?
Он показал на карте места приисков. На фотографических снимках были жилые здания, улыбающиеся рудокопы, места разработки золотоносного песка и золотые жилы в горной породе. Осип, подытоживая, предупредил:
- Вперёд я денег не беру. Сначала снарядите свою экспедицию, состоящую из специалистов. Я даю вам адрес, сопровождающего, и вы едете на место. Если ваши люди останутся довольны, заключаем договор-контракт. Вы мне выплачиваете оговоренную сумму и возвращаетесь на место, где занимаетесь добычей золота, предварительно оставив там своих людей.
В необъятную Россию уже потекли научные экспедиции. Возвращались французы в полном восторге. Шум в прессе был поднят страшный.
- Это новая афера Шорина! - заверил Санторо. - Его нужно арестовать.
- Пока не за что! - остудил пыл сотрудника Фурье. - Формально нет состава преступления. Спасибо за работу!
Он встретился с банкиром, просившим проверить Шорина, предупредил:
- Я бы не стал вкладывать деньги в это предприятие!
- Все мои знакомые уже купили такие активы, - признался он. - Все в восторге от открывшихся перспектив. Дело абсолютно верное, я жалею, что потратил столько времени на проверку честного бизнесмена! 
Когда основные договоры были заключены и деньги получены, стали появляться те, кто прозевали выгодную сделку, сулившую миллионы франков прибыли. Одним из последних в офис Шорина приехал банкир. Осип упрекнул его в медлительности, показывая фотографии:
- Где же вы были раньше?! Есть не раскупленные места, но ждать возвращения ваших экспедиций, у меня нет времени. Если хотите, заключаем договор, вы оплачиваете мне оговоренные суммы, я даю адреса приисков.
Шорин, получив от него деньги, оперативно покинул Париж. Сопровождавший французов агент в Сибири скрылся. Прибыв на место по адресу, указанному на фотографии, люди банкира обнаружили глухую тайгу. 
- А как же прииски? - пытал банкир дельцов, видевших золото.
- На наших приисках золото! - злорадствовали конкуренты. 
Банкир снова приехал к Фурье и попросил наказать обманщика.
- Я вас предупреждал! - напомнил он. - Мой следователь найдёт его…
Санторо выяснил, что Шорин вернулся в России и понял схему аферы.
- Осип выбрал места, где в породе были обнаружены золотые жилы, построил жилые помещения, оградил зону! - доложил он Фурье. - Закупил несколько мешков золотого песка-сырца на Монетном дворе в Петербурге и приобрёл десятка два крупных золотых самородков. Привёз закупленное в Сибирь и закопал самородки. Песок рассыпал в водоемах, где он хорошо просматривался с берега. Когда прибывали иностранные экспедиции, то его рабочие взрывали золотые жилы, и те видели самородки в горной породе.
Жандарм сообщил злому банкиру:
- Достать Шорина пока нельзя! Но ваши конкуренты тоже пострадают. Золота на их приисках нет…
Банкир ему снова не поверил. Вскоре из Сибири вернулись опечаленные специалисты, и разразился грандиозный скандал.
- Когда мы начали разрабатывать прииски, - жаловались обманутые французы, - золота не оказалось и в помине…
Радовался свой дальновидности только Фурье.
- Морковь, безусловно, полезна для глаз! - поздравил он Санторо с назначением на новую должность. - Вы когда-нибудь видели зайца в очках?