2. Слово о празднике. Продолжение

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

Большой духовный интерес для читателя и слушателя приобретает каждая мелкая деталь, самая незначительная подробность «рядового» и «праздничного» евангельских чтений этого дня! Совершенно неслучайно сегодня соединены, сведены вместе, два фрагмента евангельского рассказа: Мф. 6:22-33 [Зач. 18] и Лк. 1:1-25, 57-68, 76, 80 [Зач. 1], проясняющие и усиливающие, в своём взаимодействии друг с другом, наше понимание и духовное впечатление от переживаемых нами сегодня евангельских событий.
В наших рассуждениях о духовных смыслах и значениях праздника Рождества Иоанна Предтечи мы будем обращаться и к дугим фрагментам Писания - Евангелия и Библии, связанным с ним, которые в библеистике называются - «параллельными местами». А также к словам Предания, в которых святые отцы и учителя церкви высказывали своё восприятие символической роли Пророка Иоанна, как евангельского персонажа и собственное отношение к нему.
Пророчество о явлении Предтечи перед пришествием Мес¬сии библейская традиция относит к пророку Малахии. По его словам, Предтеча должен будет провозвестить Его пришествие и указать на Него людям Израиля. По¬это¬му, ожидая Мессию, иудеи с особым тщанием искали признаков яв¬ле¬ния Его Пред¬те¬чи. Мы, христиане, понимаем, что пророк призывал людей к внутреннему аскетическому деланью, очищению тела и души от греховных страстей, и провозвествовал это! - Но иудеи ждали человека! Их не особо заботила состояние собственной совести. Они не приуготовляли себя к вере, а лишь к внешнему приходу Предтечи и его принятию. В результате, мало для кого были понятны слова Господа Иисуса Христа о пророке Иоанне Крестителе: - «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11).
В богослужебных молитвословиях Иоанн Креститель прославляется Церковью, как: - «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Но давайте, наконец, обратимся к евангельскому тексту, самому началу исполнения пророчества Малахии.
Евангельское повествование (Лк.1:5-7) извещает нас, что родители Иоанна Предтечи и Крестителя - священник Захария, происходивший из племени Ааро¬на, рода Авианова, и Елисавета - из дочерей Аароновых и рода царя Давида,[2] жили вблизи древнего города Хеврон,[3] на территории называемой на¬гор¬ной стороной или страной Иудеи, к югу от Иеру¬са¬ли¬ма. Этот город и его окрестности были определены в удел священническому роду Аарона. Произошло это ещё во дни Иисуса Навина. Между Хевроном и Иерусалимом примерно 8-мь часов пути, что немного дальше чем до Вифлеема. Он находился на возвышенном месте и назывался «Горним градом» из-за высоких гор, на которых был расположен. Окрестности Хеврона окрестили «горней страной», о чём мы узнаём из евангельского повествования о путешествии Девы Марии к её родственнице Елисавете (См. примечание 2 Лк.1:39-40).

[2] То, что Елисавета имела отношение к роду царя Давида, будучи в родстве с Девой Марией, нам становится известно из евангельского повествования Луки - [Зач. 3.]  1:35-36 и [Зач. 4.] 1:39-40: И ангел сказал ей ... се, Елисавета родственница твоя, зачала сына в старости своей! И вот уже шестой месяц пошёл непраздности её, нарицаемой прежде неплодной ... И встав в тот же день, и презрев тяготы пути в горную сторону, Мария пошла в Хеврон, град Иудов, и вошла в дом Захариин, и приветствовала Елисавету целованием своим.

[3] По другим сведеньям дом Захарии находился в пределах самого священного города Хеврона.

Теперь Хеврон, один из самых древнейших городов Азии, называется у арабов Ель-Халиль. Сведенья о нём относятся ещё ко временам Авраама и, по свидетельству иудейского историка Флавия, жившего в начале новой эры, в его время Хеврону насчитывалось уже 2300 лет. Евреи называли его священным, ибо в нём находятся гробницы Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. По указанию Константина Великого над погребальною пещерою Авраама была воздвигнута церковь, которую мусульмане в последствии превратили в мечеть. Сам город располагается в глубокой и узкой долине и со всех сторон окружён горами, выше Иерусалима примерно на 500 м. Все окрестности города, долина и горные склоны утопают в садах, состоящих из олив, фиговых, абрикосовых, гранатовых деревьев и виноградных лоз.
И именно здесь, в Хевроне, на высоте горнего града колена Иудова, символизирующую и духовную высоту человеческой жизни, посреди красот этой нагорной страны, призывающих и нас к красоте души, и происходили все те события, которые и стали - «образом духовного возрождения человека». Не даром евангельский рассказ об этих событиях утверждает, что все слышавшие о них много дивились и с недоумением думали: - «Что будет нам рождение младенца сего?» (Лк.1:66).