Микеланджело Буонарроти-3

Койфман Валерий
«Микеланджело Буонарроти. Величайший скульптор, художник и архитектор Возрождения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Итак, 25 июня 1496г. Микеланджело вступил в «вечный город». Микеланджело был 21 год, но духом он был старше своих лет. Ум и характер его рано созрели под влиянием пережитых им испытаний: борьба с семейными традициями, зависть и злоба с первых шагов в искусстве,  смерть Лоренцо, бедствия Флоренции,  мужество и предательство – всё видел, а многое и испытал сам Микеланджело.
Величайшие гении Италии в то время принадлежали Флоренции. Но притягательной силы «вечного города» – Рима она не могла уничтожить. Благодаря раскопкам, проводившимся во времена Микеланджело, для него стали доступны античные произведения искусств. Юноша был покорен античной пластикой.

Перед нами «ВАКХ» (1496-97, Нац.музей, Флоренция), ставший  отражением  увлечения Микеланджело античностью. И ее первый обладатель, поставил «ВАКХА» в саду своей виллы в окружении антиков, которые были ей сродни. Античный бог вина захмелел и нетвердо держится на ногах, он силится сохранить равновесие, для чего откинулся назад. По отполированному мрамору ног и торса свет скользит с плавной и мягкой свободой. Ритм контуров замыкает фигурка малень-кого сатира, лукаво выглядывающего из-за спины Вакха и держащего корзинку с виноградом.

Прекрасное мраморное изваяние, известное под названием «ПЬЕТА»(1499г., Ватикан, Собор Святого Петра), остается до сих пор великим памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости таланта 23-х  летнего художника.
Св. Дева сидит на камне, на коленях ее покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Она поддерживает его рукою. Весь Рим был восхищен этим произведением.Трудно поверить, что бездушному, твердому камню можно дать такую безукоризненность формы, какой сама природа редко достигает в своем лучшем создании – человеке.
Под влиянием античных произведений Микеланджело отбросил мистические традиции средних веков в изображении религиозных явлений. Всему произведению он дал гармонию и красоту. Не ужас должна была вызвать смерть Иисуса, но лишь чувство благоговения  к великому страдальцу.

Создавая это произведение, Микеланджело думал о Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции, которая его боготворила, на той самой площади, где гремели его страстные речи и где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру.
Некоторые, однако, упрекали Микеланджело в том, что Христос изображен в зрелом возрасте, тогда как Мария прекрасна и молода, и нельзя поверить, что она его мать. На это великий художник дал ответ: «Известно, что чистота помыслов лучше всего сохраняет свежесть тела и что скромные женщины долго сохраняют красоту и свежесть лица.
 Другое дело – ее Сын.  Опыт и страдания состарили его преждевременно».
Асканио Кондиви – автор  биографии Микеланджело, его ученик - считает Микеланджело с этого момента величайшим художником не только Италии, но и всего мира. («Переписка Микель-Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви»)

Как-то, незамеченный в толпе, окружавшей мраморную группу, Микеланджело, по словам Вазари, услышал, как на вопрос об имени художника один ломбардец сказал: «Разве вы не знаете автора? Да это Гоббо из Милана».  Микеланджело задумчиво удалился.
«Не годится, чтобы мое создание, дитя моего ума и сердца, называли чужим именем»,- подумал Микеланджело.Забравшись с лампадой ночью в храм  юноша, вырезал на ленте Марии свое имя. Так случилось, что это произведение – единственное носит имя художника, начертанное его рукою.
Талант Микеланджело получал все более широкое признание, что нашло свое отражение в ряде крупных общественных заказов и хотя бы в таком факте, как решение администрации Флорентинского собора (Опера дель Дуомо) о постройке для него дома с мастерской.

Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую «ДАВИДА» (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция),  одно из лучших своих произведений. Вазари прямо пишет:
« Микеланджело создал Давида в знак  признания того, что он защитил свой народ и справедливо им правил“.
Работая над статуей, мастер столкнулся с большими трудностями. Дело в том, что в попечительстве флорентийского собора уже давно лежала без употребления глыба мрамора, которую Пьер Содерини,  гонфалоньер города, предлагал послать даже к Леонардо да Винчи. В этой глыбе было более 4-х метров, и, на беду, некий мастер начал в ней высекать гиганта, но так , что продырявил ему ноги, испортил все и изуродовал. Микеланджело уже задолго до приезда во Флоренцию стал помышлять о ней и теперь сделал попытку ее получить.
Микеланджело обратился с просьбой о ней к попечителям собора и к Содерини. Они охотно ее ему уступили, ибо разбивать ли ее на куски, оставлять ли ее  - все равно пользы от нее никакой нет».
Начиная работу Микеланджело, после долгих раздумий, остановился на одном из героев Библии - Давиде, победителе Голиафа. По библейской легенде, противники израильтян филистимляне во главе с гигантом Голиафом казались непобедимыми. Великан был страшен, сорок дней никто не решался сразиться с ним. Но Давид, пригнавший стада в стан царя Саула, решается на битву. Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах. Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову. Такова библейская легенда.
Он решил изобразить Давида накануне боя, готовым к решительной схватке. Широко известно высказывание Микеланджело, что «в каждом камне заключена статуя, нужно только уметь убрать все лишнее и извлечь ее на свет». Так и в этой бесформенной глыбе мрамора скульптор сумел увидеть образ юноши-гиганта, настолько мужественного и сильного, что облик его может вселить всепобеждающую веру в человека. Микеланджело увидел в мраморе тело могучее и прекрасное, как тела античных героев, и душу столь же чистую и благородную.
У Микеланджело Давид прекрасный юноша, обнаженный подобно античным статуям. Он стоит, твердо опираясь на правую ногу, слегка отставив левую. Расслабив тренированные мускулы, Давид готов через мгновение напрячь их, взмахнуть пращой, зажатой в левой руке.
Могучая голова с вьющимися волосами повернута влево, в сторону противника. Брови его сдвинуты, около носа и углов рта залегли складки. Широко раскрытые глаза зорко следят за противником.
Непреклонная воля чувствуется в этом юном прекрасном лице. В то же время оно не по-юношески гордое, властное и даже грозное. Вся меняющаяся гамма чувств тонко передана мастером.
Состояние покоя перед решающим усилием подчеркивает свободно опущенная вдоль правого бедра рука Давида и настороженно приподнятая к плечу левая. При кажущемся спокойствии зрителя не оставляет ощущение, что это штиль перед бурей.
Поразительно, но предварительная работа скульптора свелась лишь к созданию двух небольших, всего в несколько сантиметров, эскизов из воска. В них мастер только определил расположение основных масс статуи. Микеланджело, почти не глядя на модель, сразу врезался в камень. Начиная с передней плоскости блока, он рубил до тех пор, пока из каменного плена не освобождались почти законченные части фигуры.


После долгих споров было решено установить «ДАВИДА» у входа в Палаццо Синьории. 14 мая 1504 года вечером под звуки „Ave Maria“ статуя тронулась с места, установленная на специально сконструированное сооружение на колесах. Передвижение длилось трое суток с ночными перерывами, выставляли ночную стражу, так как враги Микеланджело старались повредить «ДАВИДА».
18 мая «ДАВИД» достиг пл. Синьории. В 2004 году будет 500 лет этому событию.
В 1873г., чтобы спасти скульптуру от вредного природного воздействия, пришлось перенести статую с площади в Академию и установить на площади копию. Еще одна копия – бронзовая стоит на  пьяцца Микеланджело, в относительно новой части города.